Величие и ничтожность человека

                Какую химеру представляет собой человек!
                Какую диковинку, какое чудище, какой хаос,
                какой сгусток противоречий, какое чудо!
                Судья всех вещей, глупый червь земной,
                хранитель истины, клоака неизвестности и
                заблуждений, слава и отброс вселенной! Кто
                распутает этот клубок?
                Блез Паскаль



        Человек велик, потому что создан Богом и носит в себе образ и подобие Его. Человек ничтожен, потому что пренебрёг своим Богом, пожелав стать независимым от Него.
 
Коротко о моём видении мира. И человека, что, впрочем, одно и то же.

Всё, что создаётся и существует, – творение. Творение исходит из личности создающего его творца. Эта аксиома очевидна, прежде всего, для самого человека с его непостижимым духовным устройством. Это закон, в котором никто не может усомниться, не рискуя потерять здравомыслия.

Поразительно, что множество блестящих умов не могут постичь эту простую истину! Прав был Паскаль, говоря о непостижимости Бога – единственно, или в первую очередь – разумом. Бог, как и Библия, постигается только тогда, когда пожелает Сам, и открывается только тем, кто ищет Его с сердечной верой.

О величии человека можно (и стоит) говорить только в формате иудео-христианского мировоззрения. Ни какая другая концепция, теистическая или атеистическая, не может дать рационального и сколько-нибудь аргументированного ответа на этот вопрос. Поэтому референт в этой проблеме один – Библия. Паскаль, Достоевский, Василий Розанов и др. русские философы работали в Библейском контексте. Образ личности составляется нравственными качествами её. Бог – личность, личностью является и каждый человек. Личность (в отличие от особи) определяется наличием собственного духа и его (духа) неповторимостью. Различают две сферы личности: нравственную или моральную («образ»), и функциональную («подобие») [1]. Первую связывают с понятием сердце, вторую – с разумом и волей. Понятие «образ» я отношу к первой сфере духа, нравственности, а сам термин “нравственность” – к нраву (характеру) Бога. Именно нравственность является основанием личности. Врождённая нравственность по образу Бога. Ею определяется подлинное величие человека!

Свобода – одна из трёх составляющих человеческого величия. Библейский рассказ о первых людях показывает нам их полную свободу в пользовании всем, что Бог создал на земле, в Эдеме. Но с умом: свобода полагает ответственность и требует соблюдения «техники безопасности» (Быт. 2. 16-17). Вторая составляющая человеческого величия – власть, или сила в действии (Быт. 1.28), третья – любовь  (Быт. 2. 22-24). Эти качества человека – свобода, власть и любовь – стали категорическими нравственными императивами личности Адама и всех его потомков [2]. Эта «триада» качеств составляет нравственный портрет личности, или образ, самого Бога [1]. Она же императивно присутствует в каждом из нас, людей, давая нам право называться личностями «по образу Божьему». Место её присутствия в человеке – в глубине человеческого духа. В Библии это место называется сердцем. Мы стремимся проявлять эти качества даже неосознанно, «по зову сердца», начиная с утробы матери и до предсмертных конвульсий.

Теперь о подобии. Подобие – это, прежде всего разум и знание. Априорное божественное, трансцендентное знание всех вещей. Царь Соломон назвал это знание вечностью, вложенной Богом в сердца людей (Екклесиаст 3.11) [3]. Идеи Платона и мысль Декарта – догадки  о таком знании.

Человек – живая духовная реплика Бога. Она не поддаётся никакой предметной аналогии. Но чтобы сделать моё видение человека понятным, воспользуюсь Библией и попытаюсь непостижимое творение Божье представить в человеческих аналогиях. Книга Бытие 2.7: «И создал Господь Бог человека (куклу) из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Итак, чтобы кукла жила «сама по себе», ей нужна программа. Допустим, я, изобретатель и идеально добрая личность, создаю куклу и «вдуваю» в неё программу, которая личностно  повторяет меня во всём – нравственно, эмоционально и интеллектуально. Но я не хочу, чтобы моё подобие было роботом. Я хочу, чтобы оно было душою живою. Я наделяю его разумом и свободной волей. И совестью. Совесть – это всё моё знание и все способности. Когда я передаю моё знание-весть кукле, оно становится нашим со-вместным знанием и – её со-знанием. Теперь, как мне заставить моё подобие делать только добро, не блокируя его свободу,  как Айзек Азимов у своих литературных роботов?

Для человека – задача невыполнимая, ибо программе придётся  выполнять взаимоисключающие условия: действовать внутри жёстких рамок и – одновременно – вне их.

Но у Бога есть агент, Святой Дух, который способен выполнить эту задачу.

Чтобы понять – как, надо уверовать в Библейского Бога в Новом Завете. Абсолютная истина не может быть постигнута (пусть и не абсолютно) иначе, как только верой. Игра стоит свеч: ответы на основные вопросы философии и жизни – Кто  я? Откуда я? Зачем я? – станут  ясными. Первые стихи Библии гласят: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1.2). Дух Божий –  это сам Бог (Ин. 4.24). И этот Бог-Дух, обладающий бесконечным жизненным потенциалом – нравственным и когнитивным – будет  жить в тебе и обеспечивать твою вечную (!) жизнь (1 Кор. 3.16). Он будет общаться с тобой, говорить  к тебе, Он будет предупреждать тебя об опасности и вдохновлять тебя на добрые дела, – но последнее, решающее  слово оставит за тобой.

Ибо ТЫ СВОБОДЕН. Ты свободен, и должен остаться свободным – иначе ты не выполнишь своего предназначения!

Итак, Создатель обеспечил и подкрепил наше право быть личностями по Его образу и подобию  тем, что вложил в нас Свой характер, Свои знания и умения, чтобы поставить нас «владыками над всеми делами рук Своих» (Быт. 1.28; Псалом 8.7). Как уже упоминалось, Соломон сказал, что Он «вложил вечность в сердце людей».

Слово “вечность”, понятно, не означает  только бесконечное время. Это ещё и пространство, и Вселенная со всем богатством, красотой и разнообразием её тел, существ и явлений и возможностью постигать их. Постигать, чтобы властвовать над ними и творить. Творить новое. Творить добро. Творить с любовью. Творить  во имя любви – к  Богу, который есть Любовь (1Ин. 4. 8), и к людям. Творить во имя любви – это служение. Богу и людям.

В этом предназначении служить истинное величие человека. Иисус Христос дал пример такого человеческого служения.  Из-за любви к людям Он пришёл…чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мтф. 20. …). В Нём обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2.9). Он и Бог Отец – одно (Ин.10:30). Он, естественный, явился на землю сверхъестественно, умер естественно в наказание за грехи всех людей, воскрес сверхъестественно и так же сверхъестественно ушёл в небеса, где живёт вечно.

Иисус Христос – лучшее доказательство моей идеи о смысле «вечности» Соломона как сакральной информации о Боге и  Его творении, скрытой в человеке и открываемой ему через чувственный опыт. В принципе похожая концепция,   Deus Absconditus, скрытого Бога в человеке, была известна ещё Паскалю. Он считал, что «Бог открыт тем, кто в Него верит и любит Его» [4]. Кант со своим “нравственным законом внутри нас”, Бердяев: “Человек принадлежит глубине вечности”. Клайв Льюис и многие другие частично разделяли эту концепцию. В более полном виде она открылась мне в контексте врождённого достоинства Homo Sapience. Выше я говорил о ней. Я повторю её здесь. Но прежде замечу, что невозможно до конца постичь понятий “личность”, “достоинство личности”, не имея перед собой образца – личности  Иисуса Христа, “последнего Адама”, – ибо  из Него происходит новый, совершенный  человек, гражданин будущей цивилизации. Тот, кто сейчас, на земле, только учится, беря Духом Святым уроки у Христа. 

Человек как образ и подобие Бога изначально обладает всеми атрибутами личности своего Создателя.  Нравственная сфера человека покоится на триаде свобода-власть-любовь. Это божественная триада, и она обладает категорической императивностью, т. е. требует безусловной реализации в поведении личности. В Библии видим такое же проявление триады в характере и действиях Бога. Свободе соответствуют вечность и вездесущность. О власти (сила, авторитет) Бога говорят Его всемогущество и всеведение. О любви Божьей свидетельствует таинственная и прекрасная Вселенная, чудесная и разнообразная природа земли, высокое предназначение человека, забота Творца о нравственном соответствии этому предназначению.  Так, Его свобода, определяемая Его вечностью и вездесущностью, передана человеку, как способность жить вечно и поступать по своей воле во имя любви. Власть (сила) Бога, определяемая Его всемогуществом и всеведением, передана человеку, как способность познавать (открывать врождённые скрытые знания) и распоряжаться  ими во имя любви. И экзистенционально человек подобен Богу, ибо Бог есть Любовь, Он – абсолютный источник добра, и в человека Он заложил гигантскую потребность – любить, и быть любимым. И творить новое и прекрасное ради любви. Невозможно любить, не имея свободы, и невозможно творить, не имея свободы и власти.

Итак, изначально, само определение личности покоится на удивительной гармоничной взаимосвязи свободы, власти и любви, которую мы наблюдаем в Человеке Иисусе Христе. Евангелисты, особенно Иоанн, подчёркивали преемственность личностных качеств от Бога к людям: «Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (Ин. 3.35); или: «Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам» (Ин. 5.20).

Теперь о той личности, которую представляет грешный, падший человек. Признаки божественного величия – нравственная триада – у него остались, он по-прежнему личность. Но он от-падший, он отчуждён от Источника жизни, и без постоянного притока божественной энергии не способен творить добро в полном смысле этого слова: всё, что бы он ни затевал, пусть самое доброе, ведёт к смерти и заканчивается смертью. Достаточно взять один пример – общественное устройство. Идеалом его всегда – от родового и племенного устройства – был  такой порядок, который обеспечивал бы права человека. Что такое истинные «права человека»? Это свобода, власть и любовь. Сейчас мы достигли «свободы», от которой хотелось бы избавиться. Верующие в существование Бога люди всегда старались представить себе ад. Иероним Босх наиболее преуспел в этом. Он изобразил страшные чудовища, рогатых чертей, кипящую смолу и кричащих от боли и ужаса грешников. Но всё гораздо проще, как мы видим сейчас. Ад – это то, что мы уже имеем: цивилизованное демократическое общество со свободой и властью без любви. Правда, это только преддверие ада, это ещё не совсем тот, вечный Библейский, ад, в котором «плач и скрежет зубов» от невообразимой душевной боли: «Почему я не послушался Евангелия? О, какой же я идиот! И это навечно?!» Но уже сейчас многие, и дети и взрослые, не только больные, но и здоровые, испытывают эту боль и ужас и нередко – и всё более – не выносят их. Статистика самоубийств свидетельствует об этом. Похоже, что и дельфины с китами потеряли надежду на смысл жизни и убивают себя, выбрасываясь на сушу.

 То есть величие человека тесно сосуществует с его ничтожеством. Одно проросло в другое, так что и не отличишь. Но вот что наиболее, по-моему, удивительно. Во всей низости человеческого существа (как в Евангелии от Марка: злые мысли, разврат, воровство, убийство, предательство, жадность, злоба, обман, зависть, надменность, безрассудство)  сквозь мрачные тучи видна серебряная ниточка [5] славы Божьей Личности. Могучий ум, тончайшие чувства, несгибаемая воля, потребность любить, способность видеть красоту,  наслаждаться ею и творить её – всё это живёт и проявляется, хотя бы и едва различимо, в каждой, самой коррумпированной [6] человеческой особи. Это поражало Паскаля, который видел ещё один – самый главный – признак человеческого величия: «Итак, человек сознаёт себя ничтожным, но в этом его и величие».

Как же разрешить эту загадку бытия? Для «просто теиста» это несложно: он верит, что так устроил Бог, или боги. Для христианина дело сложнее: для него Библия и Христос – неопровержимое слово Бога, и это требует не слепой веры, а рассудочной. Но веруют сердцем, а не рассудком. Так что в самом понятии «вера» тоже таится противоречие. Чтобы верить, надо знать объект веры. Выходит, знание впереди веры?

Но в Библии – слове Бога – нет принципиальных противоречий! Всё дело в нашем эгоцентричном понимании знания. Мы понимаем знание как результат действий нашего, человеческого разума. Даже интуитивное знание рассматривается не более как внезапный проблеск в видении взаимосвязи вещей, опять-таки познанных прежде. Это верно при условии, что человек – разумный пуп Вселенной, мерило всех вещей, бог. Такой гуманистический подход уже бросил эпистемологию в хаос постмодернизма.

Но есть Бог, Сверхличность, держатель абсолютной истины. И если Он вложил в человека Самого Себя, и это составляет человеческое достоинство, которое не может быть изглажено, это уже знание apriori, обитающее в каждом индивидууме. Оно истинно, латентно, скрыто в духе и открывается разумом через практику, или научный опыт. Открывается, к сожалению, искажённо. Но иногда нравственная часть этого знания открывается прямым воздействием Святого Духа, когда мы слышим слово из Библии. Тогда возникает вера (1Кор. 10. 17). Так была написана Библия, основание истинной веры.

Итак, вера возникает от знания, но истинная вера – от знания «свыше».

Если мы примем как истину, примем по здравому рассуждению, что всё, что мы получаем в жизни – от Бога, создавшего нас такими же, как Он Сам, у нас в руках окажется ключ ко многим тайнам бытия, и мы разрешим большинство известных нам антиномий. Кроме того, мы избегнем множества стратегических ошибок, неотвратимо ведущих к гибели нынешней цивилизации. Эти ошибки, прежде всего, в мышлении. Не могу говорить – в философии, ибо философия, какой мы привыкли её представлять, исчерпала себя. Нельзя не поддержать мысль Френсиса Шеффера о том, какие «философы» ныне направляют бытие людей – это  поборники свободы для греха: геи, порнографы, «великие» проститутки, многие рок- и поп- певцы и музыканты, продажные  люди всех видов. Родоначальником этой философии был маркиз де Сад [7], поддержанный (часто невольно, или по нравственному невежеству), многими умами на высшем философском и научном уровне [8].

Предвижу, что принцип «Всё, что имеем, – от Бога» вызовет вопрос: Зло тоже от Бога? Я рассматривал этот вопрос в докладе «История – профанация сакрального» [1]. Зло – профанированное добро, продукт разума человека, по свободной воле отклонившего отеческую заботу своего Создателя. Клайв Льюис определяет зло как “дурной путь к добрым целям”. Адам и Ева первыми проделали этот путь, а их потомки неуклонно следовали их примеру, применяя злые методы к достижению своих – часто благородных – целей. Яркий образец – глава ордена иезуитов Игнасио Лойола, огнём и мечом утверждавший христианство. Эта диалектика в сфере нравственности была теоретически закреплена Гегелем, который «синтезировал» доброе и злое [9]. Доброе указывает на величие человека, злое – на его ничтожество. Это диалектическое единство падшего человека, в котором злое ничтожество неизменно берёт верх. Человек деградирует, что бы ни говорили поклонники теории эволюции. Добро профанируется, так что зло из постыдного, низменного явления превращается в нечто великое. Нравственность  личности становится маловажной. Великими всё чаще называют не тех, кто прославился добродетелью, а тех, кто успешнее выставляется: блестит ярче и бесцеремоннее, и звучит громче других. Понятие «звезда» из некогда возвышенного, вдохновенно-поэтического, даже божественного трансформировалось в грубое «выдающееся» – пусть и выдающееся в самую отвратительную сторону. Возьмите, например, – «порнозвезда»! На этом фоне известное «Иисус – суперзвезда» звучит, как смрадное оскорбление Спасителя. Нравственное падение человека, кажется, готово достигнуть апогея.

Однако Создатель никогда не смирится с нашим “свободным” выбором. То, что задумал Бог, изменить не в силах никто. Человек, созданный Им для вечности, и будет жить вечно. Наделённый свободным властным величием, он будет успешно осуществлять своё предвечное назначение – творить во славу Бога, творить во всю освобождённую мощь своего творческого потенциала, творить для любви и во имя Любви. Не удивляюсь скептикам: действительно надо иметь глубокую прозрачную веру, чтобы представить такое славное  продолжение человеческой цивилизации, задыхающейся в либеральном смраде, в котором даже христианство осталось без Христа. Без веры в Христа Спасителя и познания бытийного замысла Бога здравомыслящий человек не может представить себе будущее земли в светлых тонах. Но в этом-то и суть миссии Христа – принести на землю истинный “свет и разум”{1Ин.5.20}. И осветить смысл христианства. Христианство – это пробуждение от “сна разума, рождающего чудовищ”. Пробуждение к вечности, наполненной светом личности Иисуса Христа. Он – единственный пример истинного величия человека. Величие человека Иисуса Христа выступает в резком контрасте с телесной немощью, в которой Он обитал и в которой умирал на кресте. Так же, как и со скудоумием (иначе не скажешь) людей, которых Он пришёл спасать.
 
Личность по имени Иисус, по происхождению – Сын Бога и человека, а по назначению – Христос жила на земле первые тридцать три года Своей и нашей эры, а ныне живёт на небесах [10] и в сердцах верующих в Неё. И для нас жизненно важно понимать, что Человек Иисус был потому свободен, наделён властью и жизнетворной силой, что всецело подчинил Себя Богу Отцу. Нужно преодолеть бессмысленное ничтожество гуманизма и поставить себя в зависимость от Творца, чтобы стать подлинно великим. Но, как и первый человек, Адам, каждый из нас свободен в своём выборе, волен избрать вечное величие или вечное ничтожество. Только на этот раз – навеки.




Литература и комментарии
1. В. И. Комлев. История – профанация сакрального.  Альманах международного симпозиума «Человек и христианское мировоззрение. Вып.11, Симферополь, 2006.
2. В. И. Комлев. Свобода личности как категорический императив. Альманах международного симпозиума «Человек и христианское мировоззрение». Вып. 10, Симферополь, 2005.
3. В русской Синодальной Библии – мир.
4. Г. Я. Стрельцова. Паскаль и европейская культура. Москва, изд. “Республика”, 1994. С. 272.
5. Every cloud has a silver lightning – англ. пословица.
6. Corruptio – лат. гниение, разложение; в Библии переведено как «тление».
7. Francis A. Schaeffer. How should we then live? Crossway Books. Wheaton, Illinois. 1983. P. 159-60.
8. Я отношу к таковым всех, кто отрицал Бога, способствуя  тем самым достижению «права»  на свободу-вседозволенность.
9. В. И. Комлев. Ева и триада Гегеля. Альманах «Человек и христианское мировоззрение». Вып. 8, Симферополь, 2003.
10. “Небеса “ – это не обязательно свод над головой. Это дух, трансцендентное пространство, в котором обитает Бог.


Рецензии
Добрый вечер, Владимир! С большим интересом прочитала Вашу статью. Согласна почти со всеми Вашими выводами. Особенно понравилась цитата: "сквозь мрачные тучи видна серебряная ниточка славы Божьей Личности. Могучий ум, тончайшие чувства, несгибаемая воля, потребность любить, способность видеть красоту, наслаждаться ею и творить её – всё это живёт и проявляется, хотя бы и едва различимо, в каждой, самой коррумпированной человеческой особи". Вы собрали очень хороший материал и статья получилась интересная. Спасибо.
С уважением,

Анна Арбатова   30.09.2012 18:45     Заявить о нарушении