Глава 2. Полигиния

Полигамный  брак  подразделяется на два отдельных вида, когда один мужчина состоит в браке с несколькими женщинами или когда одна женщина имеет несколько мужей. 
На втором месте по распространенности в истории и в современном мире после моногамного брака  идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.
Полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, при этом  брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно.
 Конечно, в таком браке есть свои нюансы: например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Если же у мужчины гораздо больше женщин, например, целый гарем, то  женами они не считаются, но хозяин гарема признает ребенка, рожденного от гаремной жены .
До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!)
В первой главе мы приводили в пример князя Владимира Красное Солнышко.
Ислам допускает наличие нескольких законных жен. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Возникает вопрос: почему существовала и существует полигиния?
Было бы неверно объяснить существование полигинии только тем, что  мужчинам просто нравится иметь при себе достаточное количество самых разных женщин, чтобы потакать своим разнообразным вкусам. Все значительно сложнее. Постараемся назвать некоторые из них.
-экономическая  и политическая выгода.
В древности, особенно в обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являлись законно приобретаемой рабочей силой. Наличие нескольких жен давало в их лице больше рабочих рук, при этом сам мужчина мог не работать.  От нескольких жён рождалось больше детей, которые, вырастая, также становились работниками; дочери, выходя замуж, служили предметом продажи (за них уплачивается калым). Это об экономической выгоде.
Еще большую роль играла политическая выгода.
Необходимо вспомнить Ветхозаветного Соломона- последнего царя единого Израильского царства,   сына царя Давида, правившего около 40 лет  (ок. 973 – ок. 933 до н.э.). Царь Соломон воздвиг Иерусалимский храм, ставший для евреев историческим символом религиозной славы.
Для усиления  политического могущества своего царства он не только заключал торговые соглашения с соседними  государствами, но и брал в жены дочерей из различных областей.
Вначале  Соломон женился на дочери египетского фараона и получил в приданое покорённый им Гезер. Благодаря этому союзу у Израильского царства  возникли тесные отношения  с Египтом и Финикией, а граница его царства основательно укрепилась на Средиземном побережье.
Как известно из Ветхого завета, у Соломона было около 700 жен, но до последних лет жизни главной его женой  все-таки была египетская принцесса, имя которой в Библии не названо, но в других источниках ее  называют Вифия.
Не надо забывать, что  еще были северные границы страны. Чтобы обеспечить их безопастность, царь взял в жены  моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые  принадлежали к знатным родам этих народов. Царские союзы и торговые соглашения с языческими народами приносили Соломону славу, известность и земные богатства.
Единственное, что не учел Соломон, это то, что его жены из разных народов были язычницами.
Соломон обольщал себя мыслью, что его мудрость и сила личного примера обратят его жен от язычества к истинному Богу и что заключенные союзы послужат сближению окружающих народов с Израилем. Но он ошибся!
Каждая из тысячи его жён старалась его ублажить, для этого она каждый день  готовила пир в надежде, что царь ее посетит и отобедает у неё, а Соломон не всегда мог им отказать.
Вниманием и лаской  жены оказывали на Соломона сильное влияние и постепенно заставили его поклоняться своим идолам. А ведь  Господь  предостерегал будущего царя: "И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно".
Но Соломон пренебрег наставлениями Божьими, служившими барьером на пути к отступничеству, и начал служить другим богам.
Поведение Соломона повлекло за собой неизбежное наказание. Его связь с язычниками удалила его от Бога и привела к гибельным последствиям. Изменив Богу, он утратил власть над собой. Исчезли его нравственные достоинства, прежняя душевная чувствительность, притупилась совесть, появилось желание затмить всех роскошью. Он  стал слабовольным и бессильным и перестал верить в Бога и могущество своего царства.
От этого печального повествования вновь перейдем к причинам, по которым возникла полигиния.
-большее количество женщин по сравнению с мужчиной.
 В жарких странах, как показывает статистика, женщин чуть-чуть больше чем мужчин. Некоторые ученые считают,  что мальчики и девочки рождаются в соотношении от 49/51 до 51/49. Мы видим, что при рождении примерно одинаковое соотношение родившихся мальчиков и девочек, что очень хорошо при моногамных отношениях.
На протяжении жизни одного поколения в результате  многочисленных войн и болезней соотношение мужчин и женщин сильно меняется в пользу последних, в особенности в Древности и в Средние века. Это привело к тому , что женщин на планете стало значительно  больше, чем представителей сильной половины человечества. По статистике известно, что к 30-летнему возрасту на 100 женщин приходится 85 мужчин, то есть все-равно будут незамужние женщины из-за нехватки противоположного пола (а  еще надо учесть, что есть убежденные холостяки и гомосексуалисты, поэтому  шансы женщин выйти замуж еще более уменьшаются). Получается, если женщин в два, три раза больше, чем мужчин. В этом случае возникает естественный вопрос: с кем должны жить женщины?
Поэтому мужчина стал иметь несколько жен или наложниц.
-если жена по каким-то причинам не может родить ребенка.
В первой главе мы упоминали о зороастрийцах-огнепоклонниках, которые брали вторую жену при отсутствии детей у первой жены. Подобные случаи упоминаются в Библии.
Ярким примером этому может служить библейская притча об Аврааме  и его жене Саре. Они много лет прожили в законном браке, но Сара никак не могла родить. Так как  дети были главным достоинством замужней женщины, для продолжения рода Сара сама предложила Аврааму свою служанку Агарь. Правда, Агарь была не простой служанкой, она была принцессой из египетского рода, и по собственной инициативе пошла в услужение к Аврааму и Саре.
В том, что жена сама предлагала своему мужу наложницу, не было ничего необычного. ( Например, в архиве города Нузи найдено несколько брачных контрактов, в которых говорится, что если жена окажется бесплодной, она обязана предоставить мужу наложницу).
Авраам согласился с предложением Сары и возлег на ложе с Агарь, после чего она забеременела и родила мальчика. Правда, повела себя она неправильно: стала без уважения относиться у Саре, старшей и уважаемой жене, и не скрывала своего превосходства, так как имела ребенка.
Сара пожаловалась на нее Аврааму, а он, как справедливый муж, предложил ей самой разобраться с Агарь. И Сара вынуждена была прогнать Агарь. Правда, вскоре та снова вернулась в дом к Аврааму, а Сара в возрасте 90 лет наконец-то родила сына.
Кстати, принцип преобладания старшей жены и подчинения ей последующих жен  вызывает протесты со стороны последних, потому что по обычаю вторая и следующие жёны не считаются одинаковыми с первой женой.
Об этом свидетельствует тот факт, что у некоторых народов  свадебные обряды  при последующих браках или  упрощаются, или совсем не применяются.
Например, в Никарагуа было  запрещено под страхом смертной казни  жениться с брачными церемониями более одного раза . Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жёны считаются как бы наложницами.
Можно привести еще один пример, который касается карачаевцев, жителей нынешнего Краснодарского края. Несмотря на то, что они исповедовали ислам, многоженство у этого народа  все-таки не получило распространения. В редких семьях бывало по две или по три жены. Факты двоежёнства в крестьянской среде имели место в том случае, когда от первой жены крестьянин не имел детей, о чем мы говорили выше. Еще брали вторую жену в том случае,  если  первая  по старости или же по болезни была прикована к постели, а в доме нужно было иметь работоспособную жену. И все равно наибольшим уважением и почетом всегда пользовалась  первая жена. Вторая же во всем должна была подчиняться первой, исполняла более тяжелые работы по дому. “Чем выйти второй женой, лучше дома остаться”, —гласит карачаевская пословица.
-следующей причиной , побуждающей к полигамии, является то, что жена вследствие телесного или умственного заболевания утрачивает всяческую способность к ведению домашних дел и исполнению супружеского долга, на что мы указывали в отношениях карачаевцев. Нужно ли требовать от мужчины, чтобы он остаток дней своих прожил без привычных ему брачных утех?
-в качестве некоторых причин, побуждающих мужчин к полигамии, ученые называют то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют и притом значительно раньше мужчин, а также что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее.
- и конечно, одной из главных причин, вызывающих стремление к полигамии, можно назвать ту причину, что обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе и повышает авторитета мужчины.
Представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Не будем рассматривать те причины, по которым мужчина просто полюбил другую женщину, но из уважения к первой жене он не разводится с ней и продолжает заботится о ней и содержать ее.
Вообщем, полигамные браки, а конкретно, полигиния, всегда  освящались религией во многих странах Азии и Африки. Таким образом законодательная власть рассчитывала способствовать росту населения.
Конечно, только знатные и самые богатые или те кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.) мужчины могли  позволить себе иметь несколько жен. Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Поэтому социальные корни полигинии, как мы убедились,  лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах.
Конечно, прежде чем иметь несколько жен, надо соизмерить свои материальные возможности и силы.
Но не во всех странах дела обстоят так гладко. Например, в Уголовном кодексе Узбекистана есть статья 126 «Многоженство», в которой сказано, что "Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, — наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет». Мужа наказали лишением зарплаты или исправительными работами, а что делать их оставшимся неработающим женам с детьми? Получается, наказали не мужа, а оставленные семьи.
Мы рассмотрели некоторые вопросы, почему берут вторую или последующую жену. Во всех этих случаях учитываются интересы мужчины.
А как быть женщине, если она является второй, третьей или четвертой женой? Счастливы ли они в таком браке? А вообще, как можно оценивать мораль со своей колокольни? Есть общечеловеческие ценности, но нельзя все сводить к одному. Культура, традиции, история, язык и религия – это у всех народов разные.
Европейцы, даже если они относятся к таким бракам без религиозных предубеждений, конечно, скажут "нет".
Но это наша, европейская психология. Мусульманская  жена всегда полностью отдавала и отдает себе отчет в том, что ей постоянно придется делить своего мужа с другими женами или наложницами. И она  готова к этому.
Конечно, восточной  женщине также знакомо чувство ревности. Однако она не станет ненавидеть мужчину до самой смерти, как это бывает с итальянками или испанками, или безжалостно преследовать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, как это делают англичанки, просто потому, что он спит с более удачливой соперницей.
Поэтому на Востоке женщина не слишком расстраивается из-за неудач на любовном фронте, потому что такие отношения не считаются  супружеской неверностью со стороны мужа, тем более, что она сохраняет равные материальные права с другими женами.
Итак, полигамия – исторически и социально-экономически обусловленное явление в обществе, это форма существования и развития семьи.  Полигамия существовала тысячи лет, и даже библейские  пророки были многоженцами, поэтому к полигинии нельзя относится свысока и клеймить такой брак позором и считать членов такой семьи преступниками. Просто это другая форма существования брака.
В следующей главе мы рассмотрим условия, на которых мужчинам-мусульманам дозволено иметь несколько жен..


Рецензии