10. Развлечения

               
10.  Развлечения

    
           В 1937 году родилась моя сестра Эла. И скоро мне было вменено в обязанность ходить в детскую молочную кухню за молоком, кефиром и кашкой для Элы. Называлось это коротко: идти за питанием. Потом, в 1939 году, родился мой брат Виталий, и походы за питанием продолжились уже для него. Конечно, Валя, как друг, разделял со мной эту обязанность. Не раз бывало так, что в самый разгар наших занятий вдруг слышалось бабушкино: «Пора идти за питанием». Игра прерывалась, хочешь – не хочешь, а идти надо. Нам вручалась корзиночка с пустой посудой, и до кухни её нёс Валя, а с кухни, с наполненной посудой, – уже я.
    
          Через много лет, приехав в Калугу и застав у нас дома Элу, к тому времени уже замужнюю даму с двумя детьми, Валя шутливо упрекнул её словами, заслуживающими улыбки: «Ты нам с Вадимом своим питанием испортила всё детство».
      
          В 1939 году из Ленинграда к нам на всё лето приехал мамин крестник Игорь, сын её подруги Анны Афанасьевны Максимовой. В Калуге проживали две родные тетки Игоря, но он предпочитал жить у нас. С появлением Игоря обязанность, ходить со мной за питанием, перешла от Вали к нему, но проблемы это не решало, так как наши общие занятия все равно прерывались.
      
          Однажды в нашем доме появилась моя двоюродная сестра Настя, дочь отцова брата, дяди Гриши. Она приехала из Москвы, где жила с мужем, и направлялась к родителям в деревню Песочня Дугненского района. Настя предложила мне и Игорю поехать с ней в деревню на вольные деревенские просторы, на молоко и фрукты. Нас с Игорем не надо было долго уговаривать. Я только спросил, а можно с нами поедет мой друг Валя. Настя не возражала: изба большая, с двумя горницами,  места хватит всем, можно спать  на сеновале или  в саду под яблонями. Но родители Валю не отпустили, по-видимому, у них еще были свежи воспоминания о нашем путешествии в Тихонову Пустынь: каких еще фортелей можно ожидать от таких непредсказуемых любителей приключений в деревне, далеко от родительских глаз. А жаль, что не отпустили. Поездка в деревню была очень интересной и познавательной, да и для здоровья полезной, к тому  же она могла вдохновить Валю на  новые стихотворения.

          По возвращении домой мы сразу же увиделись с Валей, и я рассказал ему о пребывании в деревне: о поездках верхом на лошадях в ночное и на водопой, о ловле ельцов в протекавшей у деревни речушке c названием Должанка, о сне на сеновале и в саду, о деревенских ребятах. Я рассказывал и видел, как Валя переживал, что ему не разрешили поехать с нами.

          Летом при плохой погоде, но чаще  в зимние дни, мы с Валей находили занятия у нас дома. Прежде всего – игра в шахматы. Мой отец был большой любитель шахмат, играл он обычно с дядей Лёней Гусаровым, но играл и с Валей, и находил в нём достойного противника. До появления Вали в нашем доме я не проявлял большого интереса к шахматам, но с его появлением и мне захотелось овладеть этой древней игрой, содействующей, как говорили, развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления. Я не хотел отставать от Вали, правила игры  освоил быстро, и вскоре в моем лице у Вали появился  еще один  напарник.
               
                Садились мы за шахматы, бывало.
                Одной доски стратегам было мало.
                И гордая отточенная рать
                Судьбою человечества играть
                Спускалась на пол, в мир простых игрушек,
                Корабликов, коробок и катушек.

            Так случалось довольно часто. Когда нам надоедало ставить друг другу «мат» (чаще Валя – мне, чем я ему), шахматные фигуры снимались с доски, и игра продолжалась уже по всей квартире.
    
            В нашем дворе никто из ребят в шахматы не играл, и, если дело было летом, мы с Валей отправлялись в парк Культуры и отдыха, там находился шахматный павильон, в котором собирались шахматисты-любители со всего города:

                В зелени детского парка,
                В шахматном павильоне
                По столикам в крупную клетку
                Зигзагами ходят кони.

           Там, в павильоне, я не решался сесть с кем-либо за столик. Ребят моего возраста, с кем я мог бы сразиться на равных, не было, и по этой причине я лишь  наблюдал за игрой какой-нибудь пары шахматистов. А Валя подолгу терпеливо ждал, когда кто-нибудь из взрослых обратит на него внимание и, не имея напарника, снисходительно спросит: «Хочешь сыграть?» Валя тут же соглашался. Быстро расставлялись фигуры, разыгрывалось, кто играет белыми, и сражение начиналось, а я из наблюдателя превращаюсь в болельщика. После первых же ходов становилось ясно, что Валин противник пытается поставить ему «детский мат», но не тут-то было,  Валя разгадывает его замысел  и выстраивает оборону. Подолгу обдумывая каждый очередной ход, Валя из обороны переходит в атаку, ставя в тупик своего противника. Насколько могу вспомнить, Вале не раз удавалось  обыгрывать взрослых шахматистов, что ему очень льстило, а меня приводило в восторг – знай наших!

           Летом, в левом крыле парка, раскидывал свой шатер цирк шапито. Рассказывали, что раньше на этом месте стоял летний театр, но он сгорел. В цирк мы ходили на дневные представления. А на вечерних представлениях уже стареющий Иван Поддубный клал на лопатки своих противников. Ивана Поддубного знали все, и нам с Валей очень хотелось увидеть знаменитого борца. Мы подолгу бродили возле цирка, надеясь на случайную встречу. Чемпион чемпионов Иван Поддубный имел огромную популярность. Начав карьеру выступлениями в цирке, как атлет-гиревик, он стал впоследствии профессионалом классической (французской) борьбы, и за 40 лет выступлений не проиграл ни одного чемпионата. В 1945 году, на 75 году жизни, был удостоен звания заслуженного мастера спорта СССР и ордена Трудового Красного Знамени. Мало кто знает, что еще в 1911 году Поддубный был награждён французским орденом Почётного легиона. Когда Поддубный приезжал в Калугу с цирком, ему было  далеко за шестьдесят, и он уже не выступал на чемпионатах, а являлся просто цирковым артистом.  Поддубного, к сожалению,  нам так и не повезло увидеть

           Шахматный павильон или цирк –  не такие уж частые развлечения. Основным и постоянным развлечением являлось кино. Чаще всего мы ходили в кинотеатр "Центральный". Официально он был открыт в январе 1935 года,и на его открытие приезжал Буденный. Интересно, что первое время кинотеатр называли "звуковой", поскольку другие кинотеатры в городе демонстрировали только "немые" фильмы.

           В те довоенные годы каждая новая «картина» – целое событие. Появления на экранах нового фильма нетерпеливо ожидали, а его показ продолжался целую неделю, а иногда и дольше. Теперь можно только удивляться, как мы могли один и тот же фильм смотреть по несколько раз. Спроси тогда любого из мальчишек, сколько раз он видел «Чапаева», «Мы из Кронштадта», «Истребители», «Трактористы», в ответ услышишь, что три, четыре, пять, а то и больше раз. Для того времени это было и не удивительно,  Сталин, например, посмотрел «Чапаева» 38 раз, о чем я прочитал в какой-то статье об истории создания этого фильма.
      
          Мы, дети тридцатых годов, застали еще немое кино. Всемирно признанного эйзенштейновского «Броненосца Потемкина», протозановские комедии «Закройщик из Торжка» и «Праздник святого Йоргена» с Игорем Ильинским, фильм-фантастику «Аэлиту» тоже Протозанова по мотивам романа А.Н.Толстого (кстати, роль Ихошки, служанки Аэлиты, в нём исполнила калужанка Александра Перегонец, во время войны погибшая в Крыму от рук фашистов), "Рваные башмаки" Маргариты Барской  и многие другие фильмы мы смотрели под музыку тапера:

                Помнишь звуки немого кино?
                Аппарат так уютно стрекочет.
                Зритель ахает. Зритель хохочет.
                Зритель титры, читая, бормочет.
                Он с актером сейчас заодно.
                И грохочет во тьме фортепьяно…

          Содержание военных фильмов «Чапаев» с Борисом Бабочкиным и «Тринадцать» о борьбе с басмачами в пустыне Кара-Кум, в котором одну из ролей исполнял молодой Николай Крючков, шпионских фильмов «Партийный билет» с Андреем Абрикосовым и «Ошибка инженера Кочина» с Михаилом Жаровым, Любовью Орловой и Фаиной Раневской, а также содержание фильмов «Трактористы» с Николаем Крючковым и Петром Олейниковым, «Истребители» с Марком Бернесом, «Волга-Волга» с Любовью Орловой и Игорем Ильинским, «Подкидыш» с Фаиной Раневской и Риной Зеленой и многих других мы знали почти наизусть. Песни из фильмов пела вся страна, а крылатые фразы, произносимые киногероями, повторяли  все мальчишки.  Игра в Чапаева станет любимой игрой ребятни всей страны. Потом, когда эта ребятня вырастет и станет взрослой, про Чапаева, его ординарца Петьку и Анку-пулеметчицу она будет сочинять анекдоты.

Продолжение:http://www.proza.ru/2011/08/25/422


Рецензии
Очень интересно описана игра в шахматы: читала увлечённо, с сопереживанием.

А ещё, Вадим Иванович, благодаря вам я вчера познакомилась с Еленой Воскресенской, которая, как и я, с удовольствием читала ваши воспоминания и оставила хорошие отклики. Я сходила к ней на страницу, увидела, какой она глубокий и умный автор. Познакомились, обменялись рецензиями.
Спасибо вам за неё. Ещё бы узнать, как её отчество. Может быть, вы знаете и подскажете? Спасибо.
Эльмира.

Эльмира Пасько   18.08.2014 07:44     Заявить о нарушении
Елена Воскресенская у меня в списке избранных. В Интернете нашел упоминание о Иванищевой Елене Викторовне - творческий псевдоним Елена Воскресенская, но категорически утверждать, что это "та самая" Елена, не могу. Вслед за вами заглянул к ней на страницу (грешен, давно не заглядывал) и тоже прочитал статью об Александре Чудакове, о котором раньше ничего не знал. Спасибо и вам и ей, теперь буду искать его книгу.
В воспоминаниях я поместил небольшой кусочек - одну треть - из стихотворения "Игра". Привожу его в целом:

Садились мы за шахматы, бывало.
Одной доски стратегам было мало.
И гордая отточенная рать
Судьбою человечества играть
Спускалась на пол, в мир простых игрушек —
Корабликов, коробок и катушек.
И вот на трон садятся короли,
А пешки в танки и на корабли.
Парады. Смотры. Заговоры. Смута.
Чего-то кто-то не простит кому-то.
И короли бросают флот на флот,
На войско войско, на народ народ.
Из-под духов один флакончик бравый,
Хоть хрупок был, но воевал со славой.
Где дух геройский, там геройский вид.
Он был при всём при войске перевит
Малиновою орденскою нитью.
Народ, уставший от кровопролитья,
Свергает королей и воевод.
Последний бой. Последнее восстанье.
Великое всемирное братанье.
В стол шахматы, флакончик на комод.
И по двору бегут вприпрыжку двое,
Покончивших с войною мировою.
1973
Вот так, как мы когда-то, кончали бы со всеми войнами. Поиграли - и хватит!

С поклоном,
В.И.

Вадим Прохоркин   18.08.2014 16:18   Заявить о нарушении
Отличные стихи о шахматах! Вот как можно привлекать детей к этой замечательной игре - мудрыми стихами. Так и представляешь эти маленькие армии сражающихся.
А у нас (мы с сестрой играли в шашки) недостающие фигуры заменяли разноцветные пуговицы.
С улыбкой, Э.П.

Эльмира Пасько   18.08.2014 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.