Степной. Саша Крольман. Цепочка. 1944 г

   Школа находилась в 7-ми км. от нашего отделения номер 1. Дело было к зиме. Мама нашла мне квартиру в самой Степной, чтоб я не мучилась ходить пешком в холод. Аня Сидячко нашла квартиру чуть ближе к школе. Масловы брат с сестрой бросили учебу.
   Мои хозяева, Лихачевы, занимали полдома. Дед - свекр Минадоры Акиндиновны - хозяйки и трое детей - все девочки: Шура училась в Ростове в экономическом институте; Надя 1929 г.р. и Тая 1932 г.р. обе учились в 6-м классе. У них был учебник ботаники, он был рассчитан на 2 года, для 5-го и 6-го классов. Мне повезло, теперь я пользовалась их учебником и получала по биологии одни пятерки. Уже в 1-й четверти я стала отличницей. Жизнь пошла, как я хотела. К этому времени Анька успела подружиться с Колей Скляренко из 6-го класса, а Коля был другом Саши Крольман, и соседка по дому Саши была Люда Калашникова - отличница 5-го "А" класса, а я была в 5-м "Б". На их улице жил Веня Булдаков, 8-ми классник, тоже отличник. Так сформировалась наша группа: Аня плюс Коля, Люда плюс Веня, Галя плюс Саша. Каждый вечер с 19:00 до 21:00 мы прогуливались от элеватора через железную дорогу к концу моей улицы, предварительно выучив уроки. Мне было неудобно оставлять Надю и Таю дома, но и взять их с собой ребята считали ни к чему, у них же нет мальчиков, они будут лишними.
   С одной стороны это нравилось. Аня и Люда шли в обнимку со своими мальчиками, а мы с Сашей шли просто взявшись за руки, как ученики. "Подумаешь, кавалеры," - говорил Саша, глядя на них. "Да пусть как хотят, так и ходят," - отвечала я. Мы посиепенно узнавали друг друга, я рассказала ему про свою семью. Он рассказал про свою. Нам очень понравилось, что у него единственная старшая сестра Лена, и у меня. Его отец работал на мельнице, во время бомбежки бомба упала прямо на мельницу и отца убило. У него есть дядя офицер на фронте, обещает заехать. Мы узнавали друг у друга какие книжки прочитали и какие понравились, какие нет.
   В 21:00 Веня говорил, что пора домой, хотя часов ни у кого не было, он всегда угадывал. Саша оставался стоять недалеко от моего дома, я не разрешала ему подходить близко к дому, что скажет дед, если увидит Сашу, мне было стыдно... Ведь дед может понять по-своему. Саша кричал:"Галя, ты дошла?" Я кричала:"Уже дома!" Он:"Тогда до завтра!"
   Куда и как уходили две пары, я не знала. Однажды Аня спрашивает меня, о чем, мол, вы разговариваете. "Да разве не о чем нам говорить? Мы же не знаем друг друга, вот и узнаём из рассказов. Про жизнь, про семью, про книги, про кино." "Фи," - сказала она и замолчала. Что за "фи", думала я.
   На Новый Год нам очень хотелось с Леной украсить комнату, елки не было, а хоть чем-то украсить, а чем? Ничего нет. Ни бумаги, ни газеты. Откуда взять бумагу, когда Шура рассказывала, у них в институте большинство студентов пишут конспекты на газетах между строчек. У Лены что-то нашлось в сумочке, а я увидела письмо дяди Вани с фронта, думаю, он скоро другое письмо пришлет и адрес у мамы опять будет. Взяли, порезали на тонкие ленты, сделали колечки, соединили в цепочку и повесили.
   А маму как раз угораздило написать письмо дяде Ване: выбрала время, выпросила листок бумаги в конторе. Ищет адрес, а его письма нет. -"Куда делось Ванино письмо?" Мы молчим. Лена догадалась, что мама настроена жутко, шмыг в коридор и убежала. Я не успела убежать и спряталась под стол. Лучше бы я в руки ей далась, чем под стол. Ей лупить меня было удобно, а я не могла вылезти из под стола. Мне досталось за двоих. Перестав меня бить, она бросилась на тапчан и разрыдалась:"Та, большая, поумней, убежала и спаслась, а эта, глупая, залезла под стол и попала мне под горачие руки, наверно, я ее убила..." "Мам, не плачь, я жива, прости, я думала, что ты ему уже ответила, а скоро будет другое письмо...понимаешь, я не нарочно..."
   Вот так. Другого письма не было. В том последнем письме он писал, что сидят в землянке, а смерть в 4-х шагах, рвутся бомбы и снаряды, выйти невозможно. Я думаю, что именно тогда он погиб. С тех пор мы его разыскивали, всюду писали, но ответ был один - в списках без вести пропавших не числится. Пропал политрук бесследно. Когда он учавствовал в защите Сталинграда, то писал, что был ранен и лежал в госпитале в г. Калач. От ран не умер, а здесь, видно, разбомбило землянку и всех насмерть. Просто, не знаем, что и думать до сих пор. Если их убило, то как письмо попало на почту? Если письмо подобрали после смерти, то должны были сообщить комндованию, что офицеры, в том числе Mедведев И. Я., погибли.
   Вот это был нам Новый 1945 Год! Никогда не забуду! Кошмар!


Рецензии