Дело веры 13 глава
Всё это Чаплыгин узнал не сразу. Вообще, условия жизни в колонии в первые дни очень удивляли его. По репортажам СМИ, информации в интернете, рассказам бывших арестантов, которые он читал и видел перед своим заключением, он составил о колонии в основном негативное мнение, как о месте крайне опасном. Он был готов защищать свою жизнь, но к своему удивлению, нигде не видел ужасов, о которых читал. Не было не то что бы открытого насилия, напротив, на первый взгляд все были как-то подчёркнуто вежливы и деликатны друг с другом, не то что громкой ругани, но даже мата почти не было слышно. Вообще, атмосфера была располагающая, общий, официальный тон не только в той колонии, где был Чаплыгин, а вообще в местах заключения состоит как бы в признании общей беды и исходящей из этого необходимости взаимопомощи. В колониях популярна фраза – «арестантский удел един». Одни заключённые подходили к Чаплыгину и вежливо расспрашивали его о том - откуда он и на какой срок пришёл, другие интересовались, не нужна ли ему какая-нибудь помощь и предлагали сигареты или чай. Чаплыгин отвечал вежливо, и в тоне, в котором к нему обращались, но смотрел недоверчиво, внимательно приглядываясь и прислушиваясь ко всему. «Не может же быть, чтобы тут действительно был такой санаторий», - размышлял он про себя.
И чем больше он изучал барачную жизнь, тем больше убеждался в своей правоте. Если она не была адом, то не была и раем. Воровские понятия, превозносимые тут, особенно молодыми заключенными, имели весьма ограниченную силу, на самом же деле власть была у того, кто оказывался сильнее, имел связи, или обладал подвешенным языком и умел объяснить, обосновать свою позицию. Благородство, приписываемое элите зоны – блатным, также оказалось фикцией. Смотрящий барака – Ефим постоянно и безбожно обирал заключенных, во всяком случае тех, у кого было что взять, требуя от них «уделять на общее», то есть сдавать часть продуктов в общак. И затем пользовался полученным по своему усмотрению вместе с тремя приближенными, семейниками, как это называется в колониях. Чаплыгин слышал, как зэки шептались и о прямых случаях воровства блатными у простых зэков. Вообще, каждый, кто мог, промышлял обманом. Способов же неочевидного, скрытого воровства, была масса – от прямого обмана, «развода», до подмены продуктов в передачах, ещё на этапе распределения. Так, чай хорошего сорта заменялся на второсортный, импортные сигареты менялись на отечественные, низкого качества и т.д. Были тут карточные шулеры, обдиравшие в основном новичков (старые, тертые зэки за карты вообще не садились) , так что сев с ними ними за игру на небольшие ставки, можно было проиграть, в конечном итоге, тысячи рублей. Даже если ты отказывался делать ставки, то и тогда рисковал попасть в просак. «Не хочешь играть на деньги, давай на ничто», - предлагает тогда партнёр. И, выиграв, объявляет: «А для меня «ничто» - тысяча зелени». Не отдать любой долг нельзя – это считается тягчайшим преступлением, и часто случается, что проигравший попадает в настоящее рабство к победителю. Другие арестанты занимались попрошайничеством - человек пять зэков, видимо, только тем и жили, что ходили от одного к другому, и самыми грязными способами, иногда доводя себя до слез, давили на жалость и напоминали при каждом случае о зэковской солидарности. Особенно популярен был «развод за базар» - любое неосторожно оброненное слово немедленно подхватывалось и за него могли предъявить, то есть потребовать объяснений со сказавшего его. В лексиконе заключенных существует ряд табу, не всегда известных новичкам. Так запрещается говорить - «я обиделся», сказавшему так немедленно зададут вопрос - не «обиженный» ли он? И надо будет долго и нудно доказывать, что это не так. Нельзя говорить также «спрашивать», это означает - потребовать объяснения, вместо этого надо употреблять слово «интересоваться». На этом последнем попался один молодой зэк, знакомый Чаплыгину с карантинной камеры. Это был молодой парень - невысокий, белобрысый и улыбчивый.
- Я тебя спросить хотел, - подойдя к одному из зэков во время обеда сказал он. Тот оборвал его, усадил рядом с собой на койку и мучал около часа, заставляя объясняться и оправдываться.
– Ну ты сказал спросить. За что ты с меня хочешь спросить?
– Нет, я имел ввиду, что просто хотел узнать…
– Нет, ты сказал спросить. Братва, слышали же все, что он спрашивает с меня? - полчаса слышал Чаплыгин из своего угла настойчивый голос зэка и всё более робеющий, дрожащий голосок его жертвы.
Когда молодой человек, раскрасневшийся, с расширенными глазами и дрожащей нижней губой уходил, отпущенный как будто из особой милости, он был должен своему собеседнику два блока сигарет. Были и заключенные, занимавшиеся мошенничеством при помощи мобильных телефонов, строго запрещенных в колонии. Один из таких людей был соседом Чаплыгина по койке. «Здравствуйте, я из компании «Билайн», мы сейчас отключим вас на несколько минут, - постоянно слышал возле себя Чаплыгин. - Вы пользуетесь картой продления – моментальное подключение и оплата? Продиктуйте номер карты и на ваш телефон будет зачислен бонус в размере 700 рублей».
Единственным правилом, которое более или менее строго соблюдалось заключёнными, было запрещение драк. Но и это происходило отнюдь не из гуманизма – если избитого замечала охрана, производилось расследование, начинались вызовы на допросы и учащались обыски.
Свидетельство о публикации №211082600114