Крупная музыкальная форма для детей
Хорошо учиться музыке. Приятно суметь что-нибудь сыграть на семейном празднике. Приятно почувствовать, что ты можешь доставить кому-нибудь удовольствие и, вообще, умеешь делать что-то особенное. А музыка и есть что-то особенное…
Но есть в обучении музыке, особенно для тех, кто учится в музыкальных школах, и нечто, как бы это сказать, не очень приятное, что ли. Не для всех, конечно, но для некоторых, а, может, и многих. Это – крупная форма, ну и полифония, конечно.
Крупную форму и полифонию надо играть на зачётах и экзаменах. А учить это скучно… Всё кажется скучным, длинным, сложным. И непонятно, особенно в крупной форме, зачем так много тем, зачем они изменяются, зачем повторяется в конце всё с начала, но с некоторыми изменениями.
А это, на самом деле, может быть довольно увлекательным. Просто надо придумать рассказик на каждую сонатину, сонату, рондо или вариации. Сонатина, соната, концерт или симфония – это как рассказ или другое литературное произведение. Только в музыке всё выражается не словами, а музыкальными средствами – мелодией, гармонией, фактурой и многими другими.
Так что учителям надо просто придумать для каждой крупной формы свою историю. А может, ребята придумают сами, даже лучше взрослых. У них ведь фантазии больше. И для полифонии тоже можно что-то выдумать, там темки между собой общаются, как живые существа. Тогда не будет больше скучно и непонятно.
А чтобы этому научиться, можно поиграть и сонатки с текстом, или послушать их в исполнении старших. Такие сонатки придумывает учительница музыки со странной фамилией Бокова-Кнопп. Она сама очень любит сонаты, вариации, симфонии и, вообще, все произведения крупной формы и хочет, чтобы их тоже понимали и любили все, кому нравится музыка.
В общем, для того, чтобы понимать такую сложную музыкальную форму, надо как можно раньше, прямо с первых шагов в музыке, познакомиться с основами этой формы на примере простеньких музыкальных рассказиков, как те, что приведены дальше.
2011.
Свидетельство о публикации №211082601330