Отголоски Гюлистанского мира

До включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.

12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил «вхождение» лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошёл в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией.


После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что «для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить... войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».


Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX вв.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Адербиджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на лезгинских территориях. С помощью Турции турки захватили основные позиции в экономике Баку...


До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году тюрки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в «Азербайджане» тюрок (тюрки-огузы). Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счёт принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. дагестанских народностей в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением «новой социалистической азербайджанской нации» (!).


Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Южный Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию. Новосозданные Дербентскую и Кубинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из г. Дербент. В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербент. На него возлагалось гражданское управление.


Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал-палач Ермолов, автор тактики «выжженной земли», не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев — муридизм. Создал и возглавил это движение один из выдающихся сынов лезгинского народа Мухаммад ал-Йараги (ум. 1838) родом из сел. В. Яраг. Появившись в Южном Дагестане, муридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться.


Из-за не продуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз). Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали именно лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы.


В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве. Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова. Росчерком пера, лезгины были поделены на (в том числе):


1. Лезгины — коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались «Лекзистаном». В этническом отношении они делились на 3 большие группы — кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования — вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.).


2. Табасаранцы — обитали в Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас). В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании. Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов, цахурцев, рутульцев, агульцев).


3-4. Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н. э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию «страной гелов». Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения — Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было сел. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в. Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан.


5. Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере.


6. Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.


Автор: ‘Али Албанви


Рецензии