Рассеянный в израиле колено левия

                Продолжение

                В ПРЕДДВЕРИИ ПЕРЕМЕН

   Сокровищ, накопленных во времена Саула и Давида, хватило на постройку большей части Храма.
  Всего он и царский дом строились на протяжении двадцати лет,- половину срока пребывания Соломона на царском престоле.
  Прежде, чем объявить Соломона своим преемником, Давид велел позвать к себе Садока и пророка Нафана, а также военачальника Ванея. им-то он и велел  посадить Соломона а мула, вывезти к народу и провести церемонию его провозглашения царем.
  Наемники - Хелефеи и Фелефеи - также должны были сопровждать их, учитывая, что на престол претендовал другой сын Давида - Адония, и на его стороне оказались не только многие Израильтяне, но и священник Авиафар.
  "И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал:да живет царь Соломон! И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его".
  Все прошло по сценарию, который "написал" Давид, предусмотрев в нем даже радость народную, ибо после помазания Соломона "делегации" было велено затрубить трубою и провозгласить:"да живет царь Соломон!".
  Иметь под рукой священника, да еще из рода Аарона, оказалось очень полезным, не говоря уже о скинии - Божьем доме, куда, согласно закону Моисеева, вход посторонним был категорически запрещен. А уж тем более убивать здесь человека.
  Но убийство произошло. И не кого-нибудь, а военачальника Иоава, многие десятилетия прослужившего Давиду верой и правдой. Но Давид затаил на него зло. Когда - то Иоав убил военачальника из дома Саула Авенира, пришедшего к Давиду в Хеврон с предложением предать ему этот самый дом, а, значит, и царские полномочия.
  Иоав же имел свой счет к этому человеку:он убил его брата, а поэтому  отомстил ему за это.
  Эта кровавая вендетта на семь лет оттянула вступление Давида на трон общего царя, поскольку Израильтяне долгое время законным царем считали одного из сыновей Саула.
  Давид затаил злобу на Иоава, ничем не показывая ее, ибо сам признавался, что боится его. Но Иоав, видимо, чувствовал, что отношение царя к нему изменилось, и, видимо, именно этим объясняется то, что он поддержал Адония, а не Соломона.
  Давид велел Соломону расправиться со своими врагами, в том числе и с Иоавом. Иоав, узнав об этом, убежал в скинию и ухватился за роги жертвенника, сказав, что хочет умереть здесь. Вероятно, он все-таки надеялся, что этого не произойдет.
  Однако Соломона это не остановило. Он сказал Ванею:"Сделай, как он сказал, и умертви его, и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего".
  "И пошел Ванея, сын Иоадаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне".
  После этого Соломон произвел назначения:Ванею - главным военачальником вместо Иоава, а Садока - единственным главным священником, отправив Авиафара в ссылку в его родной город.
  Давид также наказывал Соломону:"Сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом;ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего".
  Милость была оказана, а кто-то из наследников Верзеллия явно служил в череде священников. Происхождение - происхождением, но если царь повелел, никто не мог ослушаться.
  На такой поворот дела указывает то обстоятельство, что во время Вавилонского плена некий Хабайи взял в жены одну из дочерей Верзеллия , и даже стал называться ее родовым именем, желая стать священником. И даже вернулся в Иерусалим вместе с Ездрой, но тот его священство не признал из-за отсутствия документальных подтверждений права на чин священства.
  Но при Соломоне, как и при Давиде, приближенным ко двору, да еще обласканных царской милостью, жилось, разумеется, вольготно. Священники и левиты тоже не бедствовали. Храм, слава о великолепии которого разнеслась далеко за пределы еврейского царства, всегда был полон народа и приносил неплохой доход.
  Соломон своим детищем гордился, и в его открытии и освящении принял самое деятельное участие:не только произнес длинную речь о необходимости хранить верность Господу но и выполнил все необходимые ритуальные действия. В частности, "принес Соломон в мирную жертву , которую он принес Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
  В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред Храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и вознесши тук мирных жертв;потому что жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв".
  Потом по всему царству был устроен праздник, который длился аж четырнадцать дней, и, казалось, отныне союз между Израильтянами и Господом будет навеки прочен и нерушим.
  Но удержался и нарушил его даже сам Соломон, который на старости лет стал не только поклоняться, но и "служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Амонитской". Более того, построил капище Хамосу, "мерзости Моавитской". И где ,- "на горе, которая пред Иерусалимом"!
  У священников и левитов в таких условиях было два выхода:или поступать, как царь, или остаться без работы, иначе говоря, без куска хлеба. Выбрали некий средний путь - служили и "нашим, и вашим":службы в храме проводились с неким внешним соблюдением правил Моисеева закона, но не отказывались и от служения идолам. И даже против того, чтобы кто-то из этих идолов находился в храме.
  Естественно, ревнивый Бог Израиля не мог мириться с таким безобразием и вероломством. У Соломона появляется не только внешний враг - Адер Идумеянин, который, убежав в Египет во время резни в Идумее, устроенной еще Иавом, хотел теперь взять реванш и вновь вернуть Идумею, но и внутренний - Ефремлянин Иеровоам, который  не хотел мириться с тем бременем, которое царь накладывал на его колено во время строительства храма.
  Иеровоам вынужден бежать в тот же Египет, чтобы спастись от мести Соломона. Но по дороге его останавливает некий пророк Ахия. Кроме того, что он Силомлянин, и на нем была новая одежда, о нем ничего неизвестно. И этот Ахия раздирает свою новую одежду на двенадцать частей, и десять из них дает Иеровоаму. И сообщает ему, что Господь решил исторгнуть  царство из рук Соломона, но не от него непосредственно, а из рук его сына.
  Ему он даст "одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего".
  С пророком Ахией Иеровоам больше не встретится, но пошлет к нему в Силом свою жену, когда у них заболеет сын. Выздоровеет ли он? Может ли Ахия помочь ему?
  К этому времени Иеровоам был уже царем, вовсю поклонялся идолам, велев и народу не ходить в Иерусалим, а устроив свои "храмы"  - в Вефиле и Дане.
  Ахия был уже стар и плохо видел, но сразу понял, что к нему пришла жена Иеровоама (на то и пророк, чтобы угадывать). И сразу огорошил ее обличительной речью против царя, предсказав, что и сын их умрет, и весь дом Иеровоама в будущем постигнет беда (что и сбылось).
                Продолжение следует

 
 


Рецензии