Я помню. Глава 33 Работа с клубами, Н. Коржавин

Вечера клуба «Возвращение» были построены неодинаково.
Иногда это были встречи с известными литераторами или театральными деятелями, как с Ф. Искандером, В. Лакшиным, З. Гердтом, А. Смелянским.

 Иногда это были вечера, где писателя сопровождали его друзья, например вечер М. Рощина.

Когда в страну приезжали, а в эти годы приезжали многие бывшие изгнанники, они приходили к нам поговорить, рассказать о своей жизни. Среди них были В. Войнович, Н. Коржавин, Н. Берберова, В. Максимов.

 Многие вечера посвящались памяти ушедших – Ю.Домбровскому, Б. Пастернаку, В. Шаламову, А. Ахматовой.

Вечер Н.Коржавина
Однажды проводился вечер, посвящённый творчеству поэта Н. Коржавина На сцене была группа выступавших.  Сам Н. Коржавин тогда жил в Бостоне. После ареста и ссылки он вынужден был уехать из страны.
Кто-то из зрителей, а зал был переполнен, записал вечер на видео и передал ему кассету. Я об этом ничего не знала.

Когда Н. Коржавин приехал в Россию, он мне сказал: «Вам по праву первой брачной ночи полагается первый вечер в Москве».
 Я иногда  сверяю  даты  по компьютеру. В  Википедии сказано, что по возращении Н. Коржавин дал первый вечер в Доме кино. Это ошибка.
Я сняла зал на 600 зрителей в «Мосгидропроекте» на площади Маяковского. Присутствовали многие известные люди: Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л.К. и Е.Ц. Чуковские. На сцене был Наум  Коржавин и Бенедикт  Сарнов и Фазиль Искандер.  Коржавин выглядел очень забавно – полуслепой, в чужом пиджаке с очень длинными рукавами, которые явно мешали ему. Читал прекрасные стихи.
Когда он замолкал,вспоминая, из зала подсказывали ему строки
его стихов. Много стихов зучали в его исполнении:
"Дети в Освенциме","Освободите женщину от мук",
"По ком звонит колокол"(эр.Хемингуэю)

"Когда устаю,-начинаю жалеть я
О том,что рожден и живу в лихолетье,
Что годы растрачены на постиженье
Того,что должно быть понятно с рожденья.
А если б со мной не случилось такое,
Я смог бы,навверно,постигнуть другое,-
Что более вечно и более ценно,
Что скрыто от глаз,но всегда несомненно.

Ну,если хоть разумом Бог бы обидел,
Хоть впрямь ничего б я не слышал ,не видел,
Тогда б...Что ж,обидно, да спросу-то нету...
Но в том то и дело,что было не это.
Что слуха хватало и зренья хватало,
Что разума было не так уж и мало,
Что слуха хватало и зренья хватало,
Но просто не верило слуху и зренью
И собственным мыслям мое поколенье."...

Зрители были погружены в мир поэзии Коржавина.

Просили прочесть стихи:"Памяти Герцена" и бурно реагировали на строки:

"Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало,что ребенок спит?"

Еще долго звучали стихи и долго зрители не расходились после вечера.

Вечер частично транслировался по телевизору.
На фотографии Наум Коржавин.
Продолжение:

http://proza.ru/2011/08/26/602


Рецензии
Уважаемая Майя!
Спасибо Вам большое за этот рассказ. Я очень люблю стихи Коржавина (хотя и не всегда схожусь с ним в политических мнениях). Ещё в свои школьные (начало 80-х) годы списал толстую тетрадь его стихов и поэм из тамиздатовской книжки, которую дали моим родителям недели на три.
Жаль, что не был на вечере, Вами описанном. Впервые я увидел Коржавина своими глазами в Доме кино. Не могли бы Вы подсказать дату точную дату его вечера в Доме кино?.. Спрашиваю об этом ещё и потому, что пишу сейчас автобиографическую повесть (http://www.proza.ru/2018/01/26/252) о событиях 1989 г. и стремлюсь восстановить их последовательность. Между тем с изумлением обнаружил, что "археология Перестройки" находится, кажется, в состоянии едва ли не худшем, чем археология какого-нибудь нижнего палеолита: важнейшую эпоху будто вычеркнули, и многие даты установить не удаётся даже с помощью Яндекса или Гугла.
Буду очень благодарен, если Вы мне поможете.
С огромным уважением

Саша

Александр Малиновский 2   11.02.2018 15:01     Заявить о нарушении
Майя Владимировна Уздина ушла от нас 16 декабря 2016 года.
Светлая ей память!

Светлана Лось   19.02.2018 07:37   Заявить о нарушении
Да, я потом уже сам увидел. Но удалять свою рецензию отчего-то не захотелось. Может, оттуда тоже читают...
Светлая память!

Александр Малиновский 2   19.02.2018 13:06   Заявить о нарушении
Уверена, что читают. Спасибо.Св.

Светлана Лось   19.02.2018 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.