Детский вопрос

         
               
               
 
               

        У меня в юности было три мечты: жить в Москве, «увидеть Париж и умереть», и приехать в свой маленький город, где я заканчивала школу.  Отец был военный, так что помотались мы по заштатным гарнизонам предостаточно,  и школ в моей маленькой жизни было вагон и маленькая тележка…
      
         Так вот. Приехать не просто так, а  за рулем  красивого  открытого автомобиля, немыслимой красавицей, одетой во что-то совершенно невообразимо прекрасное, обязательно с развевающимся легким шарфом и «поразить» всех обитателей, а главное, своих  школьных и уличных недругов своим великолепием.  И, представьте себе, мечты мои сбылись, правда, последняя с некоторыми  грустными оговорками, потому как приехала я действительно за рулем автомобиля спустя почти тридцать лет и «поражать» было некого, потому «иных уж нет, а те далече». Что же касается Москвы, то я действительно жила там десять лет (благодаря профессии мужа), но в конце концов мы осели в Казани.
         
         Девочкой я была начитанной и романтичной, причем,  читала запоем все подряд, что ни попадало под руку.  Грамоте научилась в четыре года, в восстанавливающемся Сталинграде,  в подвале разрушенного дома, где ютились шесть или семь семей, топчаны-«квартиры»  которых,  друг от друга  были отгорожены каким-то висящим барахлом. А посередине стоял огромный длинный  стол с лавками по  бокам, где живущий там народ делал свои дела: ел, пил, делал уроки, штопал одежду – в общем, это был центр маленького подвального мирка.

     Так как я была самой маленькой,  а моя бабушка самой старенькой, то нам с ней в углу отгородили загончик,  где мы спали. Самым красивым в этом загончике был угол с иконами, которые бабушка украсила, чем могла. Эти иконы она сумела сохранить, находясь во время страшной бойни за Сталинград в самом городе. Бабушка в это время училась читать, нашелся где-то учебник или букварь,  который использовался для ликвидации безграмотности  населения еще на заре Советской власти. Она клала его перед собой и начинала с трудом вслух угадывать и складывать буквы в слова. Я пристраивалась напротив и тоже повторяла за ней, смотря на страницы, где были, помню, нарисованы какие-то толстые тетки, коровы и разная домашняя живность. В результате, я научилась читать «вверх ногами».  Мои родители, да и все обитатели этого подвала, были настолько заняты восстановлением города, приходили еле живые и валились на свои топчаны и только потом что-нибудь садились пожевать за стол, не сразу заметили «грамотного» четырехлетнего ребенка, который читал довольно бойко, но неправильно.  Моя родная тетка как-то увидела  это и сказала мне, что читать надо с другой стороны, как бабушка. Я все поняла, но долго переучивалась. Когда мама со мной выбиралась в разрушенный, но  уже восстанавливающийся город, где уже появлялись какие-то надписи на столбах и домах, обратила внимание, что я выворачиваю голову и читаю все, что вижу. Так было привычнее.
 
         
       Книги меня сопровождали и сопровождают всю жизнь. И любовь к Парижу и Франции началась именно с них. Причем с нашей отечественной классики. Практически вся литература «золотого и серебряного века» так или иначе связана с Францией, с Парижем. А
что уж там говорить  о Стендале,  Дюма (отце и сыне),  Гюго,  Золя,  Мопассане, Рембо, Элюаре  – всех не перечислишь.  И я заочно полюбила эту страну и, конечно, Париж.

       Во Франции я была несколько раз, пересекла ее разных направлениях, но увидеть то, что мне хотелось бы, как-то все не получалось.  Да и что можно увидеть из окна туристического автобуса, слушая гида, который зачастую, сидя спиной к туристам, читает какой-нибудь путеводитель по стране  в микрофон или просто крутит видовой фильм по автобусному «ТВ».
      
       И вот свершилось чудо. В прошлом году для поездки в Шамони (мой муж с сыном заядлые горнолыжники) нам вдруг дали шенгенскую визу на три месяца, и по возвращению, глядя в свой заграничный паспорт, я вдруг поняла, что у меня в запасе почти два месяца этой визы. То есть я могу поехать в Париж и обойтись без этих жутких турфирм. Что я и сделала. Заказав себе недорогой отель в центре города, купив билеты на самолет, я отправилась в Москву в Домодедово. Но не тут-то было. Запукал этот исландский вулкан, и Франция запретила все полеты. Порыдав около кассы, с трудом переделав билет на неделю позже, вернулась в Казань.

       Через неделю, молясь всем Богам, вместе взятым и по отдельности, я опять примчалась в Домодедово. И о чудо! Я лечу…

       Отель, в котором я остановилась, находился на знаменитой площади пляс Пигаль.  Извините, языками не владею, чтобы блеснуть знанием и написать по-французски.  Меня это не смущало никогда, хотя в школе и в университете старательно учила английский. Ну, слепить примитивную фразу из смеси европейских языков, чтобы меня поняли  – могу. Например, самая любимая: «Хелп ми, плииз». Она меня выручала всегда в любой стране, где я путешествовала.

       Как известно, пляс Пигаль – это в прошлом, как бы центр проституции Парижа. Но что в прошлом, я как-то не заметила, по-моему, там все, как было, так и осталось. Только теперь жрицы любви не на улице стоят, а сидят в малюсеньких барчиках с открытыми дверями (малюсенькие - для экономии) далее моя фантазия рисует какие-то помещения, где и происходит то, ради чего они сидят на высоких стульях около бара, выставляя себя, имея минимум одежды. Я  даже начала с некоторыми здороваться, возвращаясь домой поздними вечерами.

       Крохотный номер, где каким-то чудом умещалась кровать, маленький шкафчик, тумбочка с ТВ, мини-бар  и туалет с душем, где можно было протиснуться только боком – меня нисколько не волновал. Окно с маленьким балкончиком выходило на одну из узких улочек, прилегающих к площади, и из него были видны купола Сакре-Кёр. Существует легенда, что это чудо (зданием  назвать его просто язык не поворачивается) было построено в том числе и на деньги проституток, которые добровольно и исправно их вносили.

      Проторенные туристские тропы меня не интересовали, потому что  при помощи наших турфирм, бывая не раз в городе, мне было относительно все ясно и понятно. Хотя Париж неисчерпаем в своей красоте и притягательности, можно здесь прожить много лет, но узнать его до конца невозможно, смотреть и любоваться им бесконечно. Даже прочитав почтенный труд  Колина Джонса «Париж. Биография великого города», чувствуешь себя малообразованной козявкой, ползающей по совершенству, созданному человечеством.
 

 
   Единственно, что омрачало мою пылкую фантазию – это деяния барона Османа, который
перестроив город, скрыл от меня все грязные  узкие улочки  и мостовые, по которым ходили, ездили в каретах герои романов Дюма, Гюго, Эжена Сю. Хотелось бы увидеть Гревскую площадь в первозданном виде, где казнили и сжигали неугодных парижан,  «Чрево Парижа», где сейчас расположен огромный подземный магазин (если я не ошибаюсь).

      Мне хотелось посетить Великих и не только французов, но всех Великих разных национальностей, которых в разные годы приютил этот город, эта страна. Сначала, естественно, Дом Инвалидов, где лежит Наполеон (хотя отношение у меня к нему двоякое, но то, что он Великий никто не спорит). Лежит он в шести гробах, посредине огромного зала на возвышении, вокруг смотровая площадка с перилами. Но хитрые французы построили это так, что какая бы известная личность, не говоря уже о простых смертных, не пожелала посмотреть на последнее пристанище императора, всегда стояли, склонив голову, иначе ничего не увидишь. И мне рассказывал один поляк, который уже много лет живет во Франции, старенький уже, что существует легенда о том, как Гитлер, захватив Францию и захотев посмотреть на Наполеона, приказал немного перестроить вход к императору. И у смотровой площадки, которая была целой по окружности зала, появилась лестница, спускающаяся полуспиралью  вниз к подножию монумента, причем при этом не нарушалось общее впечатление, как будто так было всегда.  Ну не хотел Гитлер, говорят, склонить голову перед Наполеоном. Может, думал, ты не такой уж и Великий, раз из России удрал не солоно хлебавши. А вот я твоих ошибок не повторю…
      
     Зная о бесчинствах фашистов на территории оккупированного СССР,  и их отношение  к памятникам нашей культуры, я, честно говоря, с трудом поверила в то, что гитлеровцы бережно отнеслись к захоронению Наполеона и построили лестницу, практически из тех же сортов мрамора, не нарушая общей композиции. Но мне действительно рассказывал об этом человек, целуя крест, которого никак нельзя заподозрить в симпатии к фашизму. Хотя, когда союзные войска в 1943 году приближались к Парижу,  известен приказ Гитлера коменданту города фон Шолтицу уничтожить город и не оставлять от него «ничего, кроме руин». Но тот, молодец, не послушал своего фюрера и оставил человечеству Париж для восхищения.

     Далее, мое путешествие по городу продолжалось. Мне хотелось увидеть захоронения моих старых любимых друзей, которыми я зачитывалась в юности с фонариком под одеялом, потому что разгневанная мама, выключала свет во всей квартире, обнаружив что в два часа ночи, не давая, сестре и брату спать, я читала книги (иногда застукивала меня за этим занятием ночью в туалете).

     Бродя по кладбищам Монмартра и Монпарнаса,  среди старинных склепов, я поклонилась памяти Мопассана, Бодлера, Сен-Санса, положила цветы гениальному Алехину, Стендалю, Золя,  Дюма, Готье, нашему Нежинскому  и «даме с камелиями» - Альфонсине Плесси.  Памятник знаменитой французской певице Далиде – это отдельная песня, красоты неписанной  –  она стоит, как живая, в полный рост - белый мрамор, развевающиеся  роскошные волосы на фоне какой-то темноватой стены и всегда около ее ног  корзины живых цветов в любое время года.

      Но главной целью моей поездки  во Францию в этот раз было русское кладбище Сент- Женевьев де Буа. Огромное спасибо хочу сказать Елене Лакост и ее книге «Шпаргалка по Парижу» - без нее я бы ничего не могла бы увидеть и услышать, что хотела.

      Это кладбище находится в тридцати километрах от Парижа в небольшом городке, который так и называется Сент- Женевьев де Буа. Добраться до него, не зная языка, имея в запасе географический идиотизм, плохо ориентируясь в парижском метро – это, знаете, для меня подвиг. Но мне очень хотелось туда попасть. И я таки туда добралась, угрохав на эту поездку целый день.
 
      Сойдя с электрички, найдя остановку автобуса № 104, я с трепетом думала, привезут ли меня, туда, куда мне надо? Подошел автобус,  я сразу подошла к водителю и слепила фразу, которую сейчас дословно не помню, что-то вроде: « Пардон, месье, киметери рюс, плииз». Как ни странно, он меня понял, продал билет и, вероятно, у меня был такой дурацкий вид, что какой-то молодой афроевропеец уступил мне место. Я действительно была, мягко сказать, взволнована. Может быть, Вы, читающие эти строки, думаете, что я с приветом, какая-то кладбищенская маньячка, но поймите, для меня эта поездка на русское кладбище, расположенное посередине чужой страны, была очень важна. Как будто я  потеряла что-то и должна найти это именно там. Как будто я ехала на родные могилы, которые, по-свински, не посещала много лет. На одной из остановок (ехали довольно долго) водитель вышел в салон и, обращаясь ко мне, что-то сказал, показав рукой, в какую сторону мне идти. Я пробормотала благодарность на доступном мне уровне и вышла из автобуса. Шла я смело, потому что чувствовала, иду правильно. А когда увидела впереди купол русской  церкви с крестом, возвышающийся над зеленью, ускорила шаг. Сердце билось, как сумасшедшее.

      Подойдя к церкви, я увидела, что она закрыта, но на двери висела бумажка, на которой русскими буквами было написано: «План захоронений возьмите в конторе, пожалуйста, она открыта». За церковью стоял небольшой домик (прямо, как на наших шести сотках) с маленьким крылечком и кружевными занавесочками на окнах, которые были открыты.
Милая дама, сидевшая за компьютером, ни слова не говорящая по-русски, без лишних объяснений поняла меня и протянула мне план, правда, за сколько-то евро, не помню за сколько.

      Я зашла в открытую калитку и очутилась там, куда стремилась моя душа. Я не ожидала, что кладбище такое большое, там захоронено более 10000 тысяч русских, и я видела совсем свежие захоронения  с французскими фамилиями, но русскими именами.

      Когда я увидела на чужой земле русские могилы с православными крестами, то  первые полчаса я, присев на какую-то скамейку, просто плакала, благо никого кругом не было. А когда, прочитав на одной могиле надпись: «Мы любили Россию, за нее сражались и ею были отвергнуты», вообще стала подвывать в голос. В этом полубреду я машинально взяла телефон и позвонила мужу, ну не могла я одна оставаться с нахлынувшими на меня чувствами. Он сразу же ответил и по моему невнятному бормотанью понял, где я нахожусь.
Что он мне говорил, я не помню, но, услышав родной успокаивающий голос, я потихоньку стала приходить в себя. Умылась у какого-то фонтанчика, смывая остатки косметики, и медленно пошла по аллее, стараясь не пропустить никого, кого знаю, периодически сверяясь с планом. Какое-то время я просто шла, вглядываясь в надписи. Потом, опомнившись, схватила фотоаппарат и стала снимать памятники особенно дорогих мне Великих людей: Бунина, Шмелева, Бердяева, Соловьева, Тэффи, Коровина, Лифаря, Галича, Тарковского, Нуриева.
      
       Памятник Рудольфу Нуриеву я увидела издалека, его невозможно не заметить.  Среди черных и серых, иногда белых постаментов вдруг видишь красное надгробие в виде роскошного восточного ковра с кистями, сверкающего, говорят, настоящими инкрустированными камнями-самоцветами. Любил гениальный танцовщик восточную роскошь при жизни и в смерти остался самим собой.


       Найдя могилу Виктора Некрасова, я заметила повязанную на табличке георгиевскую ленту, почти  свежую гвоздику и бумажный стакан с какой-то жидкостью, принюхалась – еще пахло водкой. Меня охватила такая благодарность к этому неизвестному мне человеку, почему-то фронтовику, подумалось мне.  Повесть Некрасова  «В окопах Сталинграда» - это дневник солдата, приговор бездарному командованию, когда воюют не умением, а числом, не жалея, как любят выражаться некоторые деятели, человеческий материал. Вообще, говорят, он очень тосковал во России и много пил.


      Потом, уже совсем успокоившись, я бродила по аллеям, смотрела на захоронения Врангелевцев, Корниловцев, Колчаковцев (так они сами себя называли, например, врангелевец такой-то), Донских Казаков-артилеристов, и везде, кроме звания и фамилий усопших, были надписи о любви к России, такие трогательные и горькие.

        Я никогда не была диссиденткой, свято верила, особенно в школе, что я живу в самой лучшей на свете стране, самой честной и справедливой. Даже зная о горькой судьбе своих родственников, не задумывалась особенно об этом.  Магическое  -  «лес рубят – щепки летят» сидело и во мне, в ребенке. Непонятно было только, почему нельзя ездить за границу, и почему меня постоянно гнали занимать за чем-нибудь очередь – это в самой лучшей-то на свете стране. Учась в университете, все донимала преподавателя по политэкономии, почему, когда он читает лекции по капиталистической экономике, все вроде понятно и логично, хотя для женского гуманитарного ума  довольно туманно. А когда речь заходит о плановой социалистической экономике  ни фига ничего непонятно, что-то там планируют, а в магазинах ничего нет. Он, бедный, и сам толком объяснить этот феномен был не в состоянии.
 
         Когда в конце 80-ых годов   средства массовой информации стали печатать ранее запрещенную  литературу, и  когда мы с мужем на свои крошечные зарплаты подписывались на все толстые журналы подряд,  чтобы не пропустить ни одной публикации - и читали Платонова, Шаламова,  Солженицына,  Гранина,  Гинзбург,  мемуары бывших лагерников  – вот тогда и пришло  полное понимание катастрофы,  которая произошла в 1917 году.  Все стало на свои места, правда, переваривала я это года два. Уж очень тяжело было расставаться с тем,  во что искренне верила.

        Слава Богу, переварила. Отдельное спасибо Михаилу Афанасьевичу Булгакову – это он, милый, мне особенно помог своим гениальным «Собачьим сердцем». Ни черта не нужна никогда никакая революция, только эволюция умов, а на это нужно время, к сожалению, и не маленькое.

        И вот здесь, на кладбище Сент- Женевьев де Буа,  я с особой отчетливостью поняла весь ужас  и противоестественность гражданской войны.  Любая война – это гадость, но гражданская, когда отец против сына, а брат идет на брата из-за какой-то там идеологии, которая в будущем обещает всем без исключения сладкую жизнь – это гадость вдвойне. Хорошее -  никогда не начинается с убийства.

       Победили  Красные…  и  кому стало хорошо?  Нам, живущим в России или им, тут лежащим?   Да никому… за редким исключением…

       Я присела на скамеечку и оглянулась вокруг. Здесь лежат самые  забытые солдаты России… - и  не только здесь, развеянные по миру, убитые и поруганные. Уж мало, кто помнит, что они воевали за Россию в Первую Мировую войну, не говоря уж о русско-японской кампании. В насквозь идеологизированной российской голове, прежде всего они - Белые, ярые враги Советской власти. А кто-нибудь задумывался ( я имею ввиду прежде всего себя), почему вообще появилось Белое движение и для чего?  Оно возникло как патриотическая реакция на большевистский переворот и было прежде всего движением за восстановление уничтоженной большевиками тысячелетней российской государственности. А лозунг, под которым они воевали, вы знаете? " За Великую, Единую и Неделимую Россию" - вам это ничего не напоминает?
 
      И вот они теперь лежат здесь, посередине Франции, которая их приютила.   Они были, как все мы:  ошибались, были доверчивы, бывали жестоки и неразумны, искренни и щедры, надежны и опрометчивы. И сейчас можно сказать: «Вы победили. России без вас уже нельзя.
И вы возвращаетесь первыми памятниками – в Иркутске и Сальске, возвращаетесь своими мемуарами».

        Мне хотелось им,  всем,  лежащим здесь - солдатам, артистам, писателям, философам, художникам, режиссерам, поэтам,  вдове Столыпина - княгине Вере Мещерской, генералу французской армии- Зиновию Пешкову -  сказать: «  Светлая  Вам память. Россия вас помнит и не отвергает, что не всё в нашей с вами России хорошо сейчас, но давайте надеяться вместе, что она действительно станет самой лучшей, самой справедливой, самой честной на свете страной».  Когда-нибудь…

        Так Вы за кого? За Белых или за Красных?


Рецензии
Замечательный очерк. Талантливое слово. Красиво и вдохновенно написано.
Одна беда, автор ни черта ни в чем нынешнем не понимает. Проникновенно начиталась т.н. запрещенной литературы, своим "новым пониманием" России попечаловалась о 10 тыс. упокоившихся под Парижем и одновременно сама того не понимая предала 40 млн своих ныне живущих сограждан в разваленном СССР. Чего о покойных печалиться, они свое прожили, на себя бы обратилась - сделало Ваше поколение то же самое, что и осуждаемые Вами. А кого-то из прошлого беретесь обвинять. И не только их.
Перечитала бы "Собачье сердце" Булгакова, насколько лживая подлая бесчеловечная повесть. Неужели ни до ума, ни до сердца это не доходит? Можете понимать и ощущать только по тому, как критика пишет? Или не произведение читаете, а фильм с Евстигнеевым и Плотниковым разум затмил? Ведь книга переполнена ненавистью к собственной стране и к собственному народу.
Неужели и в самом деле полагаете, что революцию делают люди, а не Бог ее на распоясавшуюся нечисть насылает? Что революция объективна, и горе тем, кто попытается ее осуждать или отрицать. Делать так, значит, кликать ее обратно, что та же Франция в свое время и получила - 4 революции за 100 лет и еще 2 мировые войны, выигранные другими народами. К революции следует относиться как к данности, а не писать накрапанный здесь Вами бред. Талант у Вас есть, а вот разума и настоящего сострадания к своим живым соотечественникам нет. Да и к покойным вряд ли есть - больше похоже на самолюбование играющейся в печаль.
Уж извините, сказал как есть. А за что Вы своих предков здесь пинали, и моих и всех нас, кто прожил в СССР, пинали, не знаю и никогда не пойму. Что все они Вам сделали? Чем они хуже, чем упокоившиеся в Сент-Женевьев де Буа или Ваши родители, видимо, великие страдальцы от Советской власти. Тем, что они обычные люди и несли по жизни свой крест? Так далеко он не худший был, да и люди были гораздо лучше, чем эмигранты или нынешние "обличители" советского общества.
Короче, написали Вы талантливое (что особенно обидно) дерьмо, да еще и с ненавистью к собственной стране, к собственным предкам, к их жизни и делам.
Мне стыдно и обидно, что такие, как Вы, на нашей земле обретаются и накаркивают на Россию новые, еще худшие беды. Весь развал идет более 20 лет прежде всего от таких сентиментально-сладеньких недоразумений, берущихся осуждать и проповедовать, будучи вообще ни в чем не смыслящими. Вами пользуются, как хотят, а Вы только подставляетесь и при этом упиваетесь своей лжепросвещенностью и лжеглубокомыслием.

Виктор Еремин   02.06.2013 09:04     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! Спасибо за отзыв. Я нисколько им не озабочена, наоборот, меня очень занимает Ваше отношение к нему. Очень интересно, хочется поговорить, а не обвинять, типа бред - не бред. Вы прочитали и поняли то, что ХОТЕЛИ, а не то что я чувствовала. Наверно, это моя вина. Не настолько это талантливо, значит. Мне плевать на всякие революции, я переживаю(своим очень средним женским умом) о том, моя любимая Россия, видимо, проклята... "Купола на Руси кроят золотом, чтобы чаще Господь замечал..." (Высоцкий) А он, посылает испытания... Я не ортодоксальный товарищ...воспитана советским атеизмом. Хорошо это или плохо - не мне и не Вам судить. Прежде всего я -РУССКИЙ человек (это, боже упаси, не национализм). И я печалюсь о всех, которые верили и любили свою страну, у которых разрушились надежды, которые за нее кровь проливали и полегли на чужбине. Не должно это быть, по определению, понимаете, не должно. Один мой дядя был красный командир, его брат ушел с белыми в эмиграцию, где он лежит? Мне что, разорваться? Мой отец воевал с фашизмом, мой сын воевал в Чечне. Но это разные войны. Одна за независимость, другая - фик знает, за что... "Собачье сердце" - это как раз о том, что НЕЛЬЗЯ прыгать через себя. Нужна поступательность, прежде всего в историческом процессе, в самосознании... Прыгнешь - и получишь то, что мы сейчас имеем. Напрасно Вы меня обвиняете во всех смертных грехах...И не надо быть таким сугубым... тот, кто не сомневается, не достоин ни сожаления, ни оправдания...он несчастный, зацикленный... не сочтите за резкость...

Наталья Архипова 2   27.12.2013 18:19   Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья!
Я уж и забыл, что писал отзыв на Ваш очерк. Так давно это было.
Получив Ваш ответ, перечитал его.
К сожалению, не могу отказаться ни от одного слова, ранее мною написанного.
Безусловно, многое сказано резко, но Вы сами подтвердили ответом, что резкость справедливая.
Если Вы так и не поняли, что оплакиваемые нынче Вами прошлые оказались на чужбине в первую очередь из-за своих подобных Вам современников, красиво ливших слезы по народу-страдальцу,то никогда не поймете, что в первую очередь такие как Вы со своими стенаниями и являются виновниками войны в Чечне, и того, что более 30 млн русских потеряли Родину в результате развала СССР и т.д.
А Ваши страдания по Родине сильно смахивают на показушное ханжество.
Не обижайтесь, но насмотрелся и начитался страдателей за землю русскую в "утонченных" позах Прони Прокоповны с книжкой на диване из гениального "За двумя зайцами". У Вас, кстати тоже "за двумя зайцами" получается.

Виктор Еремин   27.12.2013 22:20   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор! Я таких, как Вы, просто боюсь. Да плевать на мои скромные опусы, они никому не мешают и ничего не навязывают. Мы с Вами по-разному смотрим на мир. Вам подавай раздел, брат на брата, если не согласен то к стенке. Пусть мои рассуждения сопливые, сплошные сантименты, но это моя правда, убогая, но моя. Я всегда буду против любых войн, ибо считаю, что в любом случае можно договориться, а не пускать человеческие жизни под откос. Другое дело, что это из области фантастики, потому что в любое время найдется свой Гитлер, Сталин, Ленин (список можно продолжить фигурами помельче), которые ради удовлетворения своих амбиций, опираясь на таких, как Вы, начнут делить свой или чужой народ на правых и неправых. И пошло, поехало... Вам, похоже, будет вольготно в человеческой мясорубке...

Наталья Архипова 2   28.12.2013 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.