Православным о православии - 15

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/22/1201

Следующая глава: http://www.proza.ru/2015/10/19/298



ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ
--------------------------------

Ещё очень утомляет в богослужении неимоверно длительное перечисление личных имён тех, за кого священник молится. Неужели так положено по чину православного богослужения? Конечно, нет. Даю слово святителю Афанасию Сахарову:

«Иногда чтение помянников на литургии занимает чуть ли не больше времени, чем вся остальная литургия. Получается впечатление, как будто самое главное – это перечитывание имён, а всё остальное последование литургии – только между прочим, как некоторое дополнение, как нечто совсем второстепенное. Какое непонимание Святейшей Евхаристии!...

Целые поколения растут в ложном понятии, будто поминовение на ектении имеет большее значение, чем поминовение на проскомидии и на «Достойно есть», что заупокойная литургия не будет заупокойной, если не будет поминовения усопших на ектении, тогда как по существу после двукратного тайного поминовения имён гласное возглашение их на литургии почти излишне. Поэтому, если для гласного чтения имён живых в чине литургии совсем не указывается места*, то и для гласного чтения имён усопших, ради которого на литургии может быть в известных случаях произнесена особая ектения, должны быть известные более или менее строго определённые рамки.

Бесконечное чтение поминаний на литургийной заупокойной ектении оправдывается тем, что в Уставе будто бы нет никаких ограничений на этот предмет. Но это только так кажется. Надо иметь в виду, что Устав вообще нередко не говорит прямо о той или иной подробности, предполагая, что она сама собою вытекает из всей стройной уставной системы, что она сама собою должна быть понятна и ясна для читателя, внимательного и вдумчивого, каким Устав всегда представляет своего читателя. Но в данном случае, не говоря уже о том, что безмерное переобременение литургии чтением помянников искажает самое значение литургии, рассеивая внимание молящихся, и отвлекает его от главного к второстепенному, в Уставе есть прямые указания на то, что чтению помянников на литургии должны быть положены очень тесные границы. Глава восьмая Типикона, говоря о том, что трапеза должна поставляться приблизительно через час после начала литургии, определяет таким образом более или менее точно нормальную продолжительность литургии, тем самым предполагая, что никаких особых дополнений, кроме точно указанных в Уставе, и длинных вставок на ней не должно быть. В частности, при часовой продолжительности литургии и поминовение усопших на ней должно совершаться как-то так, чтобы вместе с ним литургия не выходила далеко за пределы назначенного для неё времени. Как это может быть достигнуто, объяснение даётся замечанием Служебника о заупокойной ектении на литургии» [1].


[1] Свт. Афанасий Сахаров. О поминовении усопших по уставу православной церкви. СПб, «Сатисъ», 1995, стр. 221 – 223.


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/22/1201

Следующая глава: http://www.proza.ru/2015/10/19/298
 


Рецензии