Основные аспекты мотивации человека к труду
Забота государства о социально-экономическом развитии страны в своем макроэкономическом понятии и забота человека о финансовом благополучии своей семьи испокон веков служили основой развития экономических отношений между участниками трудового процесса. Хотя природа труда и его роль в развитии общества остаются неизменными, управление трудом и использование труда претерпевают кардинальные перемены.
Человеку свойственно хотеть лучшего: лучшей жизни, лучшего к себе отношения, лучшего материального, духовного и социального статуса. Но получение этого «лучшего» неизменно влечет за собой обязательность труда, т.е. полезной трудовой деятельности, требующей от него затрат мысли, усилий, энергии и времени.
Во всем мире с начала 70х годов XX столетия все большее внимание привлекает фактор человеческого ресурса.
Предлагаемая рыночными отношениями возможность человеку самому устанавливать собственную цену за предлагаемую им собственную трудовую силу, определяет динамичность отношения людей к труду.
Причем, нет существенной разницы в том, какую социальную или экономическую роль исполняет индивид, является он начальником или наемным рабочим. Вовлекаясь в трудовую деятельность, человек имеет особенностью рассчитывать и на материальное вознаграждение, иначе подобные старания утратили бы свой экономический смысл. Однако, право работника свободно устанавливать стоимость своего труда, не влечет обязательства быть востребованным по этой цене. В этом и проявляется регулирующая функция рынка.
Побуждаемое при этом стремление человека повышать качество своего труда, совершенствовать себя, как носителя рабочей силы, дает основание уверенно состязаться с конкурентами, занимать выгодную позицию в глазах нанимателя, меньше опасаться попасть в число безработных.Тем самым, повышая собственную значимость и собственную самооценку. С этой точки зрения, труд для человека являет собой не только материальную единицу. Труд же нужен людям и в качестве эффективного средства удовлетворения эгоцентрических потребностей в коммуникациях, общении, контактах. Именно эгоцентрическая направленность становится основным движущим элементом в развитии отношения человека к труду. Создается некая триединая формула: я - труд - другие.
Эгоцентрические отношение к труду наглядным образом проявляется в целеполагании, мотивах и интересах людей в их трудовой деятельности. Психологически, восприятие человеком цели труда как получаемого заработка обусловлено тем, что людям свойственно выделять в одном и том же собственном труде труд на себя, труд для других и труд для себя. Часто эти три составляющие неразрывно связаны и вытекают одна из другой. С одной стороны, помыв посуду у себя дома, нам и в голову не придет потребовать за это у себя зарплату. Но с таким же усердием и упорством выполнив свое задание на работе, мы вправе рассчитывать на материальное вознаграждение. Давайте поподробнее остановимся на этом виде труда – труд на себя, который воспринимается как стремление к получению материальной выгоды за результат труда.
Стремление работника получить материальное вознаграждение и стремление работодателя получить выгоду тесно связываются в понятии производительности труда, как эффективности использования ресурсов, в т.ч. и трудовых. Напомню, что эффективность производительности выражается в возможности получить больший результат при меньших затратах.
Здесь же следует отметить важное привитие ответственности за ущерб, наносимый производству, хозяйству, экономике, за счет сокращения потерь рабочего времени, экономичного использования ресурсов и т.д. Именно при грамотном взаимодействии этих составляющих мы можем говорить о благополучном функционировании предприятия и о его материальном благосостоянии.
Проведенные исследования позволили определить и сопоставить некоторые характерные факторы трудовой деятельности в разных странах, включая Россию. Более подробно они описаны в книге Б.А. Райзберга «Психологическая экономика».
Анализ совокупности мотивов - побудителей, порождающих интерес к труду, порождает вопрос о возможности их объединения в общий критерий привлекательности труда работников.
Было определено несколько раздражителей. Я хочу остановиться лишь на некоторых из них, общих для всех опрашиваемых групп, такими, как материальные стимулы, забота о будущем и страх перед безработицей. Именно они, на мой взгляд, являются движущей силой побуждения человека к труду.
По мере развития и трансформации процессов мотивации отношения человека к труду, частью которой является он сам, в условиях рынка становится все более очевидным усиливающаяся связь между эгоцентрической направленностью отдельного работника и результатом предприятия, на котором он трудится. Вследствие этого, без особого внимания к формированию положительной мотивации к труду каждого работника, полноценное функционирование предприятия не возможно.
Свидетельство о публикации №211082701210