Мокшасутра

1. Человек есть земля: из земли рождается, в землю уходит.
Череда рождений и умираний - удел всех земных существ.

2. Человек отличается от других существ тем, что он - мыслящее существо.
Мысль - это то, что рождается, но не умирает; возникает из земли, но в землю не возвращается.

3. Природа человека двойственна: человек есть земля, человек - мыслящее существо.
Двойственность - причина и несчастья и счастья. Благодаря двойственности человек страдает, благодаря двойственности преодолевает страдание.

4. Несчастье - вращаться в круге рождений и умираний и осознавать это.
Счастье - вырваться из круга рождений и умираний.

5. Цель жизни - счастье.
Счастья нет на земле; счастье - то, что вечно и прочно.

6. Выбор: быть землей или быть мыслящим.
Ищущий счастья на земле, сам себя обманывает: что такое счастье рождающееся и умирающее?

7. Когда умирает счастье, говорят: лучше бы не рождалось.
Умирающее счастье есть несчастье; тому, кто думает, что имеет счастье, умирать - несчастье. Поэтому и говорят, что на земле нет счастья.

8. Мыслящий человек знает, что смертен - потому несчастен.
Лишающий себя способности мыслить будет ли счастлив?
Он будет ни счастлив ни несчастлив, подобно существам, не умеющим мыслить.

9. Лишающий себя способности мыслить, лишается и надежды на счастье - потому называют его несчастным.
Те, кто лишают себя разума или вследствие дурмана или вследствие употребления вина, называют несчастными, хотя бы они сами считали себя счастливыми.

10. Преодоление несчастья возможно только для мыслящего существа.
В чем заключается преодоление несчастья? В том, чтобы вырваться из круга рождении и умираний.

11. Как вырваться из круга рождений и умираний? -  Не возвращаться в землю.
Что выходит из земли и не возвращается? - Мысль.

12. Мысль: какова она? Мысль рождается из вещества мозга, но сама лишена вещественности.
Мысль нельзя взвесить, нельзя измерить, нельзя намочить, нельзя иссушить, нельзя сжечь в огне, нельзя рассечь мечом. Когда ею делятся - она не становится меньше, когда её отдают - она остаётся, когда о ней узнают - она умножается.

13. Когда два человека дарят друг другу подарки, у каждого остается по одному; когда два человека дарят друг другу мысли - у каждого становится по две.
Как может телесный человек узнать мысль, если её нельзя взвесить, измерить? Чтобы быть доступной мысль, пребывающая в телесном мире, облачается в плоть.

14. Плоть мысли есть слово; оно невещественно. Плоть слова есть знак, он веществен.
Знак выражается жестом, звуком, предметом, изображением, буквой, которые суть пять видов вещественных тел.

15. Есть два вида мысли: мысль, привязанная к телесному и мысль, не привязанная к телесному.
Мысль, привязанная к телесному, непостоянна, ибо рождается и умирает подобно ему, хотя и не вместе с ним.

16. Мысль о пище рождается, когда человек голоден и умирает, когда он насыщается.
Мысль о человеке рождается при его рождении, а умирает, когда о нём перестают думать.

17. Мысль, привязанная к телесному и есть причина страданий мыслящего существа, она - причина несчастья.
Мысль, не привязанная к телесному - причина счастья. Мысль, не привязанная к телесному лишена непостоянства; она рождается, но не умирает, потому что её объект бессмертен, вечен.

18. Переход от несчастья к счастью означает переход от мысли, привязанной к телесному, к мысли, не привязанной к телесному.
Преодоление несчастья осуществляется переплавкой мысли о телесном в мысль о бестелесном.

19. Тиглем для переплавки является вера, если она тверда и не подвержена сомнениям; топливом служит надежда, питающая пламень любви.
Вера, надежда, любовь - три условия переплавки мысли.

20. Любовь к бестелесному предполагает его личностное олицетворение, которое создается и поддерживается силой мысли.
Личностное олицетворение бестелесного называют богом. Мысль о Боге рождается из невещественной мысли и не уничтожается.

21. Переплавка мысли означает, что мысль перестает быть мыслью о телесном и становится мыслью о бестелесном.
Пока мысль занята телом, она устремлена к земле. Пока мысль устремлена к земле, человек пребывает в круге рождений и умираний; как ему вырваться?

22. Чем меньше мысль обращается к потребностям тела, тем больше она поднимается над землею.
Но если забота о теле остается - она возвращается. Как ей вырваться?
23. Когда тело перестает заботить мысль и она не мыслит о телесном, её зависимость прекращается, и она становится свободной.
Что заставит её вернуться?
 
24. Как можно перестать заботиться о теле? Оно погибнет, если мысль не станет печься о нём!  Кто так говорит, ещё не отрешился мыслью от телесного. Это значит, он более любит своё тело, чем душу. Это значит, он более надеется на земное, чем на небесное и не имеет твердой веры.

25. Сомневающегося страшит огонь любви, а вступающий в огонь со страхом неминуемо опалится.
Кто не имеет веры, надежды, любви, повороти стопы свои от огня очищения и возвращайся к началу.

26. Нельзя подпрыгнуть, не оттолкнув от себя землю, нельзя взлететь, имея чрезмерный груз, нельзя не вернуться, будучи привязанным к земному,
Перегруженный корабль тонет; не выходят в дальний путь с чрезмерной ношей. Разве оторвется от земли тот, кто привязан к ней множеством привязанностей?

27. Разве тело - лучший господин, чем душа? Что ему ни дай, ему все мало, и когда получает одно, требует другого. Когда у него нет, оно алчно и погоняет, когда есть - пресыщено и пренебрегает. Оно всегда неудовлетворенно и всем недовольно. Как обрести с ним счастье?

28. Когда говорят: как не заботиться о пище? отвечай им: пища хороша, когда ешь ты, а если едят тебя? Говорят: как не заботиться об одежде? отвечай: одежда хороша в обычной жизни, пловца же тянет ко дну. Значит ли это, что надо отказаться от пищи и от одежды? Нет, но перестать заботиться.
Если душа освободится от заботы о телесном, можно узреть бестелесное.

29. Что значит перестать заботиться о теле? Первое - остановить погоню за стяжанием земных благ. Удовлетворяйся имеющимся. Кому не хватает того, что у него есть, тому ничего не хватит.

30. Пока есть желание приобретать и преумножать, мысль связана стяжанием, несвободна. Скажи себе; у меня есть всё, что мне нужно; разве этого мало, чтобы поддерживать тело?

31. Разве стоит тратить время на приобретение бесполезного избытка? Разве возьмёшь его с собой в могилу? Прекращение стяжания дает первую степень свободы.

32. Второе – упражняйся в лишениях. Даже если у тебя есть всё, ограничивай тело хотя бы на день в его потребностях, лишай его изысканной пищи, мягкой постели, привычных удовольствий.

33. Пусть довольствуется на это время самым малым, не до­водя до крайности: так узнается предел необходимого. Удлиняй сроки лишения понемногу; разумное ограничение не вредит телу, закаляет и укрепляет здоровье.
Определение предела необходимого и приучение тела довольствоваться необходимым дает вторую степень свободы.

34. Третье: обуздывай желания и побеждай страсти. Тело подобно необъезженному жеребцу, одержимому страстями и желаниями. Если хочешь быть наездником, а не рабом его обуздай.

35. Страсти - это вырвавшиеся из-под контроля желания; желания - это осознанные потребности.
Желания бывают двух видов: необходимые и избыточные. Границу между ними уже знает тот, кто установил предел необходимого.

36. С необходимым мирись, избыточное обуздывай, страсти подавляй и бейся с ними, как с самыми лютыми врагами.
Полное подавление страстей и обуздание желаний дает третью степень свободы.

37. Четвертое: преодолевай привязанности. Есть два вида привязанностей: привязанность к тому, что любят и привязанность к тому, что ненавидят.
Преодоление привязанностей означает отказ как от любви, так и от ненависти, одинаковое отношение к приятному и неприятному.
Тот, кто достигнет этого, получает четвертую степень свободы.

38. Высшая степень контроля над телом есть недеяние. Недеяние не означает полного отказа от всякого действия: это невозможно.
Осуществлять недеяние - значит совершать только необходимое и избегать избыточного; совершать действия, не ожидая вознаграждения, завершать, не присваивая плодов.

39. Практикующий недеяние подчиняет тело и освобождает мысль.
Избрав чистое место, недоступное посторонним взорам, где ничто не отвлекает, следует упражняться в совершенном недеянии, постепенно удлиняя сроки.

40. Так вырабатывается привычка постоянно контролировать тело мыслью. Это называют установлением правильного соотношения между душей и телом, то есть такого соотношения, когда душа господствует, а тело подчиняется.

41. Первое упражнение - сосредоточение мысли на теле. Оно называется : "мысль исчезла, тело осталось".
Второе упражнение называется "разделение", оно заключается в том, что мысль и тело существуют раздельно.
Третье упражнение: тело исчезло, мысль осталась", когда прекращается мысль о теле и сосредоточивается на бестелесном.

42. Это называется совершенным недеянием. Совершенное недеяние не бывает постоянным, но чем дольше оно длится, тем успешнее продвижение.

43. Гармония неба и земли достигается, когда небо господствует, а земля подчиняется.
Гармония тела и души означает, что душа - господин тела, а тело - раб души.

44. Установление гармонии между душей и телом ещё не означает, что душа становится свободной.
Раб зависит от господина, но и господин зависит от раба.

45. Добившись господства над телом, душа не должна пребывать в праздности. Душа обязана трудиться ради того, чтобы преодолеть страдание и вырваться из круга рождений и умираний.

46. Душа есть то, что рождается и умирает, подобно тому, как рождается и умирает тело. Душа рождается от телесного, поэтому по своей природе она телесна.
Душа невежественна; её свойства подобны свойствам мысли, привязанной к телесному.

47. Душей называют совокупность свойств личности и невещественных способностей человека, таких как память, мышление, чувствование.
Душей называют также совокупность всех тонких тел человека в отличие от его физического тела.

48. Когда человек умирает, говорят, что его душа рассталась с телом.
После смерти физического тела душа продолжает существовать, пока не распадется, питаясь памятью и чувствами живущих.

49. Мысль, обладающая внутренней телесностью, есть атрибут души, крайняя степень её развития. Ведь будучи порождена телесной душей, она наследует внутреннюю телесность, хоть и является бестелесной.
Являясь по природе бестелесной, мысль унаследовавшая телесность, ведет себя как телесная.

50. Тело не может вырваться из круга рождений и умираний, поэтому оно должно быть подчинено, чтобы не быть помехой.
Душа не может вырваться из круга рождений и умираний, поэтому и её следует подчинить. Что может вырваться из круга рождений и умираний? Только мысль, избавленная от телесности.

51. Преобразование мысли из телесной в бестелесную называется очищением.
Слабая мысль не преодолеет очищения, поэтому сначала надлежит усилить её; это называют укреплением. Укрепление предшествует очищению, без первого нет второго.

52. Всякое восхождение начинается с первого шага.
Всякое большое дело начинается с малого, всё сложное следует начинать с простого.

53. Первое в укреплении - воспитание привычки к мышлению. Следует овладевать приемами мышления: анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, аналогией и экстраполяцией.
54. Трусливая мысль не поднимется на небо; вооруженная мысль не труслива. Приемы мышления - её оружие.

55. Утром, прежде чем встать, и вечером, отходя ко сну, выбери любой простой предмет и протяни от него мысленную нить к Абсолюту. Из таких нитей сплетается канат, по которому можно взобраться на небо.

56. Постепенно выбирай для упражнений более сложные предметы. Когда мысль будет достаточно вооружена, берись за предметы, представляющие для людей тайну: распутывая такие узлы, совершенствуешься в мышлении.

57. Некогда не совершай мыслительных упражнений в надежде на результаты и не гордись, достигая.
Награда заключается в самом навыке и привычке мыслить.

58. Мышление в отрыве от телесной привязанности называют абстрактным, т.е. отвлеченным от телесного.
Мысль того, кто научился мыслить абстрактно, свободно улетает в миры бестелесного, ибо не привязана к земному.

59. Зачем, готовя мысль к бестелесному, обучать её мыслить о телесном? Не рождается ли от этого привязанность к телесному?
Телесное представляет предмет более простой для понимания человека, вышедшего из телесности, чем бестелесное, которого он ещё не достиг. Не умея справиться с более простой задачей, как браться за сложную?

60. Если мысль не обучена летать вблизи земли - разве можно устремлять её сразу вверх?
Тренировка пловцов начинается на суше, канатоходцев обучают сначала с на небольшой высоте. Преподают сначала арифметику, а затем алгебру.
Мышление о телесном  подобно арифметике, мышление о бестелесном - алгебре.

61. Мыслить о телесном не означает быть привязанным к нему. Привязан тот, кто надеется на награду, кто вожделеет телесного или имеет приязнь или неприязнь.
Если избегать злого и размышлять о телесном не ради него а для развития привычки мыслить - это не привязанность, а укрепление крыльев, чтобы улететь.

62. Как в делах государства требуется соблюдать законы, как, подчиняя телесное, надо считаться с его законами, так и в отношении мышления невозможно не учитывать законы мышления.
Кто не знает законов действует вслепую и не далек от заблуждения; кто знает законы не совершает ошибок.

64. Приобретение привычки мыслить всё равно, что приобретение крыльев; оно позволит свободно летать, отталкиваясь от земного.
Если не кружится голова от высоты, на которую поднялась мысль, значит привычка мыслить достигнута.

65. Второе в укреплении - сосредоточение. Сосредоточение означает концентрацию внимания на каком-то одном предмете и удержание этой концентрации в течение возможно большего времени.
При сосредоточении происходит раскрытие внутренней сущности объекта.

66. Объекты для сосредоточения следует выбирать, переходя от простых, вещественных форм к сложным, невещественным.
Высшим вещественным объектом для сосредоточения является сам человек; такое упражнение называется самосознанием.

67. Только тот, кто научился удерживать внимание на своём собственном "я", может двигаться дальше.
Высочайший и последний объект сосредоточения - мировой Абсолют; навык концентрации на нём необходим для дальнейшего.
Лишь тот вырывается из кругов смерти и рождения, кто достигает Абсолюта к воссоединяется с ним. Таково условие невозвращения.

68. Главное в сосредоточении  - не ожидать никаких иных результатов, кроме самого сосредоточения, и остановить поток мыслей.
Когда во время сосредоточения приходят посторонние мысли это не сосредоточение.
Когда начинаешь анализировать и сопоставлять, строить логические заключения это не сосредоточение. При сосредоточении мысль исчезает,  остается только объект.

69. Третье в укреплении – смещение точки зрения. Существуют две точки зрения.
Телесный человек смотрит на вещи со своей точки зрения, которую называют земной или обыденной.

70. Имеющий эту точку зрения видит только телесные вещи и не может понять их внутренних сущностей. Он не понимает, какие связи существуют между вещами, какова правильная последовательность событий, не знает даже собственного пути, будто путник, заблудившийся в незнакомой местности,

71. Что надлежит делать заблудившемуся? Влезть на высокое дерево и оглядеть местность.
Стоит лишь приподнять точку зрения над землей, взглянуть на вещи с позиции бестелесного, и путаница будет преодолена, непонимание развеется, внутренние сущности откроются, связи между вещами и событиями обнаружатся.
Это еще не совершенное видение, но видение, близкое к совершенному.

72. Со своей обыденной точки зрения человек может лишь гадать, предполагать, выстраивать логические конструкции, опираясь на немногое известное ему. Нет уверенности в том, что он не ошибается. Это называется идти "методом проб и ошибок".

73. Оставаясь на земной, телесной точке зрения, человек уподобляется тому, кто ищет черную кошку в темной комнате.
История человеческой мысли есть блуждание от заблуждения к заблуждению.
Таким способом можно познать только отдельные фрагменты истины, но невозможно увязать их один с другим.

74. Древние рассказывали притчу о трёх слепцах, которым показали слона. Один из них ощупал хобот и сказал, что слон это большая змея. Другой ощупал ногу и сказал, что слон похож на колонну. Третьему попался хвост, и он заявил, что слон – это что-то наподобие малярной кисти. Они никак не могли прийти к согласию и спорили, уверенные каждый в своей правоте.

75. Люди, привязанные к телесной точке зрения, схожи с этими слепцами: глаза их застилает телесность и они не способны воспринять ничего более, чем осколки истины, потому споры и разногласия между ними не имеют конца.
Но стоит лишь избавиться от телесности, т.е. изменить точку зрения, как истина откроется со всей очевидностью.

76. Иногда это происходит спонтанно, и тогда говорят об интуиции. Всему, что открыто и что известно, обязаны мы не обыденному сознанию, а интуиции или озарению.
Но интуиция подобна проблеску, она не может быть постоянной. Она является и исчезает самовольно; никто не знает, как её вызвать специально. Только тот, кто владеет умением смещать точку зрения, знает секрет интуиции.

77. Интуиция возникает тогда, когда спадает пелена телесности; интуиция это момент самопроизвольного изменения точки зрения.
Владеющий искусством смещения точки зрения может делать это по своему желанию, когда это необходимо, и пребывать в этом состоянии так долго, как пожелает. Это достигается тренировкой и упражнениями.

78. Главный принцип здесь таков: кто действует как совершенный человек, тот не совершает ошибок; кто владеет речью как совершенный человек неуязвим для врагов; кто мыслит подобно совершенному человеку может стать совершенным.
Правильное видение нельзя приобрести сразу. Рассматривая какую-либо вещь или явление, задавайся вопросом: а как бы отнесся к этому совершенный человек? Как это выглядит не с точки зрения земной, а с точки зрения бестелесного, с точки зрения Абсолюта?

79. Когда узнаешь мнение совершенного человека обо всех важнейших явлениях и будешь всегда иметь только эту точку зрения, и будешь не только говорить так, но и думать, и сделаешь мнение совершенного человека своим мнением, тогда приобретешь умение глядеть на всё глазами совершенного человека, то есть умением смещать точку зрения.

80. Овладение приемами мышления, овладение сосредоточением, овладение умением смещать точку зрения уподобляет твое мышление мышлению совершенного человека.
Когда мышление становится подобием мышления совершенного человека, говорят, что мысль достаточно окрепла.

81. Смысл упражнений в абстрактном мышлении заключается в том, чтобы научить мысль языку бестелесного; смысл овладения приемами - в преодолении страха высоты.
Когда мысль достаточно окрепла, можно совершать очищение.

82. Очищение возможно только при совершенном недеянии. Для этого следует, осуществляя совершенное недеяние, одновременно запечатать пять врат, через которые в душу входят телесные ощущения. Пять врат суть: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Когда приток ощущений прекращается, телесность утрачивает влияние на мысль. Это называется "делать душу пустой».

83. Когда душа опустошается от внешнего, в ней появляется внутреннее.
Это означает, что в душе зачинается мысль, лишенная вещественности.
Дня этого требуется два условия: первое - чтобы во время очищения мысль была сосредоточена на бестелесном; второе -  чтобы она была достаточно натренирована на операциях с бестелесным и владела языком бестелесного мышления.

84. Если эти условия не соблюдены, пустоту души наполнят память о телесном, сохраняющая следы прежних ощущений, и воображение, которое создает их комбинации. При этом душа и сознание наполняются фантомами.
При неразвитости мысли фантомы подсознания могут подчинить себе душу, а через нее и тело, что приведет к ужасным последствиям.

85. Никогда не совершай очищение, если мысль недостаточно окрепла, ведь, оказавшись лишенной телесного языка и привычного способа мышления, она будет подобна беззащитному птенцу, вывалившемуся из гнезда.
Когда душа зачинает мысль, лишенную телесности, наступает период, именуемый "вынашивание".

86. В этот период должно развивать и оберегать бестелесную мысль, направлять ее на бестелесное, добиваться сосредоточения её на Абсолюте, снабжать её навыками и знаниями, необходимыми ей при вхождении в горний мир.
Без навыков, без знаний, без привычки восхождения к Абсолюту и созерцания Его, мысль не способна перейти из телесного мира в бестелесный с тем, чтобы не возвратиться.

87. Напротив, усилие души, направленное на развитие зародыша бестелесного, пребывающего в её существе, вознаграждается в этот период откровениями, которые нисходят от Абсолюта в моменты, когда достигается наибольшая концентрация на Нём развивающейся мысли.
 
88. В начале эти моменты коротки, как проблески, затем следует все дольше удерживать свою мысль на Абсолюте, припадая к Нему как к источнику Знания, не подверженного изменениям и сомнениям.
Вынашивание завершается рождением духа, которое именуют вторым рождением человека. Это означает, что из обычного двусоставного человека рождается новое существо совершенный человек, имеющий в себе, кроме тела и души еще и бестелесного и нетленного духа.

89.Когда в существе человека поселяется дух, он становится господином и тела к души.
Такой человек именуется дваждырожденным, ибо первый раз родился он по плоти, а второй по духу.

90. Дваждырожденный не нуждается в советах или учителе: дух его направляет и учит.
Кто достигнет этого, получит нужное откровение и учение в свой черед, остальным же довольно сказанного.

Так говорит Мокшасутра, сутра Освобождения.


Рецензии