Рассеянный в израиле колено левия

                Продолжение

                НОВЫЕ РЕАЛИИ

   Пророчество не было чем-то новым в среде Израильтян. Еще во времена Моисея "сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
  Двое из мужей оставались в стане;одному имя Елдад, а другому имя Модад;но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане".
  О чем они пророчествовали, не сообщается, но Моисей явно с тоскою восклицает:"О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!".
  Видимо, пророчествовать в ту пору означало взращивать любовь к Богу, неукоснительное подчинение Ему, и показывать, какие плоды в будущем от этого союза пожнет народ.
  Пророчицей называли Мариам, сестру Моисея, хотя ни одного примера ее пророчества в библейских текстах нет, а также Девору, хотя и о ней рассказано только как о воительнице.
  Еще была, - уже в период Иосии, царе Иудейского царства,- некая пророчица Олдама, жена хранителя одежд в храме. К ней Иосия посылал священника Хелкию, чтобы она дала комментарий по поводу найденной в храме книги закона Божьего. Он, видимо, хотел удостовериться, насколько она подлинна.
  Но тот факт, что с этой просьбой царь обратился не к самому священнику, а посылает к пророчице, говорит сам по себе. И, прежде всего, об уровне самих священников, и соответственно - об отношении к ним.
  Ничего утешительного Хелкия от Олдамы не услышал. "Скажите человеку, который послал вас ко мне:так говорит Господь:наведу зло на место сие и на жителей его, все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет".
  Перепуганный царь, которому, однако, было обещано, что всего этого бедствия он лично не увидит, собрал старейшин Иуды и Иерусалима, а также священников и пророков, и прочитал перед народом книгу закона.
  А затем "повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль".
  Поскольку даже первосвященник мало чем отличался своими взглядами и действиями от общей народной массы, понадобилось обращаться к пророкам, которые были и при царском дворе, как Иудейского, так и Израильского царства.
  Так повелось еще со времен Давида, при дворе которого были пророки Гад и Нафан.
  Пророк Гад передавал Давиду недовольство Господа тем, что он затеял перепись населения, а затем, когда тот все-таки провел ее, сказал, какое наказание (на выбор из трех вариантов)Бог предлагает проштрафившемуся царю.
  Нафан, видимо, занял место "главного пророка" уже после Гада, и его присутствие при помазании царем Соломона Давид посчитал необходимым наряду с первосвященником.
  Предшественник Давида Саул, оказавшись в трудной ситуации (предстояло очередное сражение с Филистимлянами, в удачном исходе которого он не был уверен), отправился даже к ворожее, чтобы та вызвала к нему умершего Самуила, чтобы тот научил его, что ему делать.
  Все это свидетельствует о том, что цари не находили в окружавших их священниках той духовной силы, которая бы поддержала их в трудную минуту. А, с другой стороны, могла ли она быть у них, если цари подминали их под себя и заставляли поступать так, как они хотели? Так, Ахазу, одному из царей Иудейских, понравился жертвенник, который он увидел в Дамаске, и он послал его чертеж первосвященнику Урию, чтобы тот сделал такой же.
  Тот и построил такой же, до возвращения Ахаза из Дамаска, и после этого и всесожжения здесь стали проводить "по-Дамаски".
  На таком фоне (а при разделенных царствах он иным редко бывал) пророки все больше становятся не столько помощниками и советниками царей, сколько их обличителями.
  Самой колоритной фигурой среди них, и даже неистовой, безусловно, был Илия. Его преемником стал Елисей, который даже пытался вмешиваться в дела Дамаска.
  В Израильском же царстве Елисей помог взойти на престол некоему Ииую, в надежде, что тот будет верным слугой Господу, Богу Израилеву.
  Однако надежды его не оправдались. Вначале "истребил Ииуй Ваала с земли Израильской". Но - "впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй,- от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане".
  Священники видели в пророках не только конкурентов, но и опасных врагов, покушающихся на их благополучие. Зачем мутить народ, предсказывать беды, которые обрушатся на народ в будущем?
  Таким опасным смутьяном в глазах священника Пасхора, а по должности - надзирателя в доме Господнем (при последнем Иудейском царе Седекии), был пророк Иеремия. Он даже заковывал его в колоды.
  Но никакие преследования не остановили Иеремию. Он предсказал падение и разрушение Иудейского царства и Иерусалима. "И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен;и придешь в Вавилон - и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно".
                Продолжение следует
   


Рецензии