Я помню Глава 40 Нина Николаевна Берберова

Особенно хочется рассказать о Нине Николаевне Берберовой.

 Я услышала, что Нина Николаевна собирается навестить Москву. Написала ей письмо, в котором рассказала о клубе, о том, что мы готовим вечер памяти Вл.Ходасевича. Попросила быть у нас. Она мне ответила.
Ее письмо было написано мелким, аккуратным, очень разборчивым почерком. Она согласилась участвовать, уточняла даты.

В аэропорту я увидела Мариетту Омаровну  Чудакову, которая тоже встречала  Н.Н Берберову
Были и журналисты. Нина Николаевна (1901-1993) приехала в конце 80-х годов.

 Когда я рассказывала о клубе "Возвращение", она спросила: "Что значит это название?". Ведь она приехала погостить,  и совсем не хочет возвращаться . Но с удовольствием  встретится со своими читателями и расскажет о годах, проведенных во Франции и Америке, о своих современниках.

На русском языке к тому времени вышли её автобиографическая книга "Курсив мой" и книга о баронессе М. Будберг "Железная женщина".
 В 1986 году появилась книга-исследование "Люди и ложи. Русские масоны 20 столетия".
Нина Николаевна обладала красивой, отчётливой речью. Чувствовалось, что она рациональный человек. Иногда – была резка и категорична.
 В Америке она работала профессором Принстонского университета.

 Замечательно рассказывала она о Владиимире Набокове, которого она очень высоко ценила. Любила она поэзию И. Бродского. Очень не любила рисовки, позы. 

Я видела её целеустремленным, очень твёрдым человеком. В душе я её тоже называла "Железной женщиной".
 Будучи старше 70 лет, она овладела компьютером, водила машину и, по её словам, собираясь в Швецию, выучила шведский язык.

Известность и слава пришли к ней в 1969 году. До Москвы они докатились в 80-х, когда в журнале был опубликован роман "Железная женщина".
Встреча с ней состоялась в 1989 году.

 88-летнюю писательницу рвали на части. Я с ней провела один день с утра и до вечера. Утром она просила поехать вместе с ней в редколлегию журнала "Литературное обозрение".

За большим столом собрались писатели, критики. Во главе был Лазарь Лазарев. Помню Л. Аннинского. Много вопросов, много ответов.
 Во второй половине дня мы поехали в МГУ на Воробьевы горы. Там её ждал переполненный зрителями актовый зал.

Студенты и педагоги с огромным интересом слушали замечательное выступление Нины Николаевны. Опять вопросы, опять ответы о – жизни в Америке, об известных современниках.
 
В Америку Нина Николаевна приехала из Франции, разоренной войной, где не было отопления, горячей воды. Люди были измучены. Мало иллюзий осталось после того, что люди пережили с 1939 по 1948 годы.

"Америка – страна, где зря зла не желают"- говорила она.

 Ложь там карается строже убийства. Ложь считается постыдным явлением.
За долгие годы жизни  в Америке у Берберовой появились друзья. Об этом и о многом другом рассказывала Нина Николаевна в университете.

Вечером я спросила эту, казалось бы, неутомимую женщину, не устала ли она, пригласила её в университетскую столовую. Она взяла только чай. Ответила, что она не устает, только иногда у неё болят колени.

Предстояла ещё одна встреча с ней. В эти же дни состоялся вечер памяти Владислава Ходасевича.
 В 21 год Нина Николаевна вышла замуж за него. С ним эмигрировала, вначале в Берлин, потом они переехали в Париж. Вместе они были до 1932 года. Но расставшись, поддерживали дружеские отношения до смерти  Ходасевича в 1939 году.

Она рассказывала о нем, о жизни в Берлине и Париже, о его творчестве, читала его стихи. Встреча с ней стала важным событием клуба.

Сейчас можно найти и прочитать все книги Нины Николаевной Берберовой, которые уже в 30-х годах сделали её известной в Европе. Перу Берберовой принадлежит цикл из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под названием "Биянкурские праздники", написанных в ироническом стиле, "Последние и первые", "Роман из эмигрантской жизни", "Без заката".

 Она печаталась в многочисленных журналах, сборниках,  посещала заседания общества "Зелёная Лампа", возникшего по инициативе Д. Мережковского и З. Гипиус.

Нина Николаевна  говорила о трагедии эмигрантской жизни. "Унося в себе Россию, она становится (эмигрантская молодёжь) лицом к Европе, ради того глубоко русского дела, которого там делать сейчас нельзя".

Её перу принадлежат замечательные книги о П.И. Чайковском "История одинокой жизни" и книга "Бородин".А мы о ней ничего не знали 50 лет.
На фотографии Н.Н.Берберова и М.Чудакова в аэропорту.

Продолжение:http://proza.ru/2011/08/27/456


Рецензии
...В своё время очень много слышал о Нине Берберовой, её имя то было на слуху, то стыдливо замалчивалось. Наверное, у нас не печатали и не издавали. Совпали её эмиграция и моя "ссылка" в Якутию... Не вспомнить, читал ли я что-то конкретное, принадлежащее её перу. Придётся восполнять, Майя Владимировна, а Вы - тому виной.

Улыбаюсь, но удовольствие получил. Как раз сейчас нашёл несколько цитат из Нины Берберовой. Весьма понравилась одна: "Одни хотели мир изменить. Другие хотели мир поправить. Между этими двумя племенами не могло быть смешанных браков".

Доброго здоровья!

Володя.

Владимир Теняев   14.11.2013 19:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя.
Доброго здоровья и Вам!

Майя Уздина   14.11.2013 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.