141. преступление как тема века

«Энциклопедия преступлений» - так озаглавлен один из публицистических разделов этого номера «журнала еврейской интеллигенции из СНГ в Израиле». Здесь напечатано четыре статьи под стилистически однотипными заголовками. Тему открывает небольшое эссе главного редактора журнала – Александра Воронеля  «Преступление как образ жизни». Речь идёт не столько о мире профессиональных преступников (хотя и о нём тоже), сколько о  мало понятном  людям иудео-христианской морали менталитете цивилизаций «третьего мира» - и, в частности, о таком грозном современном явлении, как исламский терроризм. Автор показывает принципиальное сходство  истерического,  манифестационного стиля поведения «блатных» по отношению к обывателям-«фраерам» с «патетической культурой» арабского шахидизма. При этом он решительно возражает против тенденции,  бытующей в определённой среде: считать, что и те, и другие – «не люди». «Звание человека, - пишет Воронель, - на мой взгляд, вовсе не звучит гордо». И далее: «Бесчеловечной я бы скорее назвал массовую неготовность людей к защите своей жизни и благосостояния…» (камешек, должно быть,  в огород тех, кто пропитан либеральными и псевдогуманистическими иллюзиями).
Преступление, увы,  давно уже стало образом жизни  на просторах  бывшего СССР, где оксюморон «преступные законы» -давно уже  грустная жизненная реалия. Некоторые истоки этого  факта пытается выяснить в своей статье «Преступление как путь к успеху» критик и журналист Михаил Копелиович. Он прослеживает в ней на основе документов  (в том числе и ставших известными лишь недавно) пораженческую политику Ленина и большевиков в войне России с Германией и её союзниками (1914 – 1918). Речь об   оплаченном кайзеровской властью фактическом тайном союзничестве  с нею Ленина и большевистского партийного руководства, включая проезд последнего через территорию вражеского государства для последующей подрывной антиправительственной работы. В том, что по счёту законов царской России Ленин и К; были изменниками, сомнений нет. Однако именно вследствие их измены был сметён царизм с его законами. И утвердились «законы революционной совести», которые на деле вылились в невиданный разгул беззакония! Правильно, однако, отмечал Маяковский: «О, если бы знал тогда Гогенцоллерн, / что Ленин и в их монархию бомба!» Но крушение прусской монархии вызвало потом к жизни рождение нацизма, вторую мировую войну, а в наши дни отзывается, с одной стороны,  невиданным новым всплеском  человеко- и, в частности, евреененавистничества  «в мировом масштабе» , а – с другой – странного, безумного, слепого  псевдогуманизма. Окинув взглядом эту причинно-следственную цепочку событий  - как не вспомнить горькую шутку  другого поэта  (Н. Коржавина): «Какая сука разбудила Ленина? Кому мешало, что ребёнок спит?»
«Преступление как государственная практика» - таков заголовок интервью, взятого московским писателем Сергеем Алихановым у одного из руководителей организации ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – академика РАЕН В. И Комарова. С особым интересом прочтут этот материал те люди (в Израиле и во всём мире), кто  прямо или косвенно пострадали от этой страшной аварии. Теперь уже не секрет, что в её основе – прежде всего «человеческий фактор»: вопиющее  нарушение правил эксплуатации энергоблока, произведённое по прямому указанию из ЦК КПСС! Об этом, в частности, рассказывает Комаров. Исполнитель преступного указания умер в тюрьме. А отдавший указание  партийный чиновник  живёт в Киеве.
Наконец, четвёртая статья «криминального» раздела – «Преступление как средство выжить» - это мемуарно-библиографические заметки Дмитрия Хмельницкого (Берлин) о недавно вышедшей книге воспоминаний  легендарного российского менеджера Вадима Туманова – одного из близких друзей Вл. Высоцкого. Автор заметок какое-то время работал  в руководимой Тумановым уникально успешной  старательской артели на Севере.  К этому времени её глава имел за плечами огромный опыт лагерного зэка. Став узником ГУЛАГа ещё в юности, он прошёл там «круги ада», бывал на волосок от гибели, вынужден был отстаивать свою честь, достоинство, иногда и жизнь всеми возможными способами (о некоторых эпизодах увлекательно рассказано в  статье), но, удивительным образом, не озлобился, не потерял человечности и, более того, приобрёл истинную харизму.
К сожалению, из соображений экономии газетной площади вынужден ограничиться   лишь упоминанием других публицистических материалов номера: полемики между  архитектором Виталием Свечинским  (Таль-Эль) и физиком Эдуардом Бормашенко  (Ариэль) по поводу содержания понятия «иудео-христианская цивилизация», статьи  Леонида Штильмана «Либерализм» и некоторых других.
Преступление – одна из наиболее приманчивых  для читателя тем и в  беллетристике.  Никуда не уйдёшь от факта: тот «нравственный закон», который живёт в человеке, зачастую с готовностью отпускает грехи не только закоренелому преступнику – герою произведения, но и создавшему его  образ автору. Было бы читать интересно! С этой точки зрения любопытно, как встретит читатель новую повесть Нины Воронель «Вилла Маргарита». Правда, именно в этой вещи не столь уж много детективного, как в ряду других  книг  писательницы, однако есть и парочка смертей (одна из которых – явное убийство или самоубийство), и  жульническая авантюра, и однополый брак, и ещё «сорок бочек арестантов»… Притом, в замысел автора явно входило – заинтриговать читателя, не сообщив  сюжетных развязок, по принципу: «Милый мой, хороший – догадайся сам!» Действие происходит в наши дни, и главные герои – репатрианты из России и Украины.
Проза  в этом номере представлена и рассказом «Третья годовщина» израильского писателя  Хамуталь Бар-Йосефа (Беэр-Шева) в переводе с иврита Юлии Винер. Это монолог… покойника (израильтянина, погибшего в Газе). На нескольких страницах развёрнута полная коллизий жизнь рядовой  семьи наших дней.  Любителей поэзии ждёт встреча со стихами    петербуржца Михаила Яснова («…уцелевшие, обречённые, перемолотые,/ задушенные, надеющиеся, исковерканные, /разобщённые, нищие…» - стих. «Кто у нас делает литературу»),  поэта и переводчика из Азура Виктора Голкова («…Но пройтись по улице заветной/ Или только тенью проскользнуть, /прикоснуться к тишине рассветной/ Я б хотел, хоть детства не вернуть»/,    и врача  Александра Крамера  (Любек, Германия): «Все ушли./ Давным, давным-давно, / Дождь холодный/ Льёт и льёт и льёт, / Опадают  листья. И глаза / Тускло светятся / В промозглой пустоте» (стих. «Чернобыль»). Понимающий стихи, надеюсь, даже по этим коротким цитатам оценит их уровень и образный строй…
Двум  гениям русской поэзии ХХ века посвящены две заключительные заметки номера. Обе написаны москвичами: Александром  Ревичем (о Пастернаке) и Евгением Бень – о Блоке. Тут уместно, в контексте данной статьи, отметить, что финалы биографий обоих поэтов были обусловлены (или даже вызваны) преступлениями советских правителей:  умирающего Блока не выпускали за границу на лечение, Пастернака замучили травлей… Вызывает, однако, недоумение заголовок рубрики, объединившей эти две статьи: «У поэтов есть такой обычай…». Это строка из стихотворения  Д. Кедрина, а идущая за нею уточняет: «… в круг сойдясь, оплёвывать друг друга».  Вряд ли это как-то относится к данной публикации. А если так, то о каком же тогда  «обычае» речь?  Вот уж действительно: «Не каждое лыко – в строку»!   .    


Рецензии