ДОЛГ

  Когда Саша вернулся из школы домой, он увидел на кухне тетю Валю и какую-то женщину. Как только Саша зашел в прихожую и с порога заглянул на кухню, обе они вдруг смутились, как-то замерли, тетя Валя встала и начала греметь посудой.

-Здравствуйте! - сказал Саша и пошел к себе комнату, по дороге столкнулся с дедом.
- Черт окаянный! - проворчал дед. - Смотри, куда идешь, вымахал два метра...

  В своей комнате Саша переоделся и сразу засел за уроки - выпускной класс все-таки, поступать скоро в университет. Помочь ему некому, живет он с дедом, на его пенсию, рассчитывать Сашка мог только на себя. А он очень хотел в университет, он должен был там учиться на сильноточной электронике. Сашка увлекался высоковольтными устройствами, в дедовском гараже он, запуская трансформатор Теслы, взорвал уже не один конденсатор и транзистор. На flyback.org.ru у него даже есть своя страничка, там есть фотография искрового разряда в полтора метра!
  Поэтому у Саши в комнате на стене висел плакат не Rammstein'a, а Николы Теслы.

  Но позаниматься не удалось - зашел дед, был он какой-то смущенный, хмурил густые, седые брови, пряча глаза.

- Это... Сашок, пошли, поговорить надо...

  На кухне Саша встал в дверях. Незнакомая тетка, дед и тетя Валя сидели за столом. Все молчали.

  Женщина посмотрела на деда, в глазах её было: "давай, мол..."

  Дед откашлялся:
- Сашок, такое дело... - и замолчал.

  Вдруг женщина сорвалась с места и бросилась Саше в ноги, обхватила его колени руками, пряча лицо в складках его брюк.
  Саша растерянно стал поднимать женщину - была она лет сорока, красивая, очень хорошо одетая, видеть её у себя в ногах было странно. Но женщина не давала себя поднять, она разрыдалась и стала приговаривать:
  - Прости ты меня, Саша, прости...
  Саша оглянулся на тетю Валю и деда - те бродили глазами по своим чашкам с чаем.
  И тут Сашка услышал то, отчего он почувствовал себя, как в школе, когда он, ничего себе не подозревая, шёл по коридору и вдруг откуда-то прилетел портфель ему прямо в затылок, а в следующий момент Сашка осознал себя лежащим на полу и увидел склоненные над ним испуганные лица ребят.
  - Мама я твоя... Прости меня... прости ты меня...
  Женщина подняла заплаканное лицо, Саша оглянулся на деда, тот кивнул и дальше он то ли кивал, то ли тряс головой.
  - Вы встаньте, пожалуйста, - растерянно пробормотал Саша. - А я думал, вы... ты умерла...
  Прозвучало это глупо, но в голове у Саши было пусто, лишь гулким звоном отдавалось: мама, мама.
  - А что мы должны были сказать? - агрессивно и каким-то незнакомым, визгливым голосом крикнула тетя Валя. - Шестнадцать лет о тебе ни слуху, ни духу!
  Женщина поднялась, обняла Сашу, почувствовалось, что она взяла себя в руки.
  - Прости...- сказала она еще раз и вышла из кухни, слышно стало звук льющейся воды в ванной.
  - Да, мамка это твоя, это правда, - сказал дед. - Моя непутевая младшая дочь, Валькина родная сестра. Когда тебе было полгода, кинула она тебя Вале и укатила куда-то, с тех пор мы и не знали, где она, что она, жива ли...
  - А я тебе говорила, ни к чему это все, - заговорила тетя Валя. - Чужая она теперь, а ты - мать все же, мать...
  Дед промолчал, только махнул рукой, непонятно, что имея в ввиду. 
  Саша вдруг вспомнил, что все время в последний месяц натыкался на эту женщину то возле школы, то во дворе.
  Мама вернулась. Саша во все глаза смотрел на неё, а она - высокая, красивая, почему-то совсем на тетю Валю не похожая, и к тому же, какая-то нездешняя.
  Все сели за стол. Мама сказала:
  - Саша, я очень виновата перед тобой, возможно, ты никогда не простишь меня. Но тогда я не могла поступить иначе, - она осеклась, так как дед громко хмыкнул.
  - Я не могла поступить иначе, - повторила она. - Мне предложили поехать за границу, куда бы тебя потащила шестимесячного? Думала, на полгода, а видишь, как оно оказалось...
  - Чё ж не писала тогда? - ехидно спросила тетя Валя.
  Мама покраснела, вздохнула и просто сказала:
  - Дура была, сначала думала вот-вот вернусь, а потом стыдно было, сколько слез пролила…
  - Вот сейчас расплачусь, - вставила опять тетя Валя. – Как же, теперь по ночам вставать не нужно, пеленок-распашонок…
  - Что ж ты его тогда деду скинула? – вдруг вскинулась мама.
  - Я Сашку до четырнадцати лет поднимала, а потом, теперь знаешь, Ваня мой помер, где ж мне одной троих поднять? Тоже мне упрекать, вздумала!
 - Да тише вы! – поднял голос дед. – Базар устроили. Ты, Катя давай, говори, чего хотела сказать, зачем встречи искала…
 Мама успокоилась и начала говорить. Саша понял, что эту речь она мысленно уже тысячу раз проговорила.
  - Я теперь в Канаде живу, в Торонто, муж мне раньше запрещал даже думать о России, говорил, забудь, оборви, теперь ты здесь, и нет у тебя прошлой жизни. Но два года назад он разбился на машине, и теперь я приехала, чтобы забрать тебя к себе.
  Она помолчала, не обращая внимания на то, что тетя Валя раздраженно стучит ложкой, громко размешивая сахар в чае, продолжила:
  - Тетя Валя стала твоей первой матерью, спасибо тебе Валя, - вдруг расплакавшись, добавила она. – Валя я тебе по гроб жизни…
  - Да, ладно уж… - расплакалась и тетя Валя.
  - Дед, тебя воспитал мужчиной, но дай и мне стать твоей матерью… Тебе нужно учиться, в Канаде у меня большой дом, муж оставил мне хороший доход, там у тебя есть две сестры, поехали со мной Саша.
  Саша сидел, уткнувшись взглядом ей куда-то в переносицу.
 - Папа, давай и ты с Сашей ко мне, возраст у тебя все же…
 Дед встал и вышел из кухни. Вернулся с трубкой, которую стал медленно набивать табаком. Но Сашка знал – дед в ярости, он обычно никогда не курит в комнате, выходит на балкон.
  - Вот значит, как, - произнес дед. – Поехать я не могу, ты знаешь, а Сашка мне дороже всего… Ну, конечно, Канада там, Америка, кока-кола со стриптизом, а дед пусть подыхает без Сашки…
  - Ну, какой стриптиз, папа! – закричала мама.
  - А меня уже никто и не спрашивает? – сказала тетя Валя. – Я тоже, между прочим, думала Сашку забрать, чтобы папе полегче было, я, слава Богу, тоже на ноги встала, не Канада, конечно, но Сашка-то у меня на руках вырос, до десяти лет мамой называл, потом ему открылась.
  Все замолчали.
  - Может, мы Сашу спросим? – сказала мама. – Он уже взрослый и может сам сказать.
  Но Саша не мог вымолвить ни слова. Наконец, Сашка не выдержал и выбежал из кухни, побежал к себе в комнату. Через некоторое время он понял, что сидит в своей комнате, бессмысленно уперевшись взглядом в Николу Тесла. Он не знал, сколько уже сидит у себя, к нему никто не заходил.

  - Конечно, навалились на пацана, - закашлявшись, сказал дед. – Тут и взрослый бы очумел. Ты, Катька, погоди, пусть он пообвыкнет… А может, с дочками еще приезжай, не гони лошадей…
  - Ты бы не курил здесь, папа, - тетя Валя запах дыма не переносила.
 Саша вошел на кухню с палкой в руках, ну, это не палка, а его маленькая, детская хоккейная клюшка.
  Все уставились на него.
  Глаза у Саши были на мокром месте, стыдоба, мужик уже.
  - Послушайте, - сказал он, а с голосом – еще хуже, срывается, ломается, но Саша отважно продолжал:
  - Простите меня, я виноват перед вами. Тетя Валя, ты мне настоящая мама, ты меня вырастила, тебя я называл мамой. Дед, ты подхватил меня в трудную минуту, ты мне, как отец. Но я с тех пор, как я узнал, что тетя Валя мне не мать, я мечтал о маме. И вот моя мечта сбылась.
  Саша сглотнул.
  - Но я не могу выбрать, я не могу выбрать, вы понимаете? Я виноват перед вами, накажите меня…
  Саша вытянул вперед руку с палкой.
  - Как я могу тебя ударить? – сказал мама.
  Тетя Валя вытаращила глаза:
   - Да, когда-нибудь я тебя била?
  А дед, побелев лицом, вдруг крикнул:
 - Ах, ты, стервец! Ты издеваться вздумал? Или умом тронулся? Мужик уже, вести себя так!
 Дед схватил палку и хорошенько огрел пару раз Сашку по спине.

 Саша вдруг рассмеялся, и дед остановился от неожиданности.
  - Я с тобой останусь, дед. Только самый близкий человек может посметь ударить и не оскорбить этим.
  - Прости, мама, прости, тетя Валя.
 
 
 


Рецензии
Понравилось. Неожиданный способ выбора самого родного.
Что-то в этом есть. Только женщины не поднимут руку на родного сына. Обычно это дело мужской половины. Хотя и мужики бить - тоже не все могут. Зависит от того, какие устои в семье. Убеждать - можно по-разному. Кто как привык.
:)

Кандидыч   29.08.2011 17:39     Заявить о нарушении
если честно, не мог решить, кто же возьмется за палку. и вы правы, в том, что это сделал дед, мужчина, появляется двусмысленность. вроде для мужчины - это естественно и выбора не было.

Умереть Легко   30.08.2011 02:38   Заявить о нарушении
Дед хорош. От такого не страшно и палкой получить.
Но женщин жалко. Да и всё равно все они одна семья. Это их сплотит.
Так думается.:)

Кандидыч   30.08.2011 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.