Я помню Глава 57 Чехословакия

В конце ноября 1989 года впервые я выехала по туристической путёвке в Чехословакию.

Софья Васильевна дала мне бумаги с материалами по 1968 году и попросила передать их знакомому педагогу, бывшей советской подданной, сейчас преподающей в чешском ВУЗе.

 И надо же было случиться такому совпадению – именно в эти дни в Чехословакии проходила «Бархатная революция» - процесс бескровного реформирования социалистического режима в ноябре-декабре 1989 года.
17 ноября в годовщину похорон чешского студента, погибшего в 1939 году во время протестов против нацисткой оккупации. 20 ноября студенты объявили забастовку. Участвовали все высшие учебные заведения. К акции присоединились интеллигенция и коллективы многих предприятий.

Как наши туристы ездили за границу известно. Я тоже взяла с собой несколько пачек чая. Деньги (300 рублей) нам не обменяли. Чай пригодился. Его купила продавщица ближайшего магазина.

Прага была полна вышедшими на улицу людьми. Все эти четыре дня – время посещения нашей группой Праги, на улицах были люди. Они держались очень свободно. Громко разговаривали незнакомые друг с другом.
 Ночью было то же самое. Весь транспорт работал бесплатно, в центре города из больших котлов бесплатно кормили всех желающих. Но беспорядков не было.
 
Я любовалась прекрасным городом, старинными домами, мостами, побывала на кладбище.Меня восхищали величественная готика,кокетливое барокко,грациозный модерн.

Очень удивили меня магазины, заполненные овощами и фруктами, они выставлялись даже на уличных витринах.

В наших магазинах не было мяса. Даже ходил такой анекдот: «покупатель спрашивает продавца, нет ли у него в магазине мяса, на что продавец отвечает: «мяса нет  в мясном магазине, а у нас – рыбный, у нас нет рыбы»».

А в Праге, зайдя в мясной магазин, я остановилась от неожиданности. Парное мясо всех видов было на витринах.

 Люди были мало похожи на москвичей. Разные были встречи. На улице я обратилась с вопросом к женщине, гуляющей с собачкой. Она извинилась, убрала за собакой в совочек и спрятала в пакет. Метёлочка, совочек, пакетик – это было новое. А ведь я собачница.

Одна дама, когда я спросила её о том, как мне пройти в старый Кремль, стала так кричать, что собрала небольшую толпу. «Кремль ей нужен! Поезжай в Москву, увидишь там свой Кремль!».

 Русский язык окружающие понимали. Один сочувствовавший мне гражданин проводил меня.

 Но у меня было задание – передать бумаги о событиях в Москве после 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу. Материал по делам правозащитников отважной восьмёрки, протестовавших на Красной площади против этих событий и о самом адвокате, защищавших их  - Софье Васильевне Каллистратовой.

Созвонившись с педагогом, её имени уже не помню, я приехала на окраину города, где она жила в пятиэтажной коробке – наша «Хрущёбка». Дом без лифта, пятый этаж. Комната метров 18, очень бедная, за шторой в небольшой нише в стене без окна помещалась газовая плита.

Эта дама познакомила меня со своими студентами. Я рассказала о нашей демонстрации на Красной площади, когда советские танки шли по улицам Праги. Я говорила им, что советские люди сопереживают, что был суд над правозащитниками, рассказывала о замечательном адвокате Софье Васильевне Каллистратовой, перенесшей пять обысков и продолжающей выступать против властей, допустивших это злодеяние.

Я прочла им замечательные строки великого русского поэта А. Твардовского:

« Что делать мне с тобой моя присяга?
Где взять слова, чтобы рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречала в шестьдесят восьмом?»

И строки А.Галича:

«Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле».

Договорились, что студенты прилетят в Москву для встречи с А. Сахаровым и С. Каллистратовой. А пока они просили меня передать их бумаги А. Сахарову.
5 декабря 1989 года не стало Софьи Васильевны.На отпевании
были среди   близких и друзей  А.Сахаров и Е.Боннэр.
В 1997 году  С.В.Каллистратова была посмертно награждена
золотой медалью Гильдии  российских адвокатов.
В том же году в издательстве "Звенья" вышла книга "Заступница".
о жизни и деятельности Софьи Васильевны. В книгу вошли и
воспоминания о нашем клубе, где Софья Васильевна принимала
активное участие.
Тогда зрители нуждались не в развлечениях,а в мыслях и правде.
И адвокат щедро делилась ими со зрителями.

Не могу не привести текст песни Ю.Кима  "Адвокатский Вальс"

Конечно,усилия тщетны
И им не вдолбить ничего:
Предметы для них беспредметны,
А белое просто черно.

Судье заодно с прокурором
Плевать на детальный разбор-
Им лишь бы прикрыть разговором
Готовый уже приговор.

Скорей всего надобно просто
Просить представительный суд
Дать меньше по сто девяностой,
Чем то,что,конечно,дадут.

Откуда ж берется охота,
Азарт,неподдельная страсть
Машинам доказывать что-то
Властям корректировать власть?

Серьезные,взрослые судьи,
Седые морщины,семья...
Какие же это орудья?
То люди,как люди,как я!

Ведь правда моя очевидна,
Ведь белые нитки видать!
Ведь людям должно же быть стыдно
Таких же людей не понять!

Ой,правое русское слово-
Лучь света в кромешной ночи!
И все будет вечно хреново,
И все же ты вечно звучи!
...........................

Отзовитесь,нынешние адвокаты!
Вы так нужны России!

Студенты прилетели в Москву 7 декабря, а 14 декабря не стало Андрея Дмитриевича Сахарова...

На фотографии -Прощание с С.В.Каллистратовой.


Продолжение:.http://proza.ru/2011/08/28/514
http://proza.ru/2011/08/28/522


Рецензии
Интереснейший рассказ.Спасибо.

Горовой Геннадий   09.06.2012 02:03     Заявить о нарушении
И Вам спасибо,Геннадий! Успехов!

Майя Уздина   09.06.2012 03:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.