Я помню. Глава 61-Заключительная

Много лет прошло с тех пор, но я вспоминаю и соглашаюсь с В.Корниловым.

«Вечера на сахаровской кухне
Продолжались и среди зимы.
И надежды все еще не тухли
И плечом к плечу сидели мы.
……………………………………………….
Все, кто был на сахаровской кухне,
Некогда, хотя бы на заре,
Все, кто в лагере еще не заперт,
Все, кто в ссылках в полузаперти,
Все,кто учит мир с нью-йорских кафедр
Или слепнет в БУРе у Перми.
Как слова в одно стихотворенье,
Все бесповоротно включены
В сахаровским названное время,
Лучшее в истории страны».
         Владимир Корнилов.

Я чувствую себя виноватой перед многими участниками вечеров, перед  бескорыстными помошниками, такими, как например Анна Самойловна Берзер.  Она  осталась такой одинокой, похоронив свою сестру, с  которой она жила в Зеленограде . Я часто общалась с ней по  телефону, но так и не собралась навестить ее.

Я виновата перед  людьми, чье творчество  я так ценила, перед  необыкновенными личностями, о которых  я не успела  рассказать на вечерах. Так я и живу со своей виною.  В Доме Медика проходили литературные встречи, о которых я в своих записках не  говорила.
 Это были вечера, посвященные А.Галичу, Б.Пастернаку, О.Мандельштаму, были встречи с Б.Чичибабиным, А.Смелянским, Ф.Искандером, М.Агурским,  С Г.Баклановым, Б.Сарновым   В.Лакшиным .

 Я ничего не рассказала о многих произведениях   А .Т.  Твардовского о поэме  «Теркин на том свете»- замечательной сатирической поэме, об истории спектакля по ней в театре  «Сатиры». Литературоведы и театроведы расскажут лучше меня.

Моей целью было рассказать  о литературных встречах и вечерах, памяти ушедших литераторов. Не уверена, что  мне это удалось.

Мои воспоминания-это воспоминания о моем времени.Я не ставила
задачу рассказывая о людях,с которыми я общалась или о которых
упоминала,дать исчерпывающий материал. Но со временем  ,получая рецензии,я поняла,что надо говорить о писателях и то,что может быть не всем известно.
Я ведь не знакома с различными профессиями.И люди,занимающиеся своим специальным делом,могут не знать того,что известно мне.
Совсем не обязательно им искать материалы в энциклопедии.
Поэтому я и  рассказываю  все, что знаю. Но главное-это то,чему была свидетелем.

  Моя работа подходила к концу. Дом Медика закрывали на ремонт.

У меня родилась внучка- Лиза.
Началась новая жизнь.

Вместо послесловия.
Закончив эти мемуары,я послала их в Москву дочерям Твардовского. Они тщательно их прочли, указали на ряд неточностей, которые я постаралась исправить.Я хочу (с ведома Валентины Александровны  и Ольги Александровны Твардовских) поместить  письмо ко мне,которое поможет глубже понять великого ПОЭТА.


Валентина Александровна 
 20 ноября 2011 г. 

Спасибо за письмо, дорогая Майя. С книгой спешить, конечно,   не стоит, но всё-таки ее надо иметь ввиду. Текст на сайте не вечен, в отличии от книги. Работайте по-тихоньку, чтобы Вам было интересно, и книга сама собой будет создаваться.
А.Т. верил в идею социализма - великую гуманистическую идею равенства и братства. Без такой веры  человечество бы вымерло и потому оно никогда не откажется от неё. А.Т. не считал, разумеется, советский строй воплощением идеи соц-ма. и по своему противостоял ее искажению. Но как и Сахаров (в противоположность антисоциалистической позиции Солж.) он не видел будущего человечества без социализма и демократии. Он никогда не призывал сломать существующую систему, его путь -эволюционный.  Но он служил не ей, а стране, своему народу, литературе. Вы ошибаетесь, думая, что по-другому он "не хотел и не мог" жить и работать, работать, нежели как "в системе". Очень даже хотел по-другому: без цензурных преград, без партийного диктата и идеологической дисциплины. Он верил, что можно многое изменить, добившись демократических свобод, верил в особую оздоровляющую  и очищающую силу литературы и искусства. Чего он действительно не мог, так это покинуть Россию для спокойной жизни где-нибудь в Европе или Америке. Но А.Т. никогда  не осуждал тех, кто по разным причинам оставлял страну. И я, разумеется, если испытываю неприязнь к некоторым диссидентам - исключительно из-за их взглядов, а не из-за отъезда.
 Мне было интересно и полезно читать Ваши воспоминания, поэтому не может быть и речи о "потраченном времени". Это Вам спасибо, что Вы нам дали такую возможность. С уважением, дружески В.Т.
 Вот теперь- КОНЕЦ.

А в заключение прослушайте. пожалуйста реквием: "Вечная память ушедшим годам".

https://www.youtube.com/watch?v=iQ-M1hMHHto
 

 


Рецензии
Что сказать?..

Спасибо, Майя Владимировна.
За Вашу интересную жизнь, за великодушие, за понимание , за... многое.
И за тактичность.

Евгения Серенко   21.06.2013 05:30     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, за тёплые слова, Евгения!

Майя Уздина   21.06.2013 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.