Мысли. Часть 4
МЫСЛИ ПО РАЗНОМУ ПОВОДУ
(1981 – 2001 гг.)
На картине изображено маленькое лесное озеро, по берегам густо заросшее деревьями и кустарником. То ли капля росы, то ли лист сорвался и упал на гладь озерка. По глади побежали круги волн. Художник остановил этот миг, волна застыла в своём беге. Какое чудо! Мгновение красоты, которое через секунду кажется исчезнет, замерло. “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..” Не есть ли всё искусство – попытка удержать и сохранить прекрасные мгновенья?!
* * *
Моё отношение к человеку определяется не его национальностью или вероисповеданием, а тем, как он относится к понятиям «совесть», «справедливость», «стыд». Если эти слова для него не пустой звук и живёт он в согласии с ними, то мои симпатии всегда будут с этим человеком.
* * *
Бедная, бедная Россия! Что делают с тобой твои обитатели?! Чиновники и торгаши грабят тебя, мужики пропивают, честолюбцы ссорят твои народы. Если бы земля русская имела голос, то над Россией стоял бы несмолкаемый стон. Боже праведный, вразуми нас, поставь на путь истинный! (1990 г.)
* * *
Будь бдителен, человек, знай, с кем имеешь дело! Сегодня ты попросишь у него коробок спичек, завтра он потребует у тебя твою честь.
* * *
«Лунная соната» Бетховена. Эту музыку невозможно сочинить, она существует сама по себе, живёт своей удивительной жизнью. Трогательная, чарующая, трепетно-пугливая, как любовь, неуловимая, недоступная для разума, она витает над нами, манит нас, зовёт, но не даётся, ускользает бесследно. Не напрягайте слух, всё равно ничего не услышите. Но бывают редкие минуты в жизни иных счастливцев, когда она сама нисходит к ним, проступая в душе прекрасной гармонией звуков.
* * *
О, если бы человек мог хотя бы изредка видеть себя со стороны! Сколько нового, неожиданного открыл для себя человек! То, что казалось ему непринуждённым поведением, выглядело бы со стороны обычным шутовством; за маской грубой простоты скрывается пошлость, а за маской озабоченного мудреца – глупость; под личиной весёлого острослова – циник, а под личиной неприступного гордеца – хам. Зеркало беспристрастно говорит нам о нашем внешнем состоянии, но где взять зеркало, которое также беспристрастно говорило нам о нашем внутреннем состоянии?! Отношение к нам людей не может быть объективным отражением нашего внутреннего состояния. Мы сами и людское окружение редко бываем искренни, мы боимся быть искренними, ибо считаем: искренний человек – уязвимый человек. Однако это заблуждение. Искренний человек – сильный человек.
Боже, дай нам искреннего друга и помоги нам быть всегда искренними! Глаза друга да станут зеркалом нашего внутреннего состояния.
* * *
Кто бы мог подумать, что смерть Пушкина в 1837 году одним своим фактом через сто лет освятит кровавую вакханалию в России? Дорвавшиеся до власти недоумки саму смерть поэта превратили в аргумент классовой борьбы. Знай Александр Сергеевич о подобных последствиях своей гибели заранее, то он, я думаю, не стал бы стреляться и простил недругов.
* * *
“В жизни всегда есть место подвигу”. Это верно. Подвижничество и подвиг – слова одного корня. Подвижники в жизни часто незаметны, труд их скрыт от глаз человеческих, но именно усилия подобных людей определяют развитие общества. Вот истинные локомотивы прогресса.
* * *
Буржуазная идеология чрезвычайно увлечена свободами и правами личности, самоценностью индивидуальности как главным достоянием человека. Между тем в марксистской идеологии они усматривают покушение на это достояние, устранение его, коммунизировав жизнь индивидуальностей во всех сферах, начиная от участия в промышленном производстве, кончая половыми отношениями.
И всё-таки было бы несправедливо обвинять буржуазных идеологов в упрямстве, ибо в их позиции содержится порядочная доля истины, и если они будут последовательны и настойчивы в достижении своих идеалов, их труд и усилия зачтутся историей. (1983 г.)
* * *
В ядерной физике есть такое понятие – дефект масс. Суть его в том, что масса ядра атома, состоящего, допустим, из десяти нуклонов, меньше, чем масса десяти нуклонов, взятых в отдельности. Разность между этими массами и есть дефект масс.
Подобный “дефект масс” можно наблюдать в среде молодых ребят. Каждый из них в отдельности по-своему хорош – добр, справедлив, нравственен. Любой родитель об этом скажет. Но когда они собираются в группы по несколько человек (на улице, на танцах, в подъезде и проч.), да ещё с бутылкой спиртного, происходит какой-то дефект нравственности, доброты, человечности, и чем меньше ребята знакомы между собой, чем хуже они знают друг друга, тем больше этот дефект. Каждый из них в отдельности никогда не избил бы старика или изнасиловал девушку, но вместе…
* * *
Нетерпимость к инакомыслию, жесткость, непреклонность, беспощадность в критике, фанатичная одержимость идеей ниспровержения самодержавия – многим ведомы эти черты характера Ленина, но мы почти никогда не задумываемся о их происхождении. Как-то в разговоре с дядюшкой, коснувшись подобной темы, он указал мне на факт в биографии Ленина, который во многом и определил вышеназванные черты. Гибель его старшего брата, казнённого за подготовку покушения на царя. Смерть любимого брата явилась для юного Ульянова сильнейшим потрясением, определившим на многие годы суть и смысл его жизни. Тема мщения царизму за гибель брата стала как бы стержневой, на которую плотным слоем навилась тема освобождения рабочего класса. Вся жизнь Ленина была подчинена только одной цели – уничтожению самодержавия, и чем скорее, тем лучше. Труды классиков марксизма -всего лишь семена, упавшие в благодатную почву сознания молодого Владимира, давшие впоследствии бурные всходы. Не будь гибели Александра – характер Владимира Ульянова был бы более терпим и покладист. Я говорю это не затем, чтобы оскорбить память о великом человеке, нет. Перед нами суровый урок истории, из которого полезно делать выводы. Нетерпимость вождей очень дорого обошлась нашему народу.
Насилие способно породить только насилие. Тяжёлую народную долю через убийство царя не сделаешь легче. Цари ответят убийством. Цепь насилий здесь может длиться бесконечно. На самодержавии также лежит вина за поднявшуюся волну насилия.
Что приводит к насилиям и революциям, и возможно ли их избежать? Да, если научно-техническому, политическому, социальному развитию общества, по сути неизбежному, не будут мешать государственные управляющие структуры, т.е. проще говоря, новому не должно мешать старое, старое обязано изменяться или упраздняться, иначе конфликт неизбежен. Революции порождаются противоречием между народившимся новым и не желающим уступать место старым. Любая власть – в политике, экономике, науке, культуре – должна знать, что, уступая место всякому прогрессивному новшеству, она гарантирует себя в будущем от любых потрясений. Некомпетентность власти, боязнь новых решений и подходов, её негибкость постепенно шаг за шагом готовят новые конфликты, и чем дальше, тем драматичней будет развязка.
Ирония истории нашего первого в мире социалистического государства состоит в том, что желая построить быстро и активно развивающееся общество, мы создали по сути его антипод – консервативное, косное, совершенно неспособное к развитию. Заключив гигантский хозяйственный организм в рамки планов – мы умертвили его. Потому-то теперь при нашем богатстве мы прозябаем в нищете. Как странно, что Ленин не понимал порочности планового хозяйства, хотя считался диалектиком. В своих ранних экономических работах Ленин не столько других, сколько себя пытался убедить, что Россия достаточно вросла в капитализм и пришло время смены экономической формации. Говорить о готовности перемен там, где они только нарождаются – непростительная поспешность. Крутить колесо истории вручную ещё никому не удавалось, а если кто и пробовал, то под колесом оставались миллионы раздавленных человеческих жизней. В политике, как и в науке, нельзя руководствоваться эмоциями. (1989 г.)
* * *
Всё хорошее на этом свете идёт от уважения к человеку. Ведь, по существу, личная культура человека есть не что иное, как способность уважать, уважать людей, их труд, природу, т.е. бережно и внимательно относиться ко всему, что окружает человека. Но беда в том, что люди проявляют порой акты неуважения неосознанно, не задумываясь об этом, как бы само собой. Присмотритесь, как из рук бывших пассажиров, выходящих из автобуса, прямо листопадом валятся под ноги использованные проездные талоны.
Культурного, воспитанного человека и отличает то, что он никогда не забывает о других, ни о тех, кто рядом, ни о тех, кто далеко. И суть воспитания как раз заключается в привитии человеку способности уважать, постоянно помнить о других, считаться с ними.
* * *
Наши нынешние экономические беды проистекают из того, что в своё время Россия перепрыгнула через целый исторический этап развития общества – капиталистический. Капитализм в России просто не смог себя реализовать полностью, не успел. Но историю нельзя форсировать исходя даже из высших гуманных соображений. Незрелость, неразвитость, отсталость в различных сферах экономической и социальной жизни людей будут сплошь и рядом напоминать о себе, превращаясь в могучий тормоз общего развития. (1990 г.)
* * *
Какое наслаждение – умный человек!
* * *
В одном из писем Ницше писал: «Мне было так тяжело, как только может быть тяжело человеку; зато лишь под этим щитом я обретаю спокойную совесть, а также нечто, что имеют и имели немногие люди: крылья, чтобы говорить притчами». Дословно мог бы сказать то же самое о себе. Я называл раньше это своим крестом. Ницше называет щитом, и он, пожалуй, более прав. Однако беда в том, что подобный щит не защищает от ранящих стрел мелкой действительности, нас окружающей.
* * *
Ты удивляешься тому, что я долгие годы занимаюсь физикой, но совершенно не знаю математического аппарата физики. Да, я не знаю математики, не умею пользоваться её средствами, но можно ли меня упрекать в этом?! В конце концов, никто не мыслит формулами. Человек мыслит образами. Даже если он оперирует абстрактными величинами, то за этими величинами и отношениями величин стоят образы, пусть даже абстрактные. Наука же сегодня нуждается не в формулах, а в идеях, новых идеях.
К тому же – в суете живу, какая уж тут математика. Математика – удел людей, покойных умом и духом, отрешенных от всякой суеты и забот.
* * *
Услышанное: “Я на собственном опыте убедился в том, что политика – грязное дело…”.
Открыл Америку! А когда же политика была чистым делом?! Политику делают грязной грязные люди. Чтобы политика была чистой, чистыми и святыми должны быть люди. А где взять столько святых?! Власть и человек, власть и человеческие пороки – эти темы останутся актуальны, пока существует само понятие власть. Как было бы чудесно, если бы в политику приходили люди, движимые исключительно искренним желанием блага народу! Однако к власти, как к магниту, тянутся часто люди амбициозные, тщеславные и честолюбивые. И это было бы ещё ничего, не будь они к тому же ограниченными и невоспитанными. Именно “благими намерениями” таких людей и вымощена дорога в ад. Кормило власти они превращают в кормушку власти, пихаются и грызутся вокруг неё подобно голодным свиньям.
* * *
Одно из гнусных преступлений, которое может быть совершено против человека, - это отбить у него охоту трудиться, развратить человека, сделать его вечным иждивенцем, и при этом паразитирующий человек не будет испытывать никаких угрызений совести. Существует множество способов лишить человека желания работать, но наиболее действенный – наказание трудом. Места лишения свободы, где традиционно практикуется принудительный труд, есть самые активные рассадники подобной категории людей. Рабский, подневольный труд отвратителен не тем, что малопроизводителен, а тем, что калечит психику человека. Россия – пример того, как труд после Октября 1917 года был превращён из нормальной потребности в бремя, в рабство. Итоги налицо. (1989 г.)
* * *
Я не знаю более универсального, более мудрого принципа, коим должен руководиться в жизни любой человек, чем тот, который примерно гласит: не делай ничего в отношении других такого, чего не желаешь себе. Казалось бы, куда проще: поступай так каждый, и рай меж людьми осуществится. Ан нет! Раздорами, драмами, страданиями иссечена жизнь наша вдоль и поперёк. Видать, не всё от человека, одних простых и мудрых принципов тут мало. И тот, кто делает ставку только на духовное возрождение человека, явно упрощает положение. Менять надо уклад жизни, приводить его к норме, а это значит – удовлетворить необходимые потребности человека в жилье, в пище, в одежде и т. п. Вы скажете: древний философ Диоген жил в бочке, кормился подаяниями, но был счастлив и мудр. Одинокий Диоген в тёплой Греции мог позволить себе такую “роскошь”. Мы же, люди иного времени, обременённые семьями и неустойчивым климатом, такого позволить себе не можем. Приведённый универсальный принцип хорош только там, где, хотя бы сносно, удовлетворяются основные потребности человека, где повседневная жизнь не унижает человека очередями, ожиданиями, дрязгами, где нет суеты и страха перед будущим. Пока этого не будет – великому и мудрому принципу цена грош, в свалке, в борьбе за лучший кусок люди затопчут его и не заметят.
* * *
В чём суть реформ Мартина Лютера? За пятнадцать веков существования христианства папство и папская иерархия затмили собой образ Христа, исказили и извратили себе в угоду его учение, тяжким бременем легли на плечи простого люда, погрязли в пороках и казнокрадстве. Лютер просто-напросто попытался очистить образ и учение Христа от накопившейся грязи, свалить с плеч и душ народа тяжелую глыбу папской тирании.
По-моему, в таком же положении оказалось коммунистическое учение Маркса и Энгельса. За пятнадцать десятилетий своего существования прокоммунистические партийные вожди и партийная диктатура также загадили и исказили наследие отцов-основоположников. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждающее учение превратили в идеологию подавления, угнетения, беззакония и произвола. Наша история не дала нам вовремя нового Мартина Лютера, и коммунизм рухнул. Неправда, что идеология коммунизма была изначально порочна и была изначально обречена на гибель, это чушь. Коммунистическое учение есть естественный, закономерный этап в эволюции социально-политической мысли. Эта теория была настолько верна и дальновидна, что последователи отцов-основоположников, пренебрегая осторожностью, рискнули опережать события, форсировать историю, хотели заставить работать теорию сегодня, сейчас, немедленно. Но, скажите, можно ли насильно подгонять рост, допустим, зелёного лука, постоянно вытягивая руками его пёрышки вверх? Лук быстрее погибнет, чем даст себя насиловать. То же произошло с коммунизмом. (1992 г.)
* * *
Важнейшим уроком истории является то, что нельзя строить благополучие своей нации на несчастье другой, нельзя навязывать другим народам свою волю. Нации должны объединяться как в экономическом, так и культурном отношении, но это объединение не должно быть насильственным. Сближение наций будет происходить естественным, здоровым образом только на почве совместного сотрудничества в деле преобразования нашей Земли в удобный для проживания людей дом. (1986 г.)
* * *
Человек стремится охватить своим сознанием всю природу, весь мир, охватить в единстве, в целостности. Это необходимое стремление, хотя, быть может, и недостижимое.
* * *
Критерий оценки истины должен быть один – простота и ясность.
* * *
С какой силой я восстаю против городов, с такой же силой я восстаю и против деревень. Деревенская скука ничуть не лучше городской суеты.
* * *
Все подвиги духа человеческого истоками своими обязаны страстным чувствам к человеку, любви к нему.
* * *
О кольце на пальце и не только.
К нему нужно привыкнуть, чтобы не замечать.
* * *
Тому, кто отправляется в дальнюю дорогу, нужно желать хороших попутчиков, ибо с плохими попутчиками не дорога, а пытка.
* * *
В каждом истовом проповеднике таится Савонарола.
* * *
Композитор творит музыку не тогда только, когда садится за рояль; художник работает над картиной не тогда только, когда подходит к станку; учёный ищет решение задачи не тогда только, когда сидит за столом. К роялю, к станку, к столу они подходят уже с готовыми эскизами и вариантами. Творческий процесс непрерывен, он идёт постоянно, чем бы человек ни занимался. Рождение нового, пожалуй, одно из самых удивительных явлений мира.
* * *
Мэрилин Монро была только однажды, другой уже не будет. Все попытки копировать Монро, подражать ей – тщетны и порой раздражают. В феномене Монро важны не только её характер и внешность (что весьма относительно), но важно время, важна эпоха, в которую она жила. Мэрилин Монро неповторима, как неповторима каждая эпоха. Мэрилин ушла, но оставила в наших душах неизбывную тоску по женскому очарованию.
* * *
Понять законы косной материи, приручить её – дело нехитрое. Понять душу человеческую – вот задача!
* * *
Николай – гений. Он это знает, и это его портит. Мне говорят – я тоже гений, но я этого не знаю и потому сохраняю до сих пор девственность души и детскую непосредственность. Я никогда серьёзно не думал о себе как о гении, хотя не раз слышал о своих “гениальных” открытиях, но принимал всё за шутку. Николай, как мне кажется, чаще думает о себе как о гении и относится к этому весьма серьёзно. Подобный взгляд на себя уродует его отношения с людьми, в общении он бывает нестерпим. Уж если провидение выделило тебя среди миллионов, то будь любезен – не задавайся, будь проще, относись к себе с иронией, осторожней и бережней будь с людьми. Гений -это не награда, гений – это долг и ответственность.
* * *
Чем больше льётся крови за веру, тем больше крепнет моё безверие.
* * *
У нас редкостная страна: работать в торговле и быть честным человеком – то просто неприлично; девушке сохранить девственность до шестнадцати лет – позор. ( С иронией о былом).
* * *
Вера в Бога – особое состояние психики человека, особая твёрдая психическая установка, которая не зависит от настроения и перемен в жизни человека. Преодолеть это состояние психики так же трудно, как и войти в него.
* * *
Ты спрашиваешь меня – что я не терплю в женщинах? Не терплю вульгарности. Вульгарная женщина – это ужасно. Вообще-то я очень старомоден на этот счёт, всё ещё живу идеалами прошлого века. Вульгарность есть побочный, сорный продукт эмансипации женщины. К тому же в нашем обществе, где женщина была поставлена во всём на одну доску с мужчиной, выполняла любую мужскую работу, деформация женской натуры происходила особенно заметно. А вспомни воспитание и обучение с ранних лет мальчиков и девочек. Ведь между ними не было совершенно никакой разницы: требования к обоим полам одинаковы; смешанные классные коллективы. Здесь неизбежно женская психика будет искажаться. Представь себе милую, симпатичную девочку, которую вызвал к доске учитель, но она не знает урок. Двадцать пар мальчишеских глаз впились в её растерянное личико. Она хлопает глазками, краснеет, опускает голову, теребит пальчиками кончик фартука и не знает, что сказать, а если и говорит, то путано и невпопад. Слышатся смешки. Девочка ещё больше теряется. Пройдя подобную Голгофу не один раз, вряд ли этой девочке удастся сохранить девственность души толстовской Наташи Ростовой.
* * *
Может, это выглядит несколько наивно, но я задумался о случайности или неслучайности создания того или иного шедевра человеческого гения, будь то в искусстве или науке. Случайно ли рождение Шестой симфонии Чайковского или второго концерта для фортепиано Рахманинова? И почему их создали именно они? С наукой как-то легче, там есть логика развития знания. Открытие нового закона, нахождение новой причинной связи в материальном мире наступит неотвратимо рано или поздно. Здесь сложность только в том, кто и как сделает новое открытие, случаен или не случаен был путь человека к открытию. В искусстве такой жесткой логики развития нет. Шедевры искусства, особенно в музыке, так основательно и органично входят в нашу жизнь, что представить её без них невозможно. Если только предположить на миг, что умри Чайковский в детстве, не было бы целого музыкального континента по имени Чайковский! Вы можете себе это представить?! Я – нет.
С другой стороны, резонно возразить – а сколько Чайковских и Рахманиновых не родилось, родилось, но не состоялось, хотя и талант был не меньший. Почему не состоялось? Вот тут-то вся и загвоздка. Неужели случай имеет такую власть над миром?! Ведь не зря же говорят: его величество случай. Коль так, то стоит ли к миру относиться всерьёз, если властвует здесь игра случая?! А если нет? Слушая музыку Рахманинова, я быстрее склонен предположить существование некой силы провидения – Бог ли это, дух ли - я не знаю. Не исключено, что случай и провидение на равных правах властвуют над миром, и тому они благоволят, кто живёт в постоянном напряжении душевных и физических сил, чей удел – страдание.
* * *
Одним из шатких, прогнивших столпов бывшей советской тоталитарной системы, ускоривших её падение, был культ партийной элиты. Партийная пропаганда, средства массовой информации, верноподданные деятели культуры, в целях поднятия и удержания авторитета партийного руководства, создавали долгие годы образ безупречного человека-коммуниста, лишенного всех недостатков и слабостей, этакого праведника, полусвятого. Однако идеология идеологией, а жизнь жизнью. Партийные большие и маленькие вожди, хотели они того или нет, обязаны были следовать созданным образцам праведников. Но живя среди людей – простых и грешных, трудно сохранить ореол святости. Не желая ограничивать себя, сдерживать свои пристрастия, пороки, слабости, партийные боссы вынуждены были плотно изолировать свою частную жизнь от общества. Замкнувшись в своём мире, они обрекли себя на вырождение и ещё большее разложение – как идейное, так и нравственное.
* * *
Причиной, мешающей нам понять до конца живущего между нами человека, оценить масштаб его личности, значимость его деяний, является фрагментарность, отрывочность знаний о нём и его деле. Человек умирает. Кто-то берёт на себя благородный труд изучить наследие усопшего. И – о, чудо!
* * *
Одним из самых мощных побудителей человеческой активности является жажда свободы и независимости, как духовной, так и физической. Часто за стремлением людей к богатству стоит не патологическая корысть, а лишь обретение действительной свободы и независимости. Здесь сокрыт основной антагонизм между философией коммунизма и идеологией капитализма. Коммунизм во имя всеобщего социального равенства и блага отбирает у человека право на выбор, лишая тем самым его свободы. Развитие же общества и человека немыслимо без свободы. Ценность свободы – в возможности развития.
* * *
Ты спрашиваешь меня – почему я так люблю порядок, откуда такая аккуратность во всём? Видишь ли, в чём дело: я не порядок люблю, я не люблю беспорядка, он мне мешает, раздражает, отвлекает мысль.
* * *
Часто бывает так, что литературное или музыкальное произведение рождается не с начала, а с середины, а то и с конца. Сначала появляется мысль-зёрнышко или одна музыкальная фраза, из которых впоследствии вырастает всё произведение, вырастает, как живой организм.
* * *
Свобода, свобода, свобода… Кажется, вся история рода человеческого крутится вокруг одного этого слова. Свобода – вот идеал, за который сложили головы миллионы и миллионы на протяжении истории цивилизации.
Как понимать слово “свобода”? Свобода от чего?
Конечно же, свобода не от совести и ответственности, не от чести и порядочности. У каждого человека своё представление о свободе: у художника – своё, у учёного – своё, у развратника – своё. Если говорить об идеале свободы, то, по-моему, человеческая свобода подразумевает независимость людей от условностей так называемых общественных отношений, подразумевает возможность всестороннего духовного и физического развития личности. Свобода, иначе говоря, есть возможность выбора. Когда у человека есть выбор и он выбирает со знанием дела, не допуская ущерба кому-нибудь или чему-нибудь, он свободен.
Сегодняшний мир и общество представляют нам совершенно иную картину, печальную и ужасную одновременно. Человечество своим сложным и противоречивым развитием само сплело себе крепкие сети необходимостей, запуталось в них и теперь страдает от своей несвободы. Узлы этой сети необходимостей встречаются сегодня человеку сплошь и рядом, начиная от самого могучего узла современности – гигантского арсенала ядерных вооружений.
Прогрессивные деятели, каждый по-своему, кто как умел, пытались распутывать эти узлы и узелки. Однако в большинстве случаев происходило так, что распутывая в одном месте, узел необходимости не устранялся, а перемещался в другое место и запутывался в ещё больший узел. Но суть-то, в конечном итоге, сводится не к простому распутыванию, а к полному уничтожению этой сети необходимостей. Разорвав сети необходимостей, а это значит – подняв до высокого уровня научный, технический и культурный потенциал общества, человечество, по словам Энгельса, ступит из царства необходимости в царство свободы, в котором свободное развитие каждого человека явится условием свободного развития всех.
Основоположники марксизма прорубили в дебрях эмпирии широкий проспект для движения творческой мысли, освободив тем самым последующие поколения от изнурительного труда в одиночку продираться к истине сквозь завалы различных идеологий. Диалектический материализм – вершина, поднявшись на которую, человеку будет дано многое увидеть и понять. (1987 г.)
* * *
По народной деревенской архитектуре и архитектуре провинциальных городов минувших времён можно смело судить о потенциальных возможностях общества, его культуре и духовном состоянии. Убогость духовной жизни и архитектуру делала убогой и примитивной. Красота, оригинальность, своеобразие строений былых эпох шла от избытка сил народа, большого художественного потенциала его. Сравните, например, архитектуру России начала 20-го века и архитектуру тридцатых и последующих годов. Отличие разительное! Конечно, можно согласиться, что шёл естественный процесс упрощения архитектурного рисунка, но не до такой же степени!..
* * *
Норвежцу милы и дороги пустынные скалистые берега родины, суровое холодное море. Чукче милы его тундра, скудная растительность, юрта и олени. Почему же так близки им эти далеко не райские места, для чужого человека тоскливые и бесприютные? Потому что слишком много было пережито, перечувствовано здесь. Пейзажи родины естественным образом переплетались с переживаемыми чувствами человека: с любовью, грустью, радостью, печалью, тревогой. И дороги человеку не столько скалы и тундра, сколько всё пережитое, с ними связанное. И даже тот, чья родина далека от этих мест, тот, кто провёл здесь долгие годы, привязывается душой к новым местам, они становятся так же милы ему.
* * *
Одним из самых великих и волнующих моментов в истории развития человеческого сознания был тот, когда человек, вглядываясь в звёздную бездну космоса, впервые понял, что он не одинок во вселенной, что существуют иные миры, похожие и не похожие на наш земной мир. Мы изредка, но всё же поднимаем глаза к звёздному небу, однако у нас уже нет того волнения и трепета, думая об иных мирах, мысль эта стала привычной.
* * *
Вильям Блейк как-то заметил: желания человека ограничены его восприятием. Никто не может желать того, что не воспринимает. Очень верное замечание. Способность испытывать наслаждение, положительные эмоции от общения с человеком, с природой, с искусством, в процессе работы, от познания и прочего у различных людей различна и определяется как раз способностью восприятия. Рамки восприятия человека способны раздвигаться. И детские годы – самая благоприятная для этого пора, важно только не упустить момент. Рамки восприятия раздвигают физическое и духовное совершенствование, поднятие культурного уровня человека. А способствуют этому общение с хорошими людьми, творческий труд, познания. Познание мира природы и мира человека вместе с творческим трудом развернут восприятия человека, разовьют его чувства, ощущения, чтобы жить интересной, насыщенной жизнью, быть счастливым и самому дарить счастье другим. Развитие всех заложенных в человеке способностей – вот достойная цель, цель, дающая гарантию человеку стать счастливым, если он действительно желает этого.
Творческий труд – это постижение. Радость, испытываемая при постижении, тоже счастье. Постижение есть преодоление противоположности между незнанием и знанием, между необходимостью и свободой. Преодоление же есть борьба, борьба – жизнь, а жизнь – движение.
Чтобы остановить прогресс общества, его развитие, нужно остановить движение и развитие самой материи (мозг, психика). Кому это под силу?!
* * *
Высокомерие, барство, чванливость… Я невольно стал свидетелем того, как серая, посредственная личность, устроившись в престижном кабинетном кресле, сначала как бы в шутку, игриво примеряла к себе маски высокомерия и барства. Поначалу серая личность допускала высокомерные жесты только по отношению к друзьям и близким знакомым. Потом перестала брезговать и по отношению ко всем остальным, кроме, разумеется, вышестоящего начальства. Со временем маски барства и высокомерия, казавшиеся сначала игривой позой, превратились во вторую натуру серой личности, оторвать маски от лица стало невозможным делом. И сама серая личность не заметила своего перерождения. Этот тип стал смешон, и друзья отвернулись от него.
* * *
Услышанное: “Нет более ограниченных, жестоких и глупых людей, чем борцы”.
Это истина, но истина холопа. Если бы люди исповедовали подобный перл мудрости, то предки человека так никогда и не вышли бы из каменных пещер. Движение, развитие в чём бы то ни было есть преодоление препятствий, сопротивлений, ошибок, заблуждений. Преодолеть препятствие может только человек-борец, личность активная, деятельная.
Конечно, борцы борцам рознь. Борцы за власть, фанатики-борцы за идею действительно бывают ограниченны и жестоки. Но это уже другая тема.
* * *
После Октябрьской революции Ленин мечтал о ста тысячах тракторах, которые помогли бы утвердить в стране социализм, преобразовать крестьянский труд, изменить общественные отношения. Трактора появились, но мало что изменилось. Сейчас мы видим, что разумней было бы мечтать не о тракторах, а о ста тысячах таких людей, как русский писатель Антон Чехов. Вот истинный капитал России! Культура, трудолюбие, интеллигентность, подвижничество подобной чеховской когорты со временем дали бы народу не только тысячи тракторов, но бездну добра, красоты и могущества. Но, увы, историю не перепишешь, и Чеховы не куются, как трактора.
* * *
Счастлив ли я? Пожалуй, да. В этом сложном, противоречивом мире мне удалось найти себя, найти своё дело. Я счастлив, но счастье моё нелёгкое, тяжёлое, такое, что от него трещат кости.
* * *
Я не признаю и отрицаю всякую религию, которая допускает возможным убийство человека. Человеческая жизнь выше любой религии.
Не один год в Нагорном Карабахе и Осетии льётся кровь. Но воюют там не армяне с азербайджанцами, не грузины с осетинцами, а христиане с мусульманами. Во имя чего, спрашивается. За сферы влияния? За обращение в свою веру?
Человечество с трудом преодолело угрозу глобальной атомной войны. Продолжает преодолевать угрозу экологическую. Но остаётся еще одна угроза, не менее страшная – угроза религиозного фанатизма. Вместе с тем, религиозный фанатизм есть удобный механизм для провокаторов, пытающихся столкнуть лбами народы. Не исключено, что конфликты в Нагорном Карабахе и Осетии спровоцированы теми, кто утратил в последние годы власть. (Июнь 1992 г.)
* * *
Если бы мне довелось встретиться с Богом и говорить с ним, то я задал бы ему только один вопрос: почему ты допускаешь и терпишь страшные злодеяния людей? Ведь твоё бездействие убивает веру в тебя.
* * *
Коммунистическая идея обломала себе зубы об города, о пресловутую противоположность между городом и деревней.
* * *
Причины так называемых неуставных отношений в армии берут начало не в армии, они приносятся новобранцами из дому, от своих семей. В армии всего лишь существуют благоприятные условия, в которых проявляется всё то дурное, что имеется в людях: неуважение к личности, грубость, садизм, похотливость, просто невоспитанность. Однако плохо то, что офицеры, зная о подобных неуставных отношениях, часто закрывают на них глаза, а иногда и потворствуют им, считая, что неуставные отношения отчасти помогают поддерживать дисциплину и порядок, помогают быстрее из домашних мальчиков сделать солдат. Но ведь этого можно добиться, не унижая человека, не оскорбляя его достоинство! Унижение не перевоспитывает человека, а озлобляет, калечит и ломает его психику. И стоит ли потом удивляться грубости и жестокости этих людей?!
Жуткие, невероятные акты жестокости людей в отношении людей во время войн вовсе не санкционируются командованием, а часто совершаются по личной инициативе, из собственных склонностей. Унижение и насилие пробуждают в человеке зверя, и когда предоставляется возможность, он показывает когти и пускает в ход клыки.
Армия сама по себе вещь для человека разумного противоестественная, но покуда для государства необходимая. И для того, чтобы искоренить зло неуставных отношений, нужны усилия не только офицеров, но и родителей будущих солдат. Пусть они хотя бы привьют сыновьям уважение к человеку.
* * *
Вы удивляетесь, почему Россия так богата на мастеров по фигурному катанию. Немудрено. Первый класс по фигурному катанию мы проходим на наших зимних оледеневших тротуарах.
* * *
Дуролом – какое хорошее слово! Мне почему-то кажется, что я сам его придумал, хотя вряд ли. По дурости ломить, ломиться. Без этого дуроломства русский человек не был бы до конца русским, это наша национальная не черта, но чёрточка, в чём-то губительная и в чём-то спасительная.
* * *
Думая о развитии капиталистического и социалистического общества, мне кажется, мы сегодня должны хорошо усвоить одну вещь, а именно: к конечной цели мы придём только вместе. Под конечной целью я имею в виду новое общество, построенное на принципах гуманизма и отвечающее в полной мере законам человеческой природы. Но достижение конечной цели – нового общества - совершенно не означает конец развития цивилизации вообще. Новое общество будет всё же промежуточной целью, и её название – конечная – условно. У нового общества будут свои цели, и развитию его ничто не может помешать. Возможности развития человеческой цивилизации неограниченны.
Кто ещё думает сегодня, что можно построить в одной или нескольких
странах “коммунистический рай”, отгородившись от остального мира, то пусть оставит иллюзии. Только идя путём сотрудничества в экономической, культурной и политической областях, идя путём переплетения всех сфер человеческой деятельности, наши страны, взаимно обогащая друг друга, отрицая всё чуждое и противное человеческой природе, придут, наконец, к желанной цели, и придут вместе. А для того, чтобы такое обширное сотрудничество стало возможным, нужно в общем-то немногое – разумная смелость и, конечно же, понимание необходимости этого. (1983 г.)
* * *
Иногда молчание бывает красноречивей многословия.
* * *
Генетическая память… Возможно ли?! То, что когда-то видели, пережили, перечувствовали мои далёкие предки, мой дед, отец и мать, их опыт и знания, отчасти передалось по наследству на генетическом уровне мне. Я живу с этим и не догадываюсь, что мой опыт – вовсе и не мой. Мой образ мысли, словарный запас, речевые обороты, жесты, привычки, умение произносить французское слово с прононсом – всё это не мною приобретено, а скоплено и даровано мне моими предками. Не здесь ли сокрыта тайна эффекта узнавания?! Кто из нас порой не ловил себя на мысли, что, то, что с ним сейчас произошло или то, что он только что увидел – всё это уже когда-то было и ему знакомо.
* * *
Философия Ницше подобна опасному вирусу, который способен завладеть сознанием человека, толкнув его на дикие поступки. Чем ограниченней человек, тем вернее этот вирус поражает его психику. Ницше – человек с ущербной душой. Человек, который любил или любит, человек, знающий радость бытия, вряд ли пришел бы к такому мировоззрению. И не надо искать причину возникновения ницшеанской философии только в кризисах буржуазной системы. Рядом с Ницше в одно и то же время жили и творили другие мыслители, но никто из них не опускался до такого цинизма, такого безверия в человека, в развитие общества, никто так рьяно не славословил рабство. О, если бы Ницше знал, чем обернётся его труд! Авантюристы от политики в Германии, движимые страхом перед нашествием всемирного коммунизма, сделали ницшеанскую философию государственной идеологией. В итоге – миллионы трупов, половина Европы в развалинах.
“Блажен святой подвижник в муках своих. Ему не придётся ступать по стерне своей жатвы.” (Оскар Уайльд)
* * *
Что в политике самое трудное? Отбрасывать амбиции и достигать соглашения. Многие политические деятели на этом обломали зубы, сгубили карьеру и к тому же ввергали народы в длительные кровавые конфликты.
* * *
Думая об истоках вакханалии жестокости и насилия в коммунистический период в Советском Союзе, я прихожу к заключению, что начало, первая конструкция бесчеловечного механизма, перемоловшего миллионы человеческих жизней, проистекала из идеи молодого Ленина о создании организации – единой, монолитной, сплочённой. Партия – монолит, партия – простой, чёткий, надёжный механизм. Чтобы свалить самодержавие в России – укоренившееся, могучее, неколебимое, нужен был кулак – тяжёлый и беспощадный. Ленин и соратники создали его. Но в конечном итоге партийный монолит их же и раздавил, похоронив под собой миллионы людей. Создатели партийной системы уже были не властны над ней, механизм вошел в режим работы, и никто не мог его остановить. Беспощадный механизм прекратил свою работу только тогда, когда ушли в могилу последние его вдохновители.
* * *
Чем дольше я пишу стихи, тем меньше мне хочется о них говорить. Поэзия – одна из форм исповеди. Толковать исповедь, рассуждать о ней – неуместно. Произведение – будь то в музыке, в поэзии, в живописи – нужно не столько понимать, сколько чувствовать. Рассудочный, рациональный подход искажает и извращает смысл произведения.
* * *
Пожалуй, ещё никогда в нашей стране психическая атмосфера в обществе не была так тяжела. Апатия, злоба, разгул корыстных преступлений, вандализм – всё это отчасти обязано своим существованием подобной нездоровой среде. Оздоровление психической атмосферы в стране – сегодня одна из важнейших задач. Многое в этом отношении под силу сделать большому, искреннему авторитету лидера страны. Такового сейчас, к сожалению, нет. (Апрель 1991 г.)
* * *
- У тебя совершенно нет гордости…
- Да, ты знаешь, когда дело касается любви, гордость наша нам изменяет.
* * *
Недавно довелось быть на авторском вечере композитора Валерия Гаврилина. Композитор находился среди слушателей.
Музыка Гаврилина превосходна, очень своеобразна. Композитор этот – поистине волшебник: простой зрительный образ, обычную фразу, перекладывая на музыку, заставляет видеть и слышать в чудесном, потрясающем ракурсе, находит именно ту мелодию, которая вернее всего отвечает образу и мысли. После музыкального вечера Гаврилина изменилось моё отношение к современной эстрадной музыке. Я увидел по большей части её примитивность и убогость. Мне даже стало как-то неловко за многих, так любимых ныне, сочинителей шлягеров. Конечно, шлягеры тоже нужны. Печально другое: композиторы растрачивают свой талант на незатейливые песенки – они барахтаются в луже, когда как безбрежный океан расстилается перед ними. (Февраль 1993 г.)
* * *
Великая Отечественная война в России показала, как хорошая отлаженность, организованность немецкой военной машины послужили ей во вред. Немцы, по существу, были измотаны попытками поддерживать работу машины в нужном режиме. Бездорожье, партизанщина и диверсионная работа – всё это со страшной силой разрушало немецкую военную машину. Однако нужно отдать немцам должное – их воля к победе и организованность удивляли и потрясали всякого здравомыслящего русского солдата.
* * *
Господа, вы видели когда-нибудь физиономию жующего верблюда? Невозмутимость, высокомерие, пренебрежение. Подобная физиономия может стать одним из символов нашей эпохи. Физиономия верблюда в человеческом исполнении выступает как защитное средство – маска против грубости, суеты и нервотрёпки городских будней.
Едучи сегодня в троллейбусе, я увидел удивительное превращение, а именно, как красивое, приятное лицо девушки в мгновение ока превратилось в физиономию верблюда: нижняя челюсть принялась делать жевательные движения, на глаза пала пелена томности и апатии. Превращение это произошло только потому, что в троллейбусной давке кто-то толкнул её локтем в бок. Девушка не стала делать замечание, не стала огрызаться, она просто надела маску. (1990 г.)
* * *
Люди всегда и во всём правы, у каждого из них своя правда. Только одна правда бывает узкая, ограниченная (правда-интерес), а другая – всеобъемлющая (правда-истина). Если точнее определить понятие правды (в социальном смысле: интересы, слова, отношения, поступки людей в обществе), то это есть не что иное, как принцип справедливости, закон, если хотите, которому человеческое общество вольно или невольно подчиняется на пути своего развития, и он соблюдается так же строго, как закон сохранения в природе. Однако если закон сохранения в природе соблюдается сразу же, допустим, после столкновения двух летящих навстречу шаров, то в обществе людей закон справедливости (сохранения) выполняется по истечении некоторого времени, быть может, лет, а то и десятилетий, но справедливость торжествует всё равно. Возмездие за попрание закона справедливости настигает человека в самых различных формах: физические и душевные болезни, нелады в личной жизни, плохое отношение людей, угрызения совести, утрата чего-то ценного (из качеств) и прочее. Следы возмездия видны порой даже на
потомстве. Есть, верно, в сказанном что-то мистическое, но на самом деле ни мистики, ни вмешательства сверхъестественных сил тут нет. Просто ничто не проходит бесследно.
* * *
Если изъять из библиотек и художественных галерей всё, что было создано людьми, отдавшими в своё время дань однополой любви, то, я думаю, мировая сокровищница культуры значительно похудеет. Прав Оскар Уайльд: от грешников люди узнали для себя куда больше!
* * *
Это не совсем верно, что в истории двадцатого века были две мировые войны. Была только одна мировая война – первая, но в двух актах. Двадцатилетний перерыв между этими актами – всего лишь затянувшаяся пауза. Почему я так говорю? Потому что так называемая вторая мировая война была вызвана теми же самыми причинами (передел мира), исходила с той же территории, что и война четырнадцатого года. Единственно, что было нового, так это существование с 1917 года прокоммунистической державы на Востоке. Однако подобный факт сказался лишь на тактике немецкой наступательной доктрины. Советская Россия, может быть, сама не сознавая того, очень здорово способствовала в двадцатые годы осуществлению реваншистских планов Германии. Начало сему положил Рапалльский договор.
То, что первая мировая война не кончилась с подписанием перемирия в Компьенском лесу, понимали не только политики Германии, но и Европы. Первый акт мировой войны не решил амбициозных проблем Германии, но ещё более усугубил их. Бурное, активное развитие и распространение нацистской идеологии в двадцатые-тридцатые годы в Германии – реакция на почве экономической и политической нестабильности, замешанная на всё поглотившем реваншистском духе. Двадцатилетнее перемирие в Европе было по существу лишь скрытой фазой продолжавшейся мировой войны, форсированной подготовкой ко второму акту и развязке. Историческая трагедия состоялась полностью.
* * *
Новые мелодии, новые ритмы воспринимаются живущими поколениями, особенно молодёжью, очень остро: волнуют, доводят до экстаза. Кадры старой кинохроники сохранили для нас первые выступления джазовых и рокн-ролльных групп. Сколько слёз! какой восторг! истерика! Тот, кто слышит новую музыку с пелёнок, став взрослым, уже не воспринимает её так остро. Это как при щекотке: сначала смех и возбуждение; потом тело адаптируется к щекотке и реагирует очень вяло. Выражение – щекотать нервы – очень точно отражает подобное явление.
* * *
Странности. Случай или воля провидения?! Из Екатеринбурга, города, где был убит последний российский император, пришел через много лет новый правитель России, впервые избранный народом.
3 августа 1993 года в газете “Красный Север” прочёл некролог о смерти поэта Николая Дружининского, моего товарища и благодетеля. Через час я ехал на похороны Николая в автомобиле “Нива” белого цвета. В ночь на 3 августа мне приснился сон: меня угораздило попасть под колёса “Нивы” белого цвета. Что это – случайное совпадение?!
* * *
Стихи нужно не читать, а слушать, как слушают музыку.
* * *
Человек, посредством научно-технических достижений, по существу пытается моделировать самого себя, создаёт техночеловека, который бы взял на себя основную часть труда по материальному обеспечению воспроизводства человека разумного. Инженерно-технические изобретения соответствуют мускульно-двигательной функции техночеловека; электронно-вычислительная, оптическая, оптико-биологическая техника соответствуют мозговой функции техночеловека. Однако техночеловек во всём своём могуществе и совершенстве никогда не сможет сравняться в способностях с обычным человеком разумным. Человек всё равно останется сложнее, богаче, изобретательней и ярче. Человек одухотворён, и этим многое сказано.
* * *
Гениев редко признавали при жизни. И хорошо. Жизнь признанного гения в обычной среде была бы несносна. Людской интерес к нему и любопытство скоро довели бы сосредоточенного, спокойного творца до образа издёрганного неврастеника. Одно спасение – изоляция от большого мира. Но не все смогут переносить подобную изоляцию, для большинства – это тяжелейшая психическая травма.
* * *
“Не дай мне бог сойти с ума…” Кто из мыслящих людей вслед за Пушкиным не готов был повторить это заклинание?! Человек не должен изменять себе, своей природе, иначе конфликт с собой, ведущий к сумасшествию, неизбежен. Когда человек начинает осознавать подобную проблему, то самое разумное, что он сможет сделать, это отдаться в руки провидения. Не надо сопротивляться, не надо отчаиваться. Нужно с максимальной пользой для дела прожить оставшуюся жизнь, а уж провидение само решит – как и когда прервать её.
* * *
О боге. Я думаю, наивно было бы представлять бога в виде седобородого старика, неусыпно следящего разом за миллиардами человеческих существ и прочих тварей. Никакому божеству это не под силу. Если исключить предположение, что под богом скрывается какая-то сверхцивилизация, то бог – это или удивительным образом устроенный высший разум, без формы, или же просто-напросто логика, заложенная в самом строении вселенной, данная изначально. Спрашивать о том, кто дал вселенной логику, так же нелепо, как спрашивать, кто дал вселенной движущуюся материю.
* * *
Мне кажется, из-под астрологии отчасти можно вытащить мистическую основу, если серьёзно заняться изучением влияния на организмы живых существ, влияния на структуры и характеристики жидких, твёрдых и газообразных сред всей совокупности гравитационных полей планет солнечной системы. А также необходимо учитывать влияние солнечной активности, магнитных полей планет, у кого они есть.
* * *
И меньшинство может быть подавляющим!..
* * *
Вы удивляетесь, откуда я такой взялся: трудолюбивый, умный, энергичный, жизнерадостный. После вашего вопроса сам задумался. Действительно, откуда я такой взялся?!
Вспоминаю детские годы, проведённые в интернате… Ёлки-палки, да нас с детства готовили к подвигу! На каких героических примерах мы выросли! К каким испытаниям и лишениям нас готовили! Патриотический дух, любовь к родине, светлые идеалы, мечты о счастливом будущем – на всём этом мы воспитывались с первых шагов. Я до сих пор не могу без волнения слушать “Песню о тревожной молодости” и песню “Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца…”. Романтика революции и гражданской войны, произведения писателя Аркадия Гайдара, героическая эпопея Отечественной войны так прочно вошли в моё сознание и так определённо ориентированы в нём, что
даже после этих последних лет крушения идеалов и идолов я всё ещё остаюсь в плену детских возвышенных переживаний, они помогают мне, не дают окончательно расклеиться и стать циником. Это нечто вроде остаточного магнетизма.
Только, ради бога, не надо думать, что я раскаиваюсь или сожалею о пережитом, нет и нет. Напротив, я благодарен судьбе за свои юные годы.
* * *
Пьесы Оскара Уайльда – пьесы об очаровательных бездельниках, которые много, охотно и остроумно говорят. Пикантная, изысканная пища для театральных гурманов и аристократов духа.
Слова, слова, слова… Поступки, чувства, диалоги – всё прочно замкнуто в словесной оболочке. Где много слов – там много лжи и неискренности. Потому-то так эти очаровательные бездельники по сути своей лживы, и общество их неприятно и обременительно. Так хочется простоты и искренности! Однако там, где интересы людей сосредоточены лишь на деньгах и власти, там нет места простоте и искренности в отношениях людей. За многословием стоят одни желания – умножить, укрепить, очаровать, завоевать. Хищнические инстинкты человека, пройдя через горнило культурного перерождения, обратились в фатальное, неистребимое лицедейство. Грубая сила и произвол сменились умением быть серьёзным и очаровательным.
* * *
Шекспир сказал: весь мир – театр. И, стало быть, в нём мы все – актёры. Это верно. Но часто мы – актёры поневоле. Условия, в которые попадаем, обстоятельства просто вынуждают нас играть: улыбаться, когда гнев переполняет душу; говорить комплименты, когда хочется говорить дерзости. Однако не спешите называть эту невольную игру лицемерием. Наше актёрство – это скорее жертва во имя сохранения спокойных и доброжелательных отношений между такими разными людьми. Хотя подобная жертва не проходит для нас безнаказанно: душа сохнет.
* * *
Есть ли предел познания материального мира, точнее говоря, мира движущейся материи? Если говорить о первичной, фундаментальной форме движения материи и законах, по которым движется материя на первичном уровне, то предел познания, вероятно, есть. Это, что называется, предел познания вглубь. Что же касается пределов познания материального мира вширь, т.е. познания в его развитии, в многообразии форм движения материи, то пределов тут, по-видимому, нет.
* * *
«Горные вершины спят во тьме ночной.
Тихие долины полны свежей мглой.
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Подожди немного, отдохнёшь и ты».
Когда бы я ни вспомнил это стихотворение, в любое время суток, в любой обстановке, мне становится легче. Оно помогает и утешает. Сила в нём необыкновенная. И может быть потому, что к стихотворению приложили руку двое: Гёте и Лермонтов.
* * *
К встрече с внеземной цивилизацией люди Земли стремятся, скорее, не потому, чтобы узнать что-то новое, чего нет у нас, а потому, чтобы получить возможность сравнить её с нашей, проследить пути развития цивилизаций, и, наконец, познать самих себя. Ведь верно сказано: все познаётся в сравнении. Встреча землян с жителями другой цивилизации откроет нам глаза на нашу собственную историю. Мы сможем взглянуть на события и имена нашей истории уже с иной точки зрения и по-новому их оценить.
Однако даже сегодня мы можем смело предположить, что в общих чертах пути развития цивилизаций одинаковы. Мы, стало быть, везде встретим, в любой эволюции разумной жизни и каменный топор, и железный меч, и ядерный реактор.
* * *
В физике я – Фарадей наоборот.
В первой половине 19 века Майкл Фарадей написал свои знаменитые “Опытные исследования”, которые легли в основу теории электромагнитного поля. В этих исследованиях не было ни одной формулы, ни одного уравнения. Фарадей не пользовался математическим аппаратом. Некоторое время спустя Максвелл перевёл основные положения теории Фарадея на язык математики – известные уравнения Максвелла.
В подобной ситуации, только наоборот, оказался я. В начале 20 века Альберт Эйнштейн создал свою популярную общую теорию относительности теорию гравитации, чисто математическую конструкцию. В последующие годы Эйнштейн пытался объединить в единую теорию поля гравитацию и электромагнетизм. Не удалось. И вот много лет спустя мой страстный интерес и попытка понять теорию Эйнштейна вылились в довольно стройную систему взглядов. Она имеет чисто описательный характер и не содержат математических выражений. То есть по сути оказалось так, что я перевёл математические построения теории гравитации Эйнштейна на обычный, понятный всем язык. Или иначе можно сказать: облёк математический скелет общей теории относительности материальной плотью. То, что представлялось в математической теории Эйнштейна невероятным и странным, в действительности выглядит довольно просто и естественно. Произошла замена одних понятий и образов другими понятиями и образами. Там, где у Эйнштейна была кривизна пространства-времени, у меня – изменяющаяся плотность материальной среды вследствие присущих ей внутренних движений. Я проигрываю в словах (много слов), но выигрываю в наглядности.
* * *
В супружеской чете и баба бывает мужиком, а мужик - бабой. Ведь это кто за кого держится.
* * *
Не спорь с дураками, береги силы.
* * *
Если у человека в доме - бардак, то и в душе - помойка.
Свидетельство о публикации №211082800554