Купец и бедняк

написано в сентябре-декабре 2002 года,
по мотивам «Сипурей амаасиот» («Рассказов о необычном») раби Нахмана из Браслава, поставлено 11 декабря 2002 года на сцене театра Марджанишвили

Действующие лица и исполнители:

1. Купец Мойше-Мендель Зильберштейн. Александр Гольдман
2. Бедняк Шломо-Йосл Хаймович. Филипп Улановский
3. Купчиха Лея – Голда. Марина Гелеишвили
4. Жена Бедняка Хава-Нехама. Белла Макаридзе
5. Королева. Юлия Иванова
6. Сын королевы Фердинанд. Ираклий Лебанидзе
7. Генерал. Анатолий Лобов
8. Дочь Генерала Агнесса. Софья Панджакидзе
9. Стражник. Араик Мор
10. Фрейлина. Нана Николаишвили
11. Юноша Барух-Янкель. Александр Лубинец
12. Девушка Миреле. Ирина Морозова
13. Раввин, газетчик. Дмитрий Логинов
Хор, группа. Остальные участники студии

Выходы на сцену

Пролог Генерал, Фрейлина
1. Похищение жены Бедняка Купец, Бедняк, их жены, Генерал, Стражник

Интермедия 1
2. Рождение детей Купец, Бедняк, их жены

Интермедия 2                Генерал, Фрейлина

3. Крупный выигрыш Жена Бедняка, Бедняк, Газетчик

4. Министерские дела
А) Пересуды Генерал, Фрейлина, Министр
Б) Визит министерши в неприемный час Министр, его жена

5. Свидание                Барух, Миреле

6. Кантонист Янкель Зильберштейн Министр, Генерал, Стражник

7. Аудиенция  у королевы Королева, Генерал

8. В доме Генерала Барух, Агнесса.

9. Принц.         Королева, Принц, Генерал, Фрейлина, Министр

10. Купец и Купчиха Купец, его жена

Интермедия 3 Генерал, Фрейлина

11. Бал Все

Пролог

ФРЕЙЛИНА. В некотором царстве, в некотором государстве
ГЕНЕРАЛ. А точнее - в некотором нееврейском государстве
ФРЕЙЛИНА. Жили были два соседа
ГЕНЕРАЛ. И конечно, они были евреями.
ФРЕЙЛИНА. Но почему именно евреями?
ГЕНЕРАЛ. А Вы видели когда-нибудь государство без евреев?
ФРЕЙЛИНА. И чтоб два еврея жили по соседству?
ГЕНЕРАЛ. А почему бы и нет? Евреи всегда селились рядышком друг с другом!
ФРЕЙЛИНА. И звали их Мойше-Мендель Зильберштейн и Шлойма_Йосл Хаймович.
ГЕНЕРАЛ. Жили себе по соседству, жили- не тужили...
ФРЕЙЛИНА. Ну, кто бы жил-не тужил, прекрасно себе поживал да добра наживал, а кто сухую хлебную корочку холодной водой запивал.
ГЕНЕРАЛ. Но если считать в среднем, то жили они неплохо, не теряя надежды на то, чтобы жить еще лучше...
ФРЕЙЛИНА. Ничего себе неплохо – корочку водой запивать...
ГЕНЕРАЛ. Но однажды случилась с ними такая история...
ФРЕЙЛИНА. Которую не придумали бы ни мудрые хасиды, ни даже выдумщик Шолом Алейхем.
ГЕНЕРАЛ. А придумал ее раби Нахман из Браслава во времена императора Наполеона, и пересказал вам  на новый лад Филипп Улановский.
ФРЕЙЛИНА. Впрочем, вы сейчас сами всё узнаете.
ГЕНЕРАЛ. Ведь лучше одни раз увидеть, чем сто раз услышать.

КАРТИНА ПЕРВАЯ. ПОХИЩЕНИЕ ЖЕНЫ БЕДНЯКА.

(Бродячие музыканты поют)

Жили в неком городе рядом два еврея,
Богачом купец был,  а второй – бедняк,
Жили по соседству, жены их дружили,
И в богатстве, и в нужде жили - не тужили.

КУПЕЦ. Лея-Голда! (трижды)
КУПЧИХА. Ну, чего раскричался с утра пораньше?
КУПЕЦ. Ты не поверишь, Лея-Голда, но этой ночью приснился мне странный сон...
КУПЧИХА. Странный?
КУПЕЦ. Ну просто кошмарный! Как будто какие-то люди пришли ко мне и стали увязывать все наши вещи в тюки.
(инсценировка сна).
КУПЧИХА. А дальше что?
КУПЕЦ. И все наше добро унесли...
КУПЕЦ (участникам инсценировки)
Куда вы несете всё мое добро?
МАССОВКА. К твоему соседу-бедняку Шлойме.
КУПЕЦ. И оставили они мне одни голые стены.
КУПЧИХА. Хорошо, что это был только сон.
КУПЕЦ. Но этот сон никак не выходит у меня из головы.
КУПЧИХА. Как это – не выходит? Да выкинь ты его оттуда! Что тебе еще надо? У тебя есть все, что только может пожелать человек – даже жареные рябчики в шабат. Беднякам ты помогаешь...
КУПЕЦ. Ну, кто-то же должен им помогать...
КУПЧИХА. Слабых ты не обижаешь. Вот, к примеру, нашего соседа – бедняка Шлойму – поддерживаешь чем можешь.
КУПЕЦ. А вот и он сам, легок на помине! Идет сюда наш бедный сосед!
КУПЧИХА. Наш Ротшильд, и не один, а с супругой! Шалом алейхем!
БЕДНЯК. Алейхем шалом! Соседушка дорогой! Хочу одолжить у тебя два гроша. А еще лучше – пять. Так что дай мне 10 монет, и я на все 15 я дам тебе долговую расписку.
КУПЕЦ. Недаром говорят – не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Купец протягивает Бедняку три купюры по пять)
КУПЧИХА. Еще бы! Если с каждого друга взять по 10 монет, то наберется порядочная сумма.
БЕДНЯК. Я верну, я обязательно верну!
КУПЕЦ. Бери все 20! (дает еще одну купюру того же достоинства)
БЕДНЯК. Дают – беру, а не то другой возьмет. Вот Вам, соседи, долговая расписка!
КУПЕЦ. Расписки не надо, ведь мы – соседи!
БЕДНЯК. Ну и что? Денежки счет любят. Бери расписку,  а не то обижусь на тебя.
КУПЕЦ. Возьму, только не обижайся.
БЕДНЯК. Хороший сосед лучше плохого родственника. Дай тебе Б-г здоровья вместе с твоей любимой женушкой, и вознаградит вас Вс-вышний детьми – такими же добрыми как вы...
КУПЕЦ. И тебе с твоей женой того же желаю!
БЕДНЯК. Премного благодарен! (уходит)
КУПЧИХА. Ой, совсем забыла – у меня на плите курочка варится. Так пока мы здесь разговариваем, там вся юшка выкипит.
(убегает. На сцене остаются  Купец и жена Бедняка)
БЕДНЯЧКА. Почему, дорогой наш соседушка, уважаемый Мойше-Мендель, увидев нас с Шломо-Йослом, ты даже в лице изменился? Что случилось? Чем мы заслужили такое отношение?
КУПЕЦ. Потому, уважаемая Хава-Нехама, что мне приснился странный сон, будто пришли ко мне какие--то люди и стали увязывать все мои вещи в тюки...
БЕДНЯЧКА. Постой, постой, когда тебе приснился этот странный сон?
КУПЕЦ. Этой ночью.
БЕДНЯЧКА. Не может этого быть!
КУПЕЦ. А это еще почему?
БЕДНЯЧКА. Потому что и мне этой ночью приснился очень странный сон.
КУПЕЦ. И что тебе приснилось?
БЕДНЯЧКА. Будто я – большая богачка, чтоб столько макес было на голову нашим врагам, и все мое добро унесли к моему нищему соседу. Нашли тоже богачку! Так стоит ли, реб Мойше-Мендель, нам с Вами доверять пустым снам?
КУПЕЦ. А почему бы и нет? Что суждено, то и сбудется, Ведь от сумы и от тюрьмы не зарекаются. Всё мое богатство перейдет к твоему мужу, а сам я стану таким нищим, как твой Шлойма сейчас...
БЕДНЯЧКА. Нет, этого точно не может быть!
КУПЕЦ. Никогда не нужно говорить никогда. Говорят, что и кошка раз в жизни чирикает. Ведь человек предполагает, а Вс-вышний только посмеивается.

(появляется генерал со стражей)
ГЕНЕРАЛ. Документы!
(Купец предъявляет)
ГЕНЕРАЛ (читает) Купец первой гильдии Зильберштейн. А эта куколка – твоя жена?
КУПЕЦ. Не моя...
ГЕНЕРАЛ. Тогда я ее забираю!
КУПЕЦ. Но...
ГЕНЕРАЛ. Никаких «но»! Раз я сказал, то так и будет!
(Уводит вместе со стражником жену бедняка)
БЕДНЯК. Хава-Нехама! Жена! Сосед, ты не видел, случайно, куда запропастилась моя жена?
КУПЕЦ. Видел... Твою жену увел генерал..
БЕДНЯК. Генерал? Ой – вейз мир! У одних есть деньги, у других - дети, у третьих – жена, а у меня мое единственное богатство, мою Хаву-Нехаму украли... Ищи свищи теперь мою женушку как ветра в поле...
КУПЕЦ. Не горюй, Шлойма, я помогу тебе.
БЕДНЯК. А чем ты мне поможешь?
КУПЕЦ. Я поеду к генералу, заберу у него твою жену и приведу тебе.
БЕДНЯК. А с чего это вдруг ты такой добренький?
КУПЕЦ. Только благодетельный да праведный заслуживают место в будущем мире...
БЕДНЯК. Tак что ж ты стоишь? Беги и приведи сюда мою Хаву_Нехаму!
КУПЕЦ. Так я уже бегу.

ГРУППА. И совершил тогда купец поступок дерзкий и отважный: он к генералу в дом залез, и там нашёл её, бедняжку - жену соседа своего.
И с ней бежал, то в ямах прячась, то в канавах. И пред всевышним обещала, богатства все купцу отдать его соседка. Где богатства? Ну, те, что будут у неё, когда разбогатеет Шлойма.
За ними гнался генерал, они летели словно пули, И от погони убежав, они вдвоем домой вернулись. Свою жену бедняк обнял, купец – свою, и в день урочный родился сын у богача, вознаграждён бедняк был дочкой.

ИНТЕРМЕДИЯ 1. ГЕНЕРАЛ, ФРЕЙЛИНА

ГЕНЕРАЛ. Вы знаете, уважаемая старшая фрейлина Ее Величества, что сделал купец Зильберштейн?
ФРЕЙЛИНА. Неужели подделал векселя?
ГЕНЕРАЛ. Да что Вы!
ФРЕЙЛИНА. Неужели еще хуже?
ГЕНЕРАЛ. Он влез ко мне в дом...
ФРЕЙЛИНА. И украл у Вас бриллианты?
ГЕНЕРАЛ. Еще хуже!
ФРЕЙЛИНА. Что он украл у Вас?
ГЕНЕРАЛ. Он забрал Хаву...
ФРЕЙЛИНА. А кто такая Хава?
ГЕНЕРАЛ. Неужели не знаете? Эта красавица – жена бедняка Шлоймы...
ФРЕЙЛИНА. А, знаю, знаю... А как она у Вас оказалась?
ГЕНЕРАЛ. Экспроприировал.
ФРЕЙЛИНА. Жену бедняка?
ГЕНЕРАЛ. Слухами о красавицах нашего королевства земля полнится...
ФРЕЙЛИНА. И что Вы, генерал, сделали с купцом?
ГЕНЕРАЛ. Гнался за ним, но не догнал.
ФРЕЙЛИНА. Ай-яй-яй... Значит, плохо гнались.
ГЕНЕРАЛ. Конечно же, купец повел Хаву к себе.
ФРЕЙЛИНА. С чего вы это взяли? У Зильберштейна уже есть одна жена...
ГЕНЕРАЛ. Да, и зовут ее Лея-Голда. Такая зануда...
ФРЕЙЛИНА. Все равно! И зачем купцу вторая жена? Он же еврей, а у них многоженство запрещено...
ГЕНЕРАЛ. Я подумал – про запас...
ФРЕЙЛИНА. А зачем ему запас? Что – жена как соленье на зиму, а?
ГЕНЕРАЛ. Так на что ему нужна была Хава?
ФРЕЙЛИНА. Не поверите! Он ее отдал Шлойме!
ГЕНЕРАЛ. Отдал? Но, конечно, у купца с Хавой что-то такое амурное было...
ФРЕЙЛИНА. Ничего подобного!
ГЕНЕРАЛ. Вы уверены?
ФРЕЙЛИНА. Точно знаю! Он вернул Шлойме жену в полной сохранности.
ГЕНЕРАЛ. Даже не попользовавшись ею? Так я и поверю. Этого не может быть!
ФРЕЙЛИНА. Тем не менее – это так.
ГЕНЕРАЛ. Ну, если это действительно так, тогда купец Зильберштейн...
ФРЕЙЛИНА. Мойше-Мендель...
ГЕНЕРАЛ. Тогда этот Мойша во сто крат хуже Шлоймы... Если тот – шлемазл.
ФРЕЙЛИНА. Голэ-гурнышт.
ГЕНЕРАЛ. А что это такое?
ФРЕЙЛИНА. Пустое место, ничтожество...
ГЕНЕРАЛ. Ага! Тогда Мойше - Мендель – мишигинер.
ФРЕЙЛИНА. А это что такое?
ГЕНЕРАЛ. Сумасшедший!

КАРТИНА 2 РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ.

БЕДНЯК. Мазал тов! Поздравляю тебя о сыном, Мойше -Мендель!
КУПЕЦ. А тебя, Шлойма, с дочкой!
БЕДНЯК. Тебя,наверно, Бог вознаградил за то,что ты совершил для меня доброе дело,"а мицвэ".
КУПЕЦ. Господь,да будет благословенно его имя,всегда вознаграждает тех,кто выполняет его заповеди.
БЕДНЯК. Все десять?
КУПЕЦ. Нет,все 613!
БЕДНЯК. Конечно, ты же у нас - цадик, хочешь живым в рай попасть, как   патриарх Ханох. Но, мне так кажется, что даже сегодня, в этом мире, ты живешь как в раю.
КУПЕЦ. Тебя Бог тоже наградил - послал тебе дочь, да такую красавицу, которой свет не видывал. Дай ей Господь радости и счастья в жизни! Лея-Голда! Иди сюда! И принеси чарочку вина с рюмками! Не грех нам с вами, Шломо-Йосл, выпить за наших детей.
БЕДНЯК. Ой, не грех!
/появляется Купчиха/
КУПЕЦ. Барух ата адонай элоhейну мелex аолам борэ при агафен.
(Лехаим, Иделе!)
БЕДНЯК. Лехаим!  Пай нам бог дожить и пить на брысах, и на бармицвах, и на
свадьбах у Вашего сына, и у его детей,у его внуков, и у его праправнуков!..
КУПЕЦ. Спасибо! И я вам с супругой того же желаю! Вот тебе подарок от
меня /вручает сверток/.
БЕДНЯК. Спасибо, сосед, за всё! (Вертит сверточек в руке, небрежно сует в карман). Я никогда не забуду твоего благодеяния! /уходит/.
КУПЧИХА. А Шлойма-то каков!  Все ему дарят подарки!
КУПЕЦ. Его дочка очаровательна!
КУПЧИХА. А красива, как ангел небесный.
КУПЕЦ. Хорошо бы нашему сыну жениться на ней.
КУПЧИХА. Дурень думкой богатеет... Прямо сейчас?
КУПЕЦ Нет, когда оба вырастут...
КУПЧИХА. Сначала поймай овцу, а потом стриги! У тебя в последнее время одни сны да мечты... Так немудрено и разориться.
КУПЕЦ. Бог дал - бог взял.
КУПЧИХА. Ох, да не про нас это будет сказано!
КУПЕЦ. Что там у тебя пахнет?
КУПЧИХА. Где?
КУПЕЦ. На кухне...
КУПЧИХА. Специально для тебя шиш с маслом  в маленьком глиняном горшочке.
КУПЕЦ. Уж лучше в большом, чтобы все хватило...
КУПЧИХА. Опять я с тобой разговорилась! Гусиные шкварки вытапливаю, -те, что ты так любишь.
КУПЕЦ. Шкварки...
КУПЧИХА. Пока ты тут нюхаешь, у меня все шкварки сгорят
/убегает, появляется жена бедняка/.
КУПЕЦ. Как вы назвали вашу дочку?
БЕДНЯЧКА. Мирэле. А вы с Голдой как сына назвали?
КУПЕЦ. Барухом. Вот если твоя Мирэле выйдет замуж за нашего Баруха,тогда наши сны сбудутся - мое богатство бедняку достанется...
БЕДНЯЧКА. А наше  сокровище, Мирэле, станет твоей невесткой
КУПЕЦ. Правильно! Если сказал "Алеф", то скажи и "Бэт".
БЕДНЯЧКА. Так что, Мойше-Мендель, спаситель мой, суждено нам породниться! Я все время думаю об этом. Ведь тогда, когда ты вызволил меня из лап генерала, я поклялась в том, что все мое богатство и все счастье будут и твоими. И этот мой обет ни один судный день не отменит!
КУПЕЦ. Так я согласен. Да будет так!
 
Шли годы быстро, мелькали даты, бедняк был бедным, купец – богатым.
Но, как и прежде, они – соседи, и, между прочим, росли их дети.
Учились в школе наш Барух с Мирой, и как соседи они дружили.
Но все в округе о них шептали: «Нет лучшей пары, нет лучшей пары!»

ИНТЕРМЕДИЯ 2

ГЕНЕРАЛ. Что нового слышно у наших старых соседей – купца и бедняка?
ФРЕЙЛИНА. Купец все богатеет...
ГЕНЕРАЛ. А бедняк?
ФРЕЙЛИНА. По-прежнему беден...
ГЕНЕРАЛ. Зато у него жена – то что надо. Жаль, что такому шлимазлу досталась. Если бы не купец, жила бы она у меня припеваючи и горя не знала бы... А как их дети?
ФРЕЙЛИНА. Барух и Миреле?
ГЕНЕРАЛ. Да, да...
ФРЕЙЛИНА. Уже школу заканчивают.
ГЕНЕРАЛ. С ума сойти! Кажется, только вчера еще они были в пеленках.
ФРЕЙЛИНА. Они уже совсем взрослые.
ГЕНЕРАЛ. Чужие дети всегда так – взрослеют прямо на глазах.
ФРЕЙЛИНА. Не то что свои...

КАРТИНА 3. КРУПНЫЙ ВЫИГРЫШ.
 
БЕДНЯЧКА. Ты помчишь, Шлойма, подарок от нашего соседа Мойше-Менделя к рождению нашей дочери Миреле?
БЕДНЯК. Не помню. Нас тогда все одаривали подарками.
БЕДНЯЧКА. Так я тебе напомню. Кроме чудесных пеленок и распашонок, там лежала облигация выигрышного найма.
БЕДНЯК. Я о ней и думать забыл. Подумаешь, облигация -шмаблигация! Так она же никогда не выигрывает! Помнишь, в самом начале мы несколько раз проверяли,и ничего.
БЕДНЯЧКА. А мне мое сердце подсказывает, что она обязательно выиграет.
БЕДНЯК. Ей подсказывает сердце! А больше ничего оно тебе не подсказывает? Какими бедняками мы били, такими и остались. Ну, разве что не голодаем.
БЕДНЯЧКА. Надо купить газету и посмотреть - а вдруг, наконец, выиграли?.
БЕДНЯК. Вдруг бывает после слабительного. Если тебе очень хочется, иди и покупай.
/вбегает газетчик/.
ГАЗЕТЧИК. Свежие газеты, папиросы и сигареты! Покупайте - не жалейте! Последний тираж розыгрыша займа!
БЕДНЯЧКА. Дай-ка газету! Спасибо!
/газетчик убегает/.
Ну, хоть посмотри, Шлойма!
БЕДНЯК. Уже смотрю.
БЕДНЯЧКА. Ну, хотя бы 500 монет...
(Бедняк понимает, что на билет попал выигрыш)
БЕДНЯК. А почему бы не тысячу?
БЕДНЯЧКА. Можно и тысячу.
БЕДНЯК. А почему не две?
БЕДНЯЧКА. Еще лучше.
БЕДНЯК. А пять?
БЕДНЯЧКА. Ты это серьезно, Шлойма, или смеёшься надо мной?
БЕДНЯК. Что это значит - смеюсь? Я это совершенно серьезно.
БЕДНЯЧКА. Мы выиграли?
БЕДНЯК. Выиграли...
БЕДНЯЧКА. Сколько же мы выиграли?
БЕДНЯК. А сколько бы ты хотела, чтоб мы выиграли?
БЕДНЯЧКА. Ну, несколько сотен.
БЕДНЯК. А почему бы не несколько тысяч?
БЕДНЯЧКА. Сколько это - несколько тысяч? Пять? Или шесть? А может быть и все семь?
БЕДНЯК. А о большем ты, видно, и не мечтаешь?
БЕДНЯЧКА. Десять тысяч?
БЕДНЯК. Подымай выше!
БЕДНЯЧКА. Пятнадцать?
БЕДНЯК. Выше!
БЕДНЯЧКА. Двадцать? Двадцать пять?
БЕДНЯК. Ещё выше!
БЕДНЯЧКА. Шлойма, скажи! Не мучь!
БЕДНЯК. Не Шлойма, а Соломон_Йосеф Гершевич Хаймович!
БЕДНЯЧКА. Ну, Шлоймочка!
БЕДНЯК. Дорогая моя Хава-Нехама! My выиграли кучу денег! Целое богатство! Столько денег ты и во сне никогда не видела!
БЕДНЯЧКА. Ну, говори же, сколько, не тяни за душу!
БЕДНЯК. Выиграли мы массу, много денег,целый клад - сумму в сто тысяч!
БЕДНЯЧКА. Хвала тебе,господи! Благословенно да будет имя твое! А наш сосед - купец - поистине благодетель. В который раз он приносит нам счастье!
БЕДНЯК. А что ж такого он сделал? Ну, подарил нам облигацию, но на ней же не было написано, что она на 100 тысяч.
БЕДНЯЧКА. Ах ты, неблагодарный...
БЕДНЯК. Зато сейчас, дорогая моя, я развернусь! Теперь я знаю, как распорядиться этими деньгами. Вот увидишь, не пройдет и года, как я стану очень большим человеком.
БЕДНЯЧКА. Больше, чем наш сосед Мойше - Мендель?
БЕДНЯК. Дался тебе этот Мойше-Мендель, как прошлогодний снег! Что ты мне в глаза тычешь нашим соседом? Конечно же, больше!
БЕДНЯЧКА. Ладно уж, не кипятись!
БЕДНЯК. А я и не кипячусь. Ставь-ка лучше самовар!

Ломир зих ибербейтн, штел дем самовар,
Ломир зих ибербейтн, зай же ништ кейн нар! (вся строка – дважды)
Ломир зих ибербейтн, койф же померанцен,
Ломир зих ибербейтн, ломир геен танцен! (вся строка – дважды)

( бедняк и беднячка танцуют)

С той поры наш Шлойма-богатей известный -
выдавал монеты под процент,
и за год наш Шлойма стал миллионером,
для себя построил он дворец.
Он ссужал деньгами генералов,
герцогов, и графов, и вассалов,
Высший свет ему обязан,
долгом денежным повязан...
Шлойма – ты большой хитрец!

КАРТИНА 4. МИНИСТЕРСКИЕ ДЕЛА.

ГЕНЕРАЛ. Подумать только, Шлойма, этот Ротшильд, тот бывший бедняк из бедняков, назначен министром королевской казны и советником самой королевы.
ФРЕЙЛИНА. Очень интересно, генерал, за какие заслуги? Только из-за того,  что он так разбогател за последний год?
ГЕНЕРАЛ. Говорят, что дочь Шлоймы понравилась самой королеве, и она хочет женить на ней своего сына - принца Фердинанда. Не женит де она сына на дочке человека без важного положения в государстве...
ФРЕЙЛИНА Но она ведь еврейка!
ГЕНЕРАЛ. Ну и что? Из евреек получаются прекрасные жены. Между прочим, даже королевские.
ФРЕЙЛИНА. Кстати,и у вас,господин генерал,тоже дочь на выданье. Чем она не пара принцу?
ГЕНЕРАЛ. Э-эх.. .Королева уже все решила за своего сына и Фердинанд скоро обручится с Мирэле.
ФРЕЙЛИНА. Я слышала, что госпожа министерша против этого брака.
ГЕНЕРАЛ. Госпожа министерша... Когда-то, давным-давно, она чуть было не стала госпожой генеральшей.
ФРЕЙЛИНА. Помню эту историю.
ГЕНЕРАЛ. Но почему же госпожа министерша не желает стать тещей будущего короля?
ФРЕЙЛИНА. Это большое секрет, но я его выведала! Только не спрашивайте меня, как.
ГЕНЕРАЛ. Ну?
ФРЕЙЛИНА. Оказывается, эта Шлоймиха, госпожа министерша, давным-давно обещала выдать свою дочь замуж за другого.
ГЕНЕРАЛ. За кого же?
ФРЕЙЛИНА. За Баруха, сына купца Мойше-Менделя!
ГЕНЕРАЛ. А хотят ли пожениться молодые - сын купца и дочь министра?
ФРЕЙЛИНА. Барух и Мирэле? Так они дружат с детства. Вместе в школе учились...
ГЕНЕРАЛ. Ох, эта еврейская эмансипация! В моей юности мальчики и девочки учились раздельно.
ФРЕЙЛИНА. Тише, сюда идет наш новоиспеченной министр. Здравствуйте, уважаемый Соломон!
ГЕНЕРАЛ. Здравия желаю, господин министр!Поздравляем с назначением!
МИНИСТР. Благодарю вас!
ГЕНЕРАЛ. Господин министр! Осмелюсь обратиться к вам с просьбой. Тех денег, которые мне выделила казна, не хватит на продовольствие и обмундирование для нашей армии.
МИНИСТР. Как это так - не хватит?
ГЕНЕРАЛ. Этих бравых молодцев одеть и прокормить никаких денег вообще не хватит...
МИНИСТР. Будем сокращать войско'
ГЕНЕРАЛ. А что вражеские государства подумают? Они тотчас же нападут на нас!
МИНИСТР. Действительно, я не подумал о такой возможности.
ГЕНЕРАЛ. А враги только и мечтают нас поработить...
МИНИСТР. А если взять деньги в долг у соседей?
ФРЕЙЛИНА. Осмелюсь вмешаться, господин министр финансов! Соседи в политике - это совсем не то, что соседи по дому.
ГЕНЕРАЛ. Так как же будет с довольствием армии?
МИНИСТР. Займем  деньги у народа.
ГЕНЕРАЛ. А захочет ли народ одалживать?
МИНИСТР. Захочет! Ещё как захочет! Вот что я придумал - ми выпустим государственные облигации с гарантированной прибылью – 10 процентов годовых... Нет, лучше 12%!
ГЕНЕРАЛ. А из каких денег возвращать будем?
МИНИСТР. А через год, когда придется возвращать,опять что-нибудь придумаем. Чтобы "а идише коп" вашего министра ничего не придумала? Так этого просто не может быть!
ГЕНЕРАЛ. Как знать, как знать...
МИНИСТР. Вы что-то ещё хотели сказать, господин генерал?
ГЕНЕРАЛ. Никак нет!
МИНИСТР. Тогда Вы можете идти.

/Генерал и  фрейлина уходят к одной кулисе, министр – к другой/
ФРЕЙЛИНА. Новая метла хорошо метет.   
ГЕНЕРАЛ. Ну и ну! Шахер-махер. Что только эти евреи не придумают...
ФРЕЙЛИНА. А как же! К тому же - голь на выдумки хитра!
(уходят)

МИНИСТР. Ему нужны деньги!.. А что, мне они не нужны? И чем больше, тем лучше... Ведь чем больше человек имеет, тем больше ему хочется...
(Поет)

Aз вос мер мен от, мер мен от, алц выл мэн мэр,
Дос из ан алтер клал, х вейс нит фар вос,
Дас ист а мидераух, с из а фардрос.
Вос эйнер шойн а мильон а грейтн, трахт эр балд ой вимахт мэн дем а цвейтн,
Ай мер мер мер, алц выл мэн мэр!
 
/Появляется министерша/.
МИНИСТЕРША. Ох, Шлойма, Шлойма...
МИНИСТР.  Хава-Нэхама, почему  ты  здесь? На сегодня у меня приём окончен.
МИНИСТЕРША Tы это собственной жене говоришь? Того и гляди, и дома устроишь мне часы приема...
МИНИСТР Так я пошутил...
МИНИСТЕРША. Так и я тоже. Дорогой мой Соломон, одна забота меня гложет.
МИНИСТР. Я могу тебе помочь как министр?
МИНИСТЕРША. При чем здесь министр? Пора нам выдавать замуж Мирэле.
МИНИСТР. Не Мирэле, а Мирру Соломоновну' Такая красавица невроко выросла, тьфу -тьфу,чтоб не сглазить. А, понял! Раз я теперь советник королевы, то посоветую ей не мешкать, и поскорее обручить принца Фердинанда с нашей дочкой.
МИНИСТЕРША. Ничегошеньки ты не понял! Этой свадьбе не бывать!'
МИНИСТР. А что вдруг стряслось?
МИНИСТЕРША. Как быстро люди забывают все доброе. Ты ведь помнишь нашего бывшего соседа - купца, который вызволил  меня из рук генерала и подарил нам драгоценную облигацию?
МИНИСТР. Помню, но я ему ничего не должен.
МИНИСТЕРША. А я поклялась, что все мое счастье, все блага, который мне будут посланы в этой жизни, я разделю со своим спасителем!
МИНИСТР. Я снимаю с тебя эту клятву!
МИНИСТЕРША. Много ты понимаешь! Есть у купца сын Барух..
МИНИСТР. Помню, помню! Такой симпатичный мальчик, который учился вместе  с  Миреле.
МИНСТЕРША. Вот он и есть жених для нашей дочки...
МИНИСТР. Ты сошла с ума! Сынок дрянного купчишки - да в зятья мне, первому советнику самой королевы! Со мной достойна породниться лишь королева, вот она и будет нашей махатейнесте.
МИНИСТЕРША. Но я же обещала...
МИНИСТР. У тебя есть свидетели?
МИНИСТЕРША. Только Купец.
МИНИСТР. В этом доле он заинтересованное лицо, и в свидетели не годится. Кто ещё? Никого! Ну,а на нет и суда нет. И станет наша Мирэле принцессой!
МИНИСТЕРША. Так бесчестно по отношению к нашему соседу я не поступлю... Вспомни, что написано в Торе: «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвой, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все,что вышло из уст его».
МИНИСТР. Ах ты, дура! Прочла бы лучше, что написано дальше! "Если же муж отвергнет обет, который на жене его, и слово уст её, которым она связала себя, то они не состоятся, и Господь простит ей".
МИНИСТЕРША. Господь милосердный, он-то всё простит, но прощу ли сама себе?
МИНИСТР. Одни высокопарные слова... Двум смертям не бывать, а одной не миновать, и потому не надо связывать себя клятвами и зароками. Забудь свою клятву как кошмарный сон...
МИНИСТЕРША. Пророческий сон...
МИНИСТР. Тоже мне Иосиф Премудрый в юбке! И никогда, слышишь,
никогда не заикайся об этом дурацком зароке!

Переход на «Тум Балалайка»

КАРТИНА 5.  СВИДАНИЕ

ЮНОША. Мирэле!
ДЕВУШКА. Барух, не кричи,не то здесь сейчас такое начнется..
ЮНОША. Какое такое?
ДЕВУШКА. Ведь королева назвала меня будущей невестой самого принца Фердинанда...
ЮНОША. Тоже мне принцесса выискалась!..
 ДЕВУШКА. А вот возьму и выйду замуж за принца"
ЮHOШA.    Этого шмендрика? Нy и скатертью дорога...
ДЕВУШКА. И ты не станешь жалеть,Fapyx?
ЮНОША. Будешь нос кверху задирать, дразнить и пугать меня - уеду отсюда куда подальше...
ДЕВУШКА. Болтаешь всякие глупости и ещё надеешься, что я после этого буду с тобой разговаривать?
ЮНОША. Ну, не сердись! Лучше подумай,что произойдёт когда принц сделает тебе предложение и ты ему откажешь.
ДЕВУШКА. А если я ему не откажу?
 ЮНОША. Ах, ты опять смеёшься подо мной?
/Девушка убегает, юноша за ней/
Мирэле!
 
 КАРТИНА 6. КАНТОНИСТ ЗИЛЬБЕРШТЕЙН.

МИНИСТР – (стражнику)
Вызови ко мне генерала! Да поживее! (стражник убегает) Нет, мадам министерша, не бывать по-твоему до пришествия Машиаха! Моим зятем станет принц Фердинанд, а не какой-то там Барух-Янкель.
/появляется генерал/.
ГЕНЕРАЛ.    Вызывали, господин министр?
МИНИСТР. Есть у меня, дорогой мой генерал, на примете бравый малый, Барух-Янкель Зильберштейн,
ГЕНЕРАЛ. А, сын купца Мойше-Менделя!
МИНИСТР. Пришло ему время послужить в нашей доблестной армии. А поскольку он очень бравый, то отправь его подальше, например, на остров блаженного Августина.
ГЕНЕРАЛ. Но это же за тридевять земель отсюда!
МИНИСТР. Правильно! Пускай он там себя покажет, а потом,если Бог так распорядится,его можно будет перевести поближе к стол Ну,скажем в Курфюр-де-Дам-Тур-Замм.
ГЕНЕРАЛ. Но ведь это тоже очень далеко.
МИНИСТР. А кто тебе сказал, что он должен служить близко? Ступай, друг мой!
/уходят в разные стороны. Генерал останавливается/.
ГЕНЕРАЛ. Хоть наш министр и Соломон, но меня он не перехитрит) И ежу понятно,почему он хочет отправить сына купца подальше от столицы Не от столицы, а от дочки своей. Как говорится «С глаз долой, и из сердца вон». Этот Шлойма спит и  видит свою Миреле принцессой.. Но я этого не допущу! Я отговорю нашу самодержицу от глупой затеи женить Фердинанда на шлоймовской Миррочке. И тогда, и тогда... моя Агнесса, мой ягненочек, очень даже может стать женой престолонаследника...

КАРТИНА 7. АУДИЕНЦИЯ У КОРОЛЕВЫ

CTPAЖНИK. Королева. Вас ждет, господин генерал!
КОРОЛЕВА. Что привело тебя ко мне, мой доблестный полководец? Если есть проблемы с деньгами для армии, можешь обращаться прямо к Соломону. Он все твои проблемы мигом решит. Мудрый человек...
ГЕНЕРАЛ. Да, по части шахер-махер, он большой мастак,
КОРОЛЕВА. Какой такой шахер-махер?
ГЕНЕРАЛ. Я хотел сказать - амуниции и провианту.
КОРОЛЕВА. Ты его не обижай - ведь он еврей.  А то обидишь - все потом будут вопить об антисемитизме. К тому же он весьма остроумен. А его дочка  -  та просто прелесть!
ГЕНЕРАЛ. Ну никак не лучше моей!
КОРОЛЕВА. Да что ты говоришь' Дочь Шломо-Йосла умна как царь Соломон и прекрасна как царица Савская.
ГЕНЕРАЛ. А моя дочка такие блинчики жарит - пальчики оближете, ваше Величество. Моя супруга научила.
КОРОЛЕВА. Держу пари, генерал, что в твоей жене капелька еврейской, крови течет обязательно. То-то тебя все время к еврейкам тянет.
ГЕНЕРАЛ. Но ведь Миреле тоже...
КОРОЛЕВА. Так это же совсем другое дело.
ГЕНЕРАЛ. Какое другое? Я верой и правдой служу нашему Отечеству, лично предан вам, а Вы собираетесь женить своего сына на дочери этого выскочки, этого вчерашнего нищего?
КОРОЛЕВА. Так ты обижен, мой генерал? За твою службу я награждаю  тебя высшим орденом. Ещё назначаю тебе персональную премию имени меня, самой королевы.
ГЕНЕРАЛ. Спасибо, ваше Величество, но я бы предпочел другое.
КОРОЛЕВА. Так чего же ты хочешь?
ГЕНЕРАЛ. Хочу, чтоб моя Агнесса стала принцессой...
КОРОЛЕВА. Титул герцога я тебе дать могу, а вот принца никак нельзя.
 ГЕНЕРАЛ. Но почему?
КОРОЛЕВА. Ты не королевской крови.
ГЕНЕРАЛ. Вы меня не поняли, ваше Величество! Осмелюсь намекнуть, что ежели мы с вами пополнимся, то моя Агнесса будет очень даже королевской крови.
КОРОЛЕВА. Этому не бывать! Мой Фердинанд женится на Миреле. А ты ищи для своей дочки другого жениха.
/уходит/.
ГЕНЕРАЛ. Королеву уломать не удалось, может, повезёт с Фердинандом. Покажу мою Агнессу на балу в королевском дворце, и пусть принц сам решает,  на ком ему жениться. Ведь лучше раз увидеть, чем сто раз услышать... А пока, на всякий случай, познакомлю свою дочку с купеческим сыном. Хорошо ещё, что я не успел отправить его за тридевять земель. Будет пока моим ординарцем, а там - посмотрим...
 
(Бравурный Марш)

КАРТИНА 8. В ДОМЕ ГЕНЕРАЛА

ЮНОША. По личному приказанию генерала прибыл в его распоряжение. Ой, кто Вы?
АГНЕССА. Агнесса, дочь генерала.
ЮНОША. А меня зовут Барух-Янкель. Я - новый адъютант его превосходительства.
АГНЕССА. Какой симпатичный молодой человек! Вам что запрещено разговаривать со мною? А, понимаю, Вы на службе. Давайте забудьте на минутку о вашей службе. Какие у Вас планы на этот вечер? Если, конечно, не секрет... Попробую его разгадать. Вы идете с друзьями на танцы? Нет? Тогда... Вы идете с друзьями пить пиво!
ЮНОША. Пиво не люблю...
АГНЕССА. Тогда Вы принимаете друзей дома и играете с ними в карты!
ЮНОША. В азартные игры не играю.
АГНЕССА. Тоже нет? Попробуем с другой стороны... Вы идете в королевскую библиотеку для подготовки к экзаменам в Королевскую военную академию.
ЮНОША. Никак нет!
АГНЕССА. Опять не то? Ну, тогда я пас. (Юноша собирается уходить) Постойте, постойте! Вы женаты?
ЮНОША. Никак нет!
АГНЕССА. Слава Богу! У Вас есть девушка?
ЮНОША. Так точно! И лучше нее не сыскать на всем белом свете!
АГНЕССА. С Вами всё ясно. Попробуем ухватиться за принца.
ЮНОША. Уж, замуж, невтерпеж?
АГНЕССА. Что Вы сказали?
ЮНОША. В этих словах мягкий знак после «ж» не пишут. А где генерал?
АГНЕССА. Ушел на прием к королеве...
 ЮНОША. Тогда я тоже пошел... (уходит)
АГНЕССА. Да пошел ты!

КАРТИНА 9. ПРИНЦ.

ПРИНЦ. Ты звала меня, мама?
КОРОЛЕВА. Сколько раз я должна тебе напоминать, Фердинанд, что ко мне следует обращаться «Ваше Величество»?
ПРИНЦ. Ну, мама!
КОРОЛЕВА. И когда только ты научишься этикету?..А позвала я тебя, единственной сын мой, для того,чтобы напомнить тебе о твоём долге...
ПРИНЦ. Я с тобой в карты не играл...
КОРОЛЕВА. О долге перед народом и страной. Тебе предстоит продолжить династию, наш древний королевский под.,.
ФРЕЙЛИНА. Ведущий начало, Ваше Величество,от римских императоров!
КОРОЛЕВА. Короче, принц, Вам пора тебе лечиться! К тому же невеста - не
просто девушка, а сказка...
ПРИНЦ. Опять ты, мама...
КОРОЛЕВА. Не мама, а Ваше королевское Величество!
ПРИНЦ. Опять ваше королевское Величество пристает ко мне со своей женитьбой! Если она тебе так нравится, то женись, мама, на ней сама! А меня не трогай!
ФРЕЙЛИНА. Ваше  Высочество, как Вы разговариваете с королевой!
ГЕНЕРАЛ. К тому же - собственной матерью.   Если бы моя дочка вдруг так заговорила бы со мной - ей богу, посадил бы ее на гауптвахту,
ПРИНЦ. Но я пока не тороплюсь вешать хомут на свою шею.
КОРОЛЕВА. Завтра же ты женишься на дочери моего министра финансов.
МИНИСТР. На моей Миреле...
ГЕНЕРАЛ. Каждый продавец свой товар хвалит. Но почему именно на Мирэле?
ПРИНЦ. Вот именно! Почему?
КОРОЛЕВА. Как это так – почему? По кочану!   Во-первых, я так решила, во-вторых, она – красавица...
ГЕНЕРАЛ. Не всё то золото, что блестит...
КОРОЛЕВА. В-третьих, она все на свете умеет делать,а у тебя, сынок, обе руки левые и не оттуда растут,а в четвертых...
ФРЕИЛИНА. Ваше Величество, вполне достаточно и того, что во-первых...
КОРОЛЕВА. Спасибо! Я приняла решение,и ты, мой сын, женишься. Хватит тебе
быть бездельником и лоботрясом.
ПРИНЦ. Но почему на дочери министра? Что, разве мало принцесс на выданье в соседних королевствах? Или на вашей Миреле свет клином сошёлся?
КОРОЛЕВА. Принцесс много, а вот хороших девушек мало.
ГЕНЕРАЛ. Может быть, Ваше Величество, его Высочество принц Фердинанд сейчас совершенно прав... Организуем смотрины, конкурс невест из благородных семей. И я свою дочку тоже приведу....
ФРЕЙЛИНА. Королевский бал? Ах, как это мило и прелестно! Хочу потанцевать на балу...
КОРОЛЕВА. Аппетит приводит во время еды. Ну, если народ хочет зрелищ, королева всегда готова их устроить. Но имей в виду, Фердинанд,
на балу ты должен сделать официальное заявление о своей женитьбе.
ПРИНЦ. Но мама...
КОРОЛЕВА. И слушать тебя больше не хочу!   (все уходят)
 
(выезжает стол, за ним сидит купец и что-то щелкает на счетах, напевая «С из гит фар мир»)

КАРТИНА 10. КУПЕЦ И КУПЧИХА.

КУПЧИХА. Ах ты шлемазл! Чтоб у тебя все зубы повылазили и остался один – для зубной боли!
КУПЕЦ. И чего ты от меня сейчас хочешь?
КУПЧИХА. Сколько счастья нашему бывшему соседу привалило! И дочка-красавица, и богатство и высокое положение. Нe сегодня-завтра станет родственником самой королевы. А ты остался при своих интересах. Ну, чего ты молчишь?
КУПЕЦ. А что толку, если я буду кричать? Доброе имя лучше богатства.
КУПЧИХА. Ты только погляди на себя, какие проценты ты имеешь со своей праведности?
КУПЕЦ. По мне, так лучше курица в руке, чем орел в небе.
КУПЧИХА. Вот ты и имеешь курицу, а Шлойма схватил орла!
КУПЕЦ. Лея-Голда, хоть я по-твоему и праведник,но лучше меня не зли! КУПЧИХА. Что, правда глаза колет?
КУПЕЦ. Тише едешь - дальше будешь!
КУПЧИХА. От того места, к которому едешь! Ну, чего ты добился? Почти все богатство нищим раздал, а что оставалось - Шлойма к рукам прибрал.
КУПЕЦ. Что такое богатство? Болезнь, которую каждый хочет подцепить и при этом ни с кем не поделиться...
КУПЧИХА. Кому она была нужна – твоя щедрость?
КУПЕЦ. Беднякам...
КУПЧИХА. Так ты почти что сравнялся с прежним Шлоймой, когда
он был последним нищим. Нет, Мойше-Мендель, вот что я тебе скажу: «Золотой ключ все двери открывает»!
КУПЕЦ. Каждый поступает по своему разумению.
КУПЧИХА. Нашим врагам иметь бы столько в кармане и сундуке, сколько у тебя разумения в голове.
КУПЕЦ. Лея-Голда, ну не кипятись, как самовар! Всему свое время. Недаром
говорится ~ да не оскудеет рука дающего...
КУПЧИХА. Не опустеет только карман берущего» На бога надейся, а сам не плошай! Сегодня наш сын Барух- Янкель будет сопровождать самого генерала на бал. Как знать, может, ему улыбнется счастье?

ИНТЕРМЕДИЯ 3.

ГЕНЕРАЛ. Куда Вы так торопитесь, как на пожар?
ФРЕЙЛИНА. Я приглашена на королевский бал.
ГЕНЕРАЛ. Уж не в качестве ли будущей принцессы?
ФРЕЙЛИНА. Вы что, смеетесь, генерал? Да я принцу в матери гожусь?
ГЕНЕРАЛ. Ну, мать у него есть. Скорее – в тетки! А еще точнее – в бабушки!
ФРЕЙЛИНА. Нахал! Как Вы думаете, генерал, когда состоится свадьба принца Фердинанда и дочери министра финансов?
ГЕНЕРАЛ. Я думаю – никогда! Этой  свадьбе не бывать!
ФРЕЙЛИНА. Тогда не видать евреям своей принцессы.
ГЕНЕРАЛ. Вам что, мало еврейского министра?
ФРЕЙЛИНА. Мне-то вполне достаточно, но вот евреям всегда всего мало...

КАРТИНА 11. БАЛ

КОРОЛЕВА. Уважаемые дамы и господа! Сегодня на королевском балу мы все ожидаем услышать от нашего наследника, принца Фердинанда, важное заявление. Фердинанд,познакомься с дочерью моего министра!
ПРИНЦ. Здрасьте!
КОРОЛЕВА. Фи, как ты неучтив! Согласно этикету, ты должен был сказать: "Очень приятно".
ПРИНЦ. Вот ты, мама, и говори, если тебе это очень приятно.
КОРОЛЕВА. Оставлю молодых наедине! Поговорите, узнайте друг друга получше...
ПРИНЦ. Ничего я не хочу, мама!
ДЕВУШКА. Ваше Высочество, если Ваша мать-королева так настаивала на нашем знакомстве, извольте не капризничать, или хотя бы не подавать вида окружающим.
ПРИНЦ. Да ты ещё и задавака! Окружающие! Я как крепость - в осаде, и все меня окружают и окружают. Окружающие!
ДЕВУШКА. Принц, а ещё жалуется!
ПРИНЦ. Не подумай только, что я хочу на тебе жениться!
ДЕВУШКА. Как, Вы не хотите на мне жениться?
ПРИНЦ. Ты что, не слышала?
ДЕВУШКА. Вопреки желанию королевы?
ПРИНЦ. А она мне не указ.
ДЕВУШКА. Так это же прекрасно!
ПРИНЦ. Это еще почему?
ДЕВУШКА. Потому что я и подавно за тебя замуж не выйду! У меня есть настоящий жених, и лучше него нет никого на свете.
ПРИНЦ. Ну и катись колбаской!
ДЕВУШКА. Невежа!
ПРИНЦ. Выскочка!
КОРОЛЕВА. /принцу/  Как я вижу, с Мирэле Вы не сошлись характерами,
ПРИНЦ. Как же, с такой сойдёшься...
ГЕНЕРАЛ. Можно Вас на минутку, Ваше Высочество? Позвольте представить Вам мою дочь Агнессу.
ПРИНЦ. Очень приятно.
АГНЕССА. Ваше Высочество! Я так мечтала познакомиться с настоящим принцем...
ПРИНЦ. А нельзя ли без высочества? Ненавижу этикет! Давай перейдем на "ты".
АГНЕССА. Давайте! Давай!
ПРИНЦ. И зови меня Фредди!
АГНЕССА. А меня  -  Эгги. Я обожаю чупа-чупсы!
ПРИНЦ. А ты вообще ничего... Не то что эта задавака Миреле!
АГНЕССА. И ты классный чувак! Ты рок-музыку любишь?
ПРИНЦ. Отпад! Особенно Майкла Джексона!
АГНЕССА. Ну ты крутой! А не слабо нам с тобой семечки полузгать?
ПРИНЦ. Кайф! А мне моя мамаша запрещает лузгать...
АГНЕССА. А у меня, сечёшь, в кармане как раз есть кулек семечек.
ПРИНЦ. Просто отпад! Слушай, как тебя...
АГНЕССА. Эгги...
ПРИНЦ. Короче, мне с тобой поправляет.
АГНЕССА. Да? И мне не ломает.
ПРИНЦ. Услышала бы нас сейчас фрейлина - копыта откинула.
АГНЕССА.. А мой "здравия желаю" запер бы дома на два дня!
ГЕНЕРАЛ. Похоже, моя дочка охмурила принца.
ФРЕЙЛИНА. И я вижу - снюхались.
ГЕНЕРАЛ. Если она его захомутает...
ФРЕЙЛИНА. То с вас, генерал, причитается магарыч.
ГЕНЕРАЛ. За мной не заржавеет.
ФРЕЙЛИНА. Только не заныкайте.
ГЕНЕРАЛ. Да чтоб мне с этого места не сойти!
ПРИНЦ. Знаешь, Эгги, как мне все это надоело! Кругом одни условности и запреты. То нельзя, это нельзя!.. Как в тюрьме!
АГНЕССА. Но ты ведь станешь королем и будешь над всеми властвовать.
ПРИНЦ. Не хочу! И не буду! Ты думаешь, что король - хозяин самому себе? Да он - как птичка в золотой клетке.
АГНЕССА. Но ведь королева хочет тебя женить на дочке, министра.
ПРИНЦ. А мне с тобой хорошо! Слушай, давай смоемся отсюда подальше!
АГНЕССА. Но тебе нельзя, ведь ты - принц!..
ПРИНЦ. Плевать на все! Ну, бежим?
АГНЕССА. С тобой - хоть на край света! А еще лучше – в Палестину! На Землю обетованную!
ПРИНЦ. Но почему именно в Палестину?
АГНЕССА. Потом расскажу!
ГЕНЕРАЛ. По-моему, события  движутся к развязке. Принц и моя Агнесса решили укрыться от глаз людских.
ФРЕЙЛИНА. Не забудьте, генерал, с Вас причитается.
ГЕНЕРАЛ. Это почему же?
ФРЕЙЛИНА. Ведь это я внушила королеве мысль  устроить бал.
ГЕНЕРАЛ. Позвольте, это я предложил организовать смотрины, а Вы, фрейлина,  тут совершенно не при чем...
ФРЕЙЛИНА. Генерал, со мной Ваши еврейские штучки не пройдут.
ГЕНЕРАЛ. Так я же не еврей!
ФРЕЙЛИНА. Зато жена  - еврейка!
ГЕНЕРАЛ. Этого никто не докажет...
ФРЕЙЛИНА. Но за глаза все скажут - ведь правда не горит в огне и в воде не тонет.
ГЕНЕРАЛ. Ладно, уговорили! Предлагаю мировую!
ФРЕЙЛИНА. А я с вами не ссорилась.
КОРОЛЕВА. Объявляю белый танец! Кстати, где мой сын Фердинанд?
ГЕНЕРАЛ. Вышел проветриться с моей дочерью!
КОРОЛЕВА. Танцуют Все! (/танец/, (Штраус).
ДЕВУШКА. Барух!
ЮНОША. Я люблю тебя!
ДЕВУШКА. И я тебя тоже!
ЮНОША. Мы с тобой никогда не расстанемся!
ДЕВУШКА. Нас никто не разлучит!
/подходит Министр/.
МИНИСТР. И долго вы будете так любезничать?
ДЕВУШКА. Всю жизнь!
МИНИСТР. Как бы не так!
ЮНОША. Мы предназначены друг для друга!
МИНИСТР. Рыбак рыбака видит издалека. Ишь, губы раскатал на дочку министра! Но вашей свадьбе не бывать!
МИНИСТЕРША.  Почему это не бывать? Ведь я обещала Мойше-Менделю что наша Миреле выйдет замуж за Баруха!..
МИНИСТР. Опять ты за старое взялась? Обещанного три года ждут и не всегда дожидаются.
МИНИСТЕРША.  Уговор дороже денег!
 МИНИСТР. А я ни с кем не уговаривался. Как долго принц проветривается.
СТРАЖНИК. Послание от принца королеве!
ФРЕЙЛИНА.  За этим посланием что-то определенно кроется.
ГЕНЕРАЛ. Да, дыма без огня не бывает!..
КОРОЛЕВА. /читает про себя/ Нет,только не это!
ГЕНЕРАЛ. Что случилось?
КОРОЛЕВА. Принц Фердинанд сбежал!
МИНИСТР. Что?
КОРОЛЕВА. С дочерью генерала - Агнессой.
ГЕНЕРАЛ. Ура! И на нашей улицe праздник!
МИНИСТР. Нет, я  этого не переживу!
КОРОЛЕВА. Но это ещё не все! Принц отпекается от престола...
ГЕНЕРАЛ.    Так он уже не будущий король?
КОРОЛЕВА. Нет! И намерен Фердинанд жить с Агнессой за бугром!
ФРЕЙЛИНА. Какой удар! Похоже, что генеральский магарыч от меня уплывает,
ГЕНЕРАЛ. Нет туда без добра! Зато моя дочка убежала с настоящим принцем.
КОРОЛЕВА. Осиротело наше королевство! Кто заменит меня на царском престоле?
МИНИСТЕРША.  А Вы, Ваше королевское Величество, обратите внимание на этого
молодого человека.
ГЕНЕРАЛ. В самом деле - он бравый парень.
МИНИСТЕРША.  Умный и порядочный.
МИНИСТР.  И ко всему - верный и преданный моей дочери Миреле.
КОРОЛЕВА. С такими характеристиками, прямо в рай берут. Если общественность настаивает, я возьму этого парня под свою личную опеку. Подойди сюда, юноша! Скажи мне, чего ты хочешь больше всего на свете?
ЮНОША. Жениться на Миреле.
КОРОЛЕВА. Браво,браво! А  как тебя зовут?
ЮНОША. Барух-Янкель.
КОРОЛЕВА. Так ты – еврей?!
ФРЕЙЛИНА. В нашем отечестве, Ваше Величество, евреев не так уж мало...
 ГЕНЕРАЛ. Хочу сегодня признаться, что моя жена - тоже еврейка.
КОРОЛЁВА. Я и раньше готова была поспорить, что это так? Помнишь?
ФРЕЙЛИНА. Так что-его королевское высочество...
КОРОЛЕВА. Уже не высочество....
ФРЕЙЛИНА. Не женился на одной еврейке,чтобы убежать с другой...
КОРОЛЕВА. Вернемся к нашему трону .Значит так,Барух-Янкель! Отныне ты не Барух, а Бенедикт, что, впрочем, одно и то же. И под этим именем ты станешь наследником престола...
МИНИСТР. Ура! Значит, моя Мирэле все-таки станет принцессой!
ЮНОША. Спасибо, ваше Величество, но лучше я останусь Бapyxoм.
КОРОЛЕВА. Ну, как хочешь, но к этой теме мы ещё вернёмся. А кто же твои родители, Барух?
МИНИСТЕРША. Он - сын купца Зильберштейна.
КОРОЛЕВА. Слышала об его отце немало добрых слов.
СТРАЖНИК. Разрешите доложить, ваше Величество, купец с женой как раз сейчас стоят возле  дворца.
КОРОЛЕВА. Приведи сюда немедленно купца! Ну, господин министр финансов, дорогой мой Соломон, согласны ли Вы выдать свою дочь замуж за сына министра?
ВСЕ. Какого еще министра?
(входят купец с женой)
КОРОЛЕВА. Назначаю купца Зильберштейна...
ЮНОША. Мойше-Менделя...
КОРОЛЕВА. Гляжу, ты, Барух-Бенедикт, быстро осваиваешься с ролью наследника престола... Назначаю Мойше-Менделя Зильберштейна министром торговли нашего королевства!
КУПЧИХА. Чудеса, да и только! Ты слышишь, Мойше-Мендель, что тут творится?
КОРОЛЕВА. Вас, Вас, господин купец! За честность, порядочность и верное служение престолу!
КУПЕЦ. Слышу и вижу! Всё хорошо, что хорошо кончается...
ФРЕЙЛИНА. Такому еврейскому двору позавидует любой государь нашей просвещенной Европы!
МИНИСТР. Знаешь, Мойше-Мендель, я тут многое передумал.
КУПЕЦ. Нет худа без добра.
МИНИСТР. Вечно ты со своими шуточками...
КУПЕЦ. Еврея смех кормит даже в самые трудные минуты его жизни... Если всё воспринимать всерьез, то можно, дорогой мой Шломо-йлсд, и свихнуться ненароком...
МИНИСТР. Это точно. Но ты не таи обиды на меня за прошлое.
КУПЕЦ. Я не злопамятный.
МИНИСТР. Помнишь,  я у тебя одалживал двадцать монет?
КУПЕЦ. Ты? У меня? Допустим, не помню...
МИНИСТР. Нет, так дело не пойдет. Я еще долговую расписку тебе оставил.
КУПЕЦ. (достает из кармана бумажку) Эту, что ли?
МИНИСТР. (разглядывает) Точно, эту! Ее самую! Вот тебе сотня!
КУПЕЦ. А для чего мне сотня, если ты брал двадцать?
МИНИСТР. Так с процентами...
КУПЕЦ. Я тебе что, ростовщик? Не обижай меня, не возьму я твоей сотни...
МИНИСТР. Тогда держи 20-ку. А расписочку порви!
КУПЕЦ. Я тебе доверяю, сам рви!
МИНИСТР. Нет уж, лучше ты!
КУПЕЦ. Да, как никак, а мы сейчас с тобой сваты!
МИНИСТР. Значит, будем играть свадьбу Миреле и Баруха?
(музыка «мехатейнем»)

КУПЧИХА. Что, прямо здесь, в королевском дворце?
КОРОЛЕВА. Почему бы нет? Или как говорят мои евреи – «лама ло?»
МИНИСТЕРША. Но какая еврейская свадьба без раввина и хупы?
КОРОЛЕВА. Раввина во дворец, раввина! Что, раввин уже здесь? Просто сказка!
РАВВИН. Вы, молодые, станьте под хупу! И отвечайте искренне и честно! Согласен ли ты, Барух-Янкель, взять в жены Миреле?
БАРУХ. Я влюблен в нее с детства.
РАВВИН. Значит, согласен. Согласна ли ты, Мирра, стать женой Баруха-Янкеля?
МИРЕЛЕ. Всю жизнь об этом мечтала...
РАВВИН. Барух, повторяй за мной! Этим кольцом ты посвящаешься мне согласно закону Моше и Израиля!
ВСЕ. Поздравляем! Мазал тов и симан тов!
(заключительный танец, общая финальная песня)


Рецензии