Хорхе Луис Борхес. Биография Тадео Исидоро Круса
Каков же "рецепт" написания "биографий героев" по Борхесу? А, не забываем, что Борхес пишет (вспоминает, помятую "дежа вю") биографию литературного героя (при чём не заглавного - мимо которых прочитываем походя...). Незатейлив и прост. Выделим, как минимум три "кита":
Первое - используется шаблон биографического очерка по калькам "под мифологического героя", то есть ответы (а у Борхеса они всегда кратки и ёмки - есть такой греческий термин - лаконичность:)) на три вопроса:
а) кто есть кто? ("...доцент, у тебя папа, мама, был?... :)) - кто родители, где родился, когда... Борхес это уместил в одном абзаце - но каком! (родовая сага, со всеми сопутствующими трагедиями, в одном предложении...)
б) как стал, кем стал? ("...я, доцент. - поздравляю.... :)) - ступени воспитания, обучения, взросления, карьерный рост...
в) собственно, подвиг ("...пасть порву, моргалы выколю... :)) - то о чём будут вспоминать, погружаясь в память: о подвигах, о доблести, о славе....
Второе - беспристрастное оживление, вочеловечивание героя, героя одного эпизода, а уж главного героя оставляя "главному автору" (хотя несть числа таких прецедентов, как приквел и сиквел, серийности (здесь уж действительно, маниакальная страсть вторичных авторов) и модных ныне "эпизодов" (порою с чуждой главному автору режиссурой), то есть это всё - есть ни что иное, как планомерное уничижение и уничтожение первоначального образа главного героя в исполнении "главного автора" (исходника) пластами последовательных и неряшливых наслоений выполняемых новоявленными богомазами так, что порою требуется "реставрационное чтение" "первоисточника":). это как глухой телефон переводов: с одного авторского языка на другой, с ментальности на ментальность, с эрудиции на эрудицию, с профессионализма на профессионализм.) Борхеса упрекнуть абсолютно не в чем: герой Хосе Эрнандеса, Мартин Фьерро, только приобрёл.
Третье - культурно-исторический аспект любой биографии (пусть даже и псевдо, а псевдо ли? - не из таких ли псевдо летописцы и создали, да и создают, для нас Историю?) - обрамление истории героя в достоверные факты реальности того времени, времени на фоне которого и разворачиваются "исторические деяния". Да, ещё одно: Пелевин, - и не только :) - называют это дискурс - коммуникативный клубок из господствующих в те времена иерархий знаний о мире, идеологий и властных структурах.
У Борхеса не фотография, а именно дагеротип того времени и событий.
Бонус любой биографии - "нравственное резюме": посыл, которым автор выстреливает в читателя (а иначе зачем и за перо браться) - соотношение поступка/подвига с "двуглавым орлом" Добра и Зла (ведь водораздел "греха" величина размытая и непостоянная). Вся новелла об этом....
Читайте.
Одна из самых "цепляющих" новелл Борхеса по совокупности: мистический реализм "во всей красе":
"...есть только миг..."
Свидетельство о публикации №211082800769