рецензия на фильм Точка обстрела

                Не стреляйте в президента

Один из любимейших сюжетов мирового кинематографа – покушение на президента. Чего только с этой значимой фигурой ни делали: похищали инопланетяне,  травили и, конечно, брали на мушку. Начиная с легендарного фильма Оливера Стоуна: «JFK: Выстрелы в Далласе», заканчивая пародией «Марс атакует», и почти пародией «Сокровище нации: Книга тайн», - президент как глава государства становился объектом самой разной «нечисти» - террористов, фанатиков, психов. При этом кинематографистами странным образом наиболее востребован американский президент. Правда иногда и французы позволяют себе поглумиться над своим лидером (в рамках экрана, разумеется), но делают это с должным юмором. 
 
В очередной кинофантазии об убийстве главы американского государства –  фильме «Точка обстрела»  мы вновь сталкиваемся с однажды наработанной схемой. Американский президент в исполнении Уильяма Херта едет на саммит в Испанию, где собирается поставить свою подпись под «документом века», который провозгласит волю крупнейших государств «побороть окончательно терроризм как мировое зло». Естественно, мировое зло тут как тут. Движимая сила сюжета. Грозные марроканцы с гневными взглядами, создают целый спектакль, подмостками которого становится главная площадь Мадрида. Они стреляют в президента, - так все думают, - на самом деле они стреляют в двойника, затем похищают оригинал и везут в неизвестном направлении в машине скорой помощи. Но под мостом им преграждает путь девочка Анна (божественное провидение), и прожженные подонки, положившие массу народа час тому назад на площади, пасуют перед «невинным дитя» и нажимают на педаль тормоза. Пятью минутами позже актер Дэннис Куэйд (хороший охранник президента) кричит в рацию: «Президент найден».  Мир спасен. Хэппи энд.

Невзирая на довольно традиционную сюжетную канву, «Точка обстрела» напоминает шахматную игру. Ее участники разыгрывают непростую партию, исход которой определяют миллиметры и доли секунды, а также божественная случайность, неожиданно оборачивающаяся дьявольским лукавством. Режиссер Пит Трэвис помещает героев (тележурналистку, охранника президента, туриста, сотрудника мэрии, террористов, брата заложника и президента) в необычные условия, заставляя проигрывать всю историю неоднократно. Временной счетчик обнуляется семь раз, история начинается заново, каждый раз приобретая новый смысл, так как преломляется через разные человеческие характеры. Хотя этот прием не нов (до Трэвиса его использовали Куросава и Тарантино), он придает фильму спасительную оригинальность.  Жаль только, не нашлось места для  восьмой точки зрения – человека, оказавшегося над ситуацией, через которого  стоило провести  истинную историю. Может, эта роль отведена зрителю?

После просмотра фильма в памяти остается фраза, которую за мгновение до смерти произносит плохой охранник президента (Мэтью Фокс): «Эта война никогда не кончится…». В этой реплике – суть «Точки обстрела». Об этом же в интервью говорил режиссер Пит Трэвис: «Я надеюсь, что «Точка обстрела» не последний мой вклад в борьбу с терроризмом». Мы тоже надеемся. И просим, не стреляйте в президентов, ни в жизни, ни на экране, потому что в жизни, не как в кино. В любой момент на главных площадях столиц могут взорваться не бутафорские бомбы, погибнут люди, которые даже не узнают, что настоящей целью  террористов был очередной президент…


Рецензии