рецензия на фильм Отважная

                День, когда умерло счастье…

11 июня 2006 года счастливая Эрика Бэйн умерла. Спустя три недели в ее теле родилась незнакомка по имени Эрика Бэйн. Эрика первая была нежная и плавная. Она тихо наслаждалась счастьем с любимым мужчиной, тосковала по черепашке из детства и жалела родной Нью-Йорк, изменяющийся до неузнаваемости в потоке времени… Эрика вторая не любила жизнь и себя в этой жизни, чернокожих подонков и черно-белую правду…

С точки зрения кинокритика режиссер Нил Джордан снял слабый фильм. Во-первых, вторичный - про женскую месть и месть вообще фильмов снято предостаточно, во-вторых, драматургия держится на одной лишь Джоди Фостер, все, что за пределами ее «соло» – скучно и обыденно. Но кроме критиков есть зрители, которые, выйдя из кинотеатра и завернув за угол, могут напороться на таких же выродков, какие становятся катализатором трагедии в фильме. И тогда им будет необходим этот экранный опыт на тему: как пережить смерть собственной души…

Эта страшная история может произойти с каждым из нас в любом городе мира. В Милане, Сеуле, Санкт-Петербурге из темноты ночного парка может выйти ваша смерть. Похрустывая пальцами, пересыпая отборным матом, громыхая металлическим прутом, об который минутой позже будут крошиться ваши кости. Еще чуть позже ваше лицо превратится в кусок кровавого мяса, и вас привезут в больницу полуживую без особых надежд на спасение. Но вы выживете. Жениха, забитого насмерть, похоронят без вас, по причине вашего пребывания в коме, и для вас начнется новая жизнь…

Уже назавтра в метро, на рынке, в темном переулке вы столкнетесь с другими подонками, которые напомнят вам о прошлом… Знакомый полицейский скажет вам устало, что закон – бессилен и не может помочь ни вам, ни тем, кто может оказаться в вашей ситуации завтра. Тогда вы купите пистолет девятого калибра, научитесь стрелять, и уж точно не промахнетесь, когда придет момент. И возникает вопрос: кто же истинный убийца –  реальные уголовники или закон, который перед ними бессилен?

Джоди Фостер играет не народного мстителя, который делает работу за полицейских, но обычную женщину, для которой уверения в справедливости правосудия и закона Божьего – пустая демагогия. Она не мнит себя Всевышним, которому дано право судить,  но «незнакомка», родившаяся в ней, вынуждена мстить за себя, какой она была в прошлом. В прошлом была немолодая женщина, которая чудом обрела позднее счастье – желанного мужчину, с которым у нее назначена свадьба. Но у Всевышнего иные планы, он не хочет видеть героиню в роли благостной супруги, и назначает ее борцом со злом, а для этого ее надо перекроить, что он и делает…

Под финал «Отважной» рождается мысль: в каждом из нас дремлет «маленький убийца», который не просто микро-модель космического зла, но воплощение элементарного инстинкта самосохранения. И  придется ли нам воспользоваться его услугами или нет, зависит, прежде всего, от эффективности государственной правовой системы… 

Я скучаю по себе самой», - говорит Эрика  полицейскому. Она права - со смертью игрушки, любимой черепашки, мечты или родного человека мы теряем себя, исчезаем, умираем и воскрешаем, повторяемся и ступаем на новый круг. И так до бесконечности,  ведь каждый раз в нас рождается новое «я», о котором мы не подозревали. Когда это происходит, возникают вопросы: что делать с собой новым и незнакомым,  можно ли преодолеть мрак в собственной душе, и как согреться воспоминаниями об утраченном счастье…


Рецензии