Никола - зимник

ДОМОВИТОВ     Николай  Фёдорович  родился  19 декабря 1918  года  в  Петрограде.  До  войны  закончил  машиностроительный  техникум,  работал  в  редакции  газеты  Каспийского  параходства.
В  1941  году  ушёл  на  фронт. Был  тяжело  ранен. 
Награждён  орденом  Отечественной  войны  2 степени  и  восемью  медалями.
В  1943 году  по  ложному  доносу  был  репрессирован.  После  десятилетнего  заключения  в  лагере  отбывал  пять   лет  поражения  в  правах  на  шахтах  Донбасса.  Работал  проходчиком,  монтажником,  после  реабилитации – снова  в  газетах. В  1961 году  окончил  заочно  Литературный  институт  им. А.М. Горького в  Москве
В  1969  году  переехал  в  Пермь.
  Член  Союза  писателей  с  1959 года.
Лауреат  областной  премии  им. А. Гайдара
Имеет  звание  «Заслуженный  работник  культуры»
На  1996  год  издано  26  сборников  стихов  и  прозы.
                «ПИСАТЕЛИ  ПЕРМСКОЙ  ОБЛАСТИ»
                Библиографический  справочник
                1996год



Первое  стихотворение  Н.Ф. Домовитова  было  опубликовано  в  1937 году…
Будучи  в  лагерях,  написал  стихотворение,  впоследствии  ставшее  поистине  народной  песней

             Дорогая, стоят  эшелоны,
Скоро,  скоро  простимся  с  тобой.
Пулемёты  поднял  на  вагоны
Вологодский  свирепый  конвой.
Нас,  безвинно  обиженных,  много,
Но  не  видит  никто  наших  слёз.
И  куда  поведёт  нас  дорога
Под  железную  песню  колёс?
Промелькнут  за  окошком  перроны…
От  конвоя  любовь  сберегу.
В  арестантском  промёрзшем  вагоне
Провезу  через  морок-тайгу.
Провезу  я  её  через  годы,
Через  зоны  больших  лагерей.
Не  видать  мне  тебя  как  свободы.
Если  вспомнишь  меня – пожалей.
Знаю  я,  далеко  нас  загонят,
Где-то  в  тундре,  в  жестокий  мороз
Без  молитвы  меня  похоронят
У  корявых  карельских  берёз.
И  тебе,  синеглазой  и  милой
Не  напишет  никто  из  друзей.
Ты  моей не  разыщешь  могилы,
Никогда  не  узнаешь  о  ней.
Только  ветер,  протяжный  и  хлёсткий,
Будет  выть  над  могилой  моей.
Только  горькие  листья  берёзки
Будут  плакать,  как  слёзы,  с  ветвей.

По  приезде  в  Пермь  Николай  Фёдорович  взялся  за     объединение  разрозненных  литературных  кружков.  Проводились  Мастер - классы,  обсуждения…  Большинство  нынешних  маститых  пермских   поэтов  прошли  через  это  горнило,  и  с  гордостью  называют  себя  учениками   Домовитова.
                ***
День  Николы – Зимника  выдался  действительно  зимним.  Покрытые  инеем  деревья  и  кустарники  вдоль  аллей  бывшего  училища   вертолётчиков    и  механиков  авиации   являли  собой  сказочную  картину. Но  вместе  с тем,  навевали  шквал   воспоминаний  о  былом  величии  знаменитого  когда-то  училища.  Уничтоженное  росчерком  пера,  выпустившее    поколение  механиков –авиаторов,  сражавшихся    на  полях  Великой  Отечественной,  взрастившее  не  одну  тысячу  выпускников,  училище  перешло  на  постперестроечные  рельсы.
 Сейчас  здесь  разместились  Социальный  институт,  колледж  ГУФСИН,  пара-тройка частных  фирм  и  школа  с допрофессиональной  милицейской  подготовкой. 
Именно  в  школу  и  приехали  мы,  по  приглашению  основателя  и  бессменного  руководителя,  Нины  Васильевны  Ивониной.
Мы –это:
 Фёдор  Сергеевич  Востриков,  поэт,  член  СП России,  руководитель  Литературной  студии  «Тропа»;
Александр  Алексеевич  Гребёнкин – поэт,  член  СП России  много  лет  заведовавший  отделом  пропаганды  и  информации  писательской  организации;
Ярослав  Николаевич  -  сын  Николая  Фёдоровича  Домовитова,  откликнувшийся  на  наше  приглашение  принять  участие  во  встрече. И  я – Сергей  Петров,  как  представитель  студии  «Тропа».
Под  громогласное: «Здравствуйте,  товарищи  поэты!», занимаем   гостевые  места  за  столом.   На  правах  старшего   вечер  открывает  Александр  Алексеевич  Гребёнкин.  Грань  недоверия  и  отчуждённости   постепенно  тает,  когда  начинается  чтение  стихов.  Дрогнул  звонкий  голосок  юной  восьмикласницы дойдя  до  строчек  стихотворения  «Мачеха»:
«…Но  как-то  раз,  упав  с  берёзы,
Лежал  я  в  гипсе  и  в  бинтах…
И  в  первый  раз  увидел  слёзы
На  добрых  тётиных  глазах,
Увидел  в  них  и  боль  и  муку…
Когда  ушел  от  койки  врач,
Нашел  я  ласковую  руку
И  молвил:
          - Мама,  ты  не  плачь!..
Потом  я  бредил  до  рассвета,
Казалось  мне  во  тьме  ночной,
Что  это  мать,  сойдя  с  портрета,
Склонилась  низко  надо  мной.»
  …Ярослава  Николаевича   слушали    затаив  дыхание,  боясь  пропустить,  что-нибудь  очень  важное  из  биографии  поэта.    
Фёдор  Сергеевич  раскрывает  ещё  одну  грань  в  стихах  Домовитова – Гражданственность.  Причастность  ко  всему  происходившему  и  происходящему. И  звучат  строки  из  стихотворения «Россия»,   ставшие  классическими:
     «Я  молод,  мне  счастья  не  надо  иного,
Мне  всё  в  этом  мире  пока  по  плечу.
Ударив  нагайкой  коня  вороного,
С  друзьями  лихими  в  сраженье  лечу.
А  конь  подо  мною  храпит  очумело,
В  глазах  его  пляшет  кровавая  муть.
Со  звоном  встречает  калёные  стрелы
Моя  защищённая  латами  грудь…»
А  затем  Фёдор  Сергеевич  читает  своё  стихотворение,  памяти  Домовитова.  Но  эпиграфом  стоят  незабываемые  строки  стихотворения поэта  «Убежать  бы  мне  в  юность»:
«…Убежать  бы  к  друзьям  мне.
 А  я  не  могу –
Я  живой,
А  друзья – из  гранита»
…  завершает  вечер  голос ветерана   краевого  радио «Т-7», Григория  Степановича  Барабанщикова  стихами  «Песня  о  песне», а   так же  голос самого  Николая  Фёдоровича,  записанный    на  Юбилейном  вечере  писательской  организации:
«Обижаться  на  Родину  глупо.
Я  просить  у  ней  много  не  стану.
Пусть  тарелку  бесплатного  супа
В  День  Победы  нальёт  ветерану.
Я  в  глазах  её  вижу  укор
И  от  этого  взгляда  немею:
Только  в  том,  что  я  жив  до  сих  пор –
Только  в  том  виноват  перед  нею!
И  становится  больно  порой,
Что  не  так  свою  жизнь  мы  прожили…
Лучше б  мне  в  41-м  под  Мгой
В  безымянной  остаться  могиле…»
…  Крупные  снежинки  засыпали  дорожки  аллей  бывшего   училища.   Мы  уезжали,  под  дружное  ребячье  «До  свидания!».  Поймут  ли  они  те  боли  и  радости,  которыми  жило  старшее  поколение?  Дети  нынешние.  Дети  тех,  чьи  родители  не  на  словах,  в  мирное  время,  смотрят  в  глаза  смерти.  Немало  среди  ребят  и  тех,  кто  потерял  одного из  родителей  в  горячих  точках,  куда  в  командировки  отправляются  сводные  отряды  милиции. 
Заканчивается  короткий  зимний  день  19  декабря  2008 года.  День  Рождения  маршала  Поэзии  Земли  Пермской – Николая  Фёдоровича  Домовитова.
По  народному  календарю -  Николы-Зимника.


Рецензии
Ух ты!!!!! Сердце сжалось от строчек поэта. Какая силища! Вот Вам спасибо, товарищ! За Николая Фёдоровича спасибо. Теперь и я его знаю. Замечательный поэт. Тяжёлая судьба. И как хорошо, что на родной земле поэта чествуют и знают

Зеленый Ил   29.10.2011 18:27     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку!

Сергей Петров 13   29.10.2011 21:10   Заявить о нарушении