Четыре вечера, или курортный роман в диалогах

Надежда Карманова - Юрий Басин



Вечер первый

- Добрый вечер, вы не возражаете, если я присяду здесь на скамейке?

- Не возражаю. Пожалуйста.

- Спасибо! Я наблюдал за вами минут десять, и мне показалось, что вы интересуетесь одним из окон нашего пансионата. Смею предположить, что вон там на третьем этаже, с задёрнутой сиреневой шторой. Правильно?

- Да, это так.

- Ну вот видите, я угадал. Значит мы с вами друзья по несчастью. Меня интересует вон то окно на четвёртом этаже правее вашего, тоже с задёрнутой шторой. Когда её раздвинут, я смогу войти к себе в номер. У вас тоже такая ситуация? Соседка привела кавалера?

- Да.

- А мой сосед привёл даму, и попросил меня часок подышать свежим воздухом. Но он такой бугай, что ему одного часа мало, так что я уже второй час дышу. Простите, ничего, что я так откровенно?

- Ничего, валяйте дальше со всей прямотой солдата. Только я не считаю это маленькое счастье ближнего своим несчастьем.

- Вы мне нравитесь всё больше и больше. Разрешите представиться. Меня зовут Сергей Алексеевич, мне 50 лет. И вы правильно догадались, что я солдат. Точнее, отставной военный моряк, живу в Севастополе. Приехал сюда в Сочи на 10 дней по курсовке. Мучает поясничный радикулит, мне трудно долго стоять, поэтому я попросился к вам на ваш НП.

- Меня зовут Марина Алексеевна, будем знакомы. А что такое НП?

- Наблюдательный пункт. Знаете, я тут прохожу уникальное лечение местными лечебными илами в сочетании с мацестинской водой. Вы, простите, тоже на лечении?

- Нет, я приехала на семинар по бухгалтерским проблемам, москвичи организовали. Ну заодно и отдохнуть немножко. Никогда не бывала на море, так сложилось. Мне даже жалко тратить время на сон - хочется впитать этот дивный южный вечер, чтобы долгими зимними вечерами…

- У вас романтическое настроение. Я за вас искренне рад. Очень противно быть старым и больным.

- По-моему, вы кокетничаете. Разве 50 - это возраст для мужчины? Вот подлечите вы свою поясницу, и настроение ваше изменится.

- Вы очень добры. Вы знаете, я тут в этом пансионате живу уже три дня, и в первый же день обратил на вас внимание. У вас очень хорошее, доброе, открытое лицо. И вы вся очень цельная, гармоничная. Одежда, походка, всё в вас гармонично.

- Я тоже вас заметила. Наверное, потому что вы обратили на меня внимание. Знаете, женщины это чувствуют кожей. Спасибо за комплимент - изысканно и красиво.

- Нет, это не комплимент и не дань приличию. Я говорю то, что думаю. Вы мне сразу понравились. Скажите, а женщине легко вот так взять и привести на часок незнакомого мужчину к себе в номер гостиницы? Или придти к нему в номер? Ничего, что я вам задаю такой вопрос? Если я задам такой вопрос своей жене, она сразу насторожится и решит, что я её в чём-то подозреваю.

- Знаете, женщины разные бывают, впрочем как и мужчины. И обстоятельства разные случаются. И вообще - не судите, да не судимы будете.

- Да, женщины конечно разные, в этом нет сомнений, но у всех женщин, как и мужчин, есть что-то общее, заложенное природой. Общее свойство всех женщин мужики обычно выражают грубой фразой: "Все бабы ... !" Ну сами знаете, на букву "Б". Я бы нашёл более мягкий эвфемизм, и сказал бы, что все зрелые женщины осознанно или неосознанно хотят, чтобы все мужчины без исключения их хотели. Хотели физически. А они будут выбирать себе партнёра. Может быть, нескольких. Я не прав?

- Думаю, что не правы. Женщины делятся на две категории – матери и любовницы. Вы каких предпочитаете? Ладно, не смущайтесь, я пошутила. Всё это не так прямолинейно и однозначно. А потом не забывайте, что женщина выбирает потому, что именно на неё Господь Бог возложил ответственность за потомство, за его качество, если угодно. Так что примите это как данность, и не завидуйте соседу.

- Да я ему и не завидую! А вам спасибо за откровенность. Я очень рад, что вас встретил. Мне ещё ни разу не приходилось так спокойно разговаривать с женщинами о таких пикантных вещах. Все сразу либо фыркают, изображая из себя недотрог, либо чуть ли не предлагают себя в сексуальные партнёрши.

- Давайте на этом остановимся, чтобы завтра не сожалеть о сказанном. Если бы мы с вами были давними друзьями, можно было бы порассуждать "о свойствах страсти", как писал Пастернак. Впрочем, вы и сами можете подумать на эту тему, раз уж она вас настолько интересует, что вы заговорили об этом с незнакомым человеком. Но извините, мне пора. Если представится случай, я могла бы рассказать кое-что о природе женской сексуальности. Возможно, это изменило бы ход ваших мыслей. Все наши горести и беды растут по большей части из невежества и нежелания понять партнера.

- Ну, с последним вашим утверждением трудно спорить. Ага, вот и моё окошко открылось! Видите тот поясной портрет в оконной раме? Это мой сосед по комнате. Мне надо зайти к себе кое-что взять, и уже пора поторопиться на вечерние процедуры. Давайте завтра встретимся. Мне не терпится выслушать ваш рассказ о женской сексуальности. А сейчас спокойной вам ночи.

- И вам приятных снов. До завтра.

Вечер второй

- Добрый вечер, Марина Алексеевна! Спасибо, что пришли! Вы знаете, я хотел встретиться с вами не дожидаясь назначенного времени, но мне неудобно было стучаться в вашу комнату и объясняться с вашей соседкой, если дверь откроет она, а не вы. Я со вчерашнего вечера чувствую себя неловко, и хотел извиниться перед вами за свои некорректные суждения о женщинах. Я позволил себе наговорить лишнего. Наверное я был как-то нехорошо возбуждён, раздражён этой ..., даже не знаю как назвать, акцией своего соседа по комнате, да и ваша соседка добавила.

- Добрый вечер! Не стоит извиняться. Вы, слава Богу, не успели сказать нечего такого, за что действительно надо было бы извиниться. У всех нас бывают минуты раздражения, просто я подвернулась вам под руку. Будем считать инцидент исчерпанным. Как ваша поясница?

- Спасибо, мне кажется, что она болит всё больше и больше. Но врачи мне объясняют, что это естественная реакция на лечение. Мне даже пропели песенку из какого-то детского фильма про доктора Айболита: "Это очень хорошо, что пока вам плохо!" Будем надеяться, что не станет хуже, чем было. Да Бог с ней, с поясницей! Вы обещали рассказать мне историю о свойствах женской сексуальности. Не передумали?

- Передумала. Я боюсь, что нас занесёт слишком далеко.

- Вы меня разочаровали! Но что поделать! Степень дозволенности определяет женщина. Давайте сменим тему. Что вы успели посмотреть в Сочи? Посоветуйте, куда мне сходить. Я был до этого в Сочи только один раз, да и то за пределы порта не выходил.

- Да, вы правы - дистанцию определяет женщина, а мужчина проверяет её "на всхожесть", как любил говорить мой муж. В Сочи я увидела главное - море. Вчера я даже тонула в пяти метрах от берега - мимо пронеслась какая-то штуковина, наверное это называется водный мотоцикл, я точно не знаю. Вот меня и накрыло волной. Ноги перестали чувствовать дно, я и запаниковала. В результате нахлебалась воды. Я ведь не умею плавать. А ещё я увидела настоящие пальмы, и кипарис растёт прямо под окном. А вот там, в конце аллеи, есть магнолия, и представляете, на ней есть цветы! А по дороге к морю растёт гранатовое деревце с плодами. Правда, они ещё маленькие и зелёные. Видели?

- Я среди всего этого живу. И всю жизнь с морем. Родился у моря, рос у моря, профессия была морская, и доживаю свой век у моря.

- Нет, ну вы невыносимы! Строите из себя старика! Но погодите! Сейчас 1993-й год. Если Вам 50, то вы родились во время войны. Ваш отец не воевал?

- Воевал с первых дней войны и до Победы. Я понимаю ваш вопрос. Нет, я сын своего отца, и больше никого другого. С моим рождением произошла такая история. Мои родители перед войной жили в Севастополе. В самом начале войны отца мобилизовали, а маму вместе с заводом, где они с отцом работали, эвакуировали в город Поти, это такой порт в Грузии.

- Да, я знаю.

- Когда отца тяжело ранило под Севастополем, его вместе с другими ранеными перевезли в трюме танкера в Туапсе, а оттуда в госпиталь в Моздок. Отец написал маме из госпиталя письмо. Мама получила его через считанные дни, почта работала тогда очень быстро. Она рванулась в Моздок к отцу, преодолела все преграды, и ухаживала за отцом и другими ранеными до полного выздоровления отца. Перед выпиской из госпиталя и отправкой на фронт у отца с мамой была возможность несколько дней побыть наедине, они сняли комнатушку недалеко от госпиталя. Мама понимала, что может больше не увидеть отца, и хотела оставить его копию. Так родился я. А отец воевал ещё в очень опасных местах, и не только остался жив, но даже не был больше ранен.

- Романтическая история! У вас замечательная мама. Мой отец тоже фронтовик, пошёл добровольцем в 17 лет. Был ранен в ногу, с большим опозданием попал в госпиталь, и заболел столбняком. Семья получила похоронку, но он выжил. У меня чудесные родители, но они настолько разные, что мне до сих пор странно, как они уже больше сорока лет живут вместе.

- Вы сказали о своём муже в прошедшем времени. Могу я спросить, что с ним?

- Он умер три года тому назад.

- Я сожалею. Вы его любили?

- Конечно. Несмотря ни на что. Иначе брак теряет смысл. Ведь так? Вот вы же любите свою жену?

- Да, я люблю свою жену.

- И она любит вас.

- Она ко мне хорошо относится.

- Блестящий ответ! В вашем понимании это одно и то же?

- Нет, не одно. Курт Воннегут писал, уж не помню где, "не надо меня любить, лучше относись ко мне хорошо". Любовь - это страсти, ревность, скрежет зубовный. А хорошие отношения - это примерно то, что у нас сейчас с вами.

- Спасибо, но позвольте возразить. Вы, как и большинство мужчин, отождествляете страсть и любовь. Страсть, ревность и зубовный скрежет - всё это, так сказать, побочные эффекты. Когда мужчина говорит, что женщина к нему хорошо относится, он явно не уверен в том, что она его любит. Вот вы сейчас сказали, что у нас с вами складываются хорошие отношения. Но ведь эти отношения ничего общего не имеют с любовью.

- Не станете же вы утверждать, что вчерашние альковные истории имеют отношение к любви?

- Нет, утверждать не стану. Скорее - это акт отчаянья, попытка обрести нечто, хотя бы отдаленно напоминающее любовь. Впрочем, жизнь полна неожиданностей. Как знать, во что может перерасти банальный курортной роман.

- Я вас окончательно перестаю понимать.

- Неважно. Я и так, кажется, перешла границы дозволенного. Расскажите лучше какую-нибудь занимательную морскую историю.

- Все занимательные морские истории произошли во времена парусного флота, и описаны Станюковичем. Профессия моряка, тем более военного - это скучная профессия. Рутинная служба. И даже присутствие в ней столь любимого вами моря нисколько не придаёт ей романтики. Когда я учился в военно-морском училище на штурмана, я очень любил всё связанное с этой специальностью, действительно полной романтики. Но когда закончил училище и началась служба, или даже раньше, во время практики на кораблях, я понял, что романтическая часть флотской жизни составляет её ничтожную долю, а всё остальное - серые будни. Кстати, жёны моряков очень быстро начинают понимать, что их любимые мужья, в недавнем прошлом такие лихие курсанты в бескозырках и гюйсах, покорившие их сердца, на самом деле просто скучные, совершенно не интересные люди.

- Собственно, другого ответа я и не ждала. Мой муж тоже никогда не рассказывал о службе. Да, в некотором смысле он был вашим коллегой - кадровым офицером. Только рано в отставку ушел.

- Однако мне придётся прервать наш захватывающий разговор на самом интересном месте, и попрощаться. Я не могу пропускать свою процедуру. До завтра!

- Только один вопрос. Можно? У меня сложилось впечатление, что вы под благовидным предлогом необходимости процедур прерываете нашу беседу каждый раз, как только она начинает касаться чего-то значимого для вас. Не отвечайте - вопрос риторический. Спокойной ночи.

Вечер третий

- Добрый вечер, Марина Алексеевна! Вы не представляете, как я рад вас видеть. Я начинаю уже ощутимо по вам скучать. Прямо с утра просто физически чувствую ваше отсутствие, как будто недостаток кислорода в атмосфере. Вы когда-нибудь были высоко в горах? Там такое же ощущение при кислородном голодании.

- Добрый вечер, Сергей. Давайте без отчества, тем более, что оно у нас с вами одинаковое. Вы знаете, я тоже ждала встречи с вами. Ну, может быть не чувствовала кислородного голодания, но тоже было ощущение нехватки чего-то важного. Но вы однако чем-то обеспокоены!

- Как вы догадались?! Вы очень проницательны. Да, меня действительно очень беспокоят события в соседней Абхазии. Вы конечно знаете, что там уже целый год идёт война. По местному телевидению дают очень мало информации о тамошних событиях, а передач абхазского телевидения наш телевизор в пансионате не принимает. Говорят, оно работает откуда-то из района, не занятого грузинскими войсками, но видимо там маломощный передатчик. У меня в Сухуми есть друг, он капитан научного судна какого-то морского исследовательского института, расположенного в городе. Ничего не могу о нём узнать. Я сегодня ездил на границу с Абхазией, там есть КПП, через который проходят беженцы, и разговаривал с ними. Но они в основном из районов, пограничных с Россией, и не знают ничего о положении в остальной части Абхазии. Мне удалось только узнать, что все суда и прогулочные катера грузинские военные захватили и угнали в Поти.

- Всё это очень печально,  если не сказать - ужасно. Я никак не могу поверить, что в нашей стране стали возможны подобные войны. Как-то не укладывается всё это в моей голове.  Вы что-то намерены предпринять? Если честно, мне бы очень этого не хотелось. Не смотрите на меня так. Я - женщина, и я боюсь войны, видимо, это на генетическом уровне. И никого не хочу провожать на войну.

- Вы обо мне слишком хорошо думаете. С моей стороны это конечно было бы мужским поступком, но у меня нет никакого желания воевать ни за тех, ни за других. У меня есть к вам предложение: если у вас  сегодня вечер свободный, давайте пойдём на море. Вы ещё не купались в море ночью? Нет?!! Сейчас август, вода тёплая и фосфорится. Это просто сказочное зрелище! Если хотите искупаться, наденьте купальник и возьмите полотенце, а я пойду надену плавки. Я не дам вам утонуть, я плаваю с трёх лет, отец научил.

- Нет, давайте обойдёмся без купания. Я с удовольствием прогуляюсь с вами к морю, но заходить в воду мне не хочется. Мне вполне достаточно купаний по утрам. Я хожу к морю рано утром, когда все ещё спят. Встаю около пяти часов, и потихоньку иду на море. У нас в это время уже десять, я не могу так долго спать. На море сказочно хорошо: только начинает светать, вода как зеркало и пахнет свежестью, над головой половинка луны. И на пляже никого нет - можно спокойно раздеться. Да, а как же ваши процедуры?! Думаю, вам не стоит ими пренебрегать.

- К чёрту процедуры, завязываю с этой фигнёй. Начну, как раньше, плавать по часу в день в любую погоду, все болячки пройдут. Это я опустился, совсем скис. Ну что, пойдёмте? Что сегодня будет темой нашего разговора?

- Расскажите побольше о себе. Раз вы не хотите рассказывать мне романтических морских историй, расскажите какую-нибудь романтическую историю о ваших любовных победах. У вас их было много?

- Я не знаю, что считать любовными победами. Я предпочёл бы, чтобы у меня была одна победа - и на всю жизнь. Я по своей природе однолюб.

- Но ведь вы женаты, разве это не та самая ваша единственная победа?

- Знаете, мне бы не хотелось говорить о жене. Расскажите лучше о своём муже. Вот вопрос: за что вы его полюбили? Он долго ухаживал за вами? Судя по вашей осторожности в разговорах со мной, он вас долго осаждал, вы колебались, сомневались...

- Он меня совсем не осаждал. Он как Цезарь - пришёл, увидел, победил.

- И вы сдались без боя? На вас это не похоже.

- Это была романтическая история. Но романтика - скоропортящийся продукт. Как шампанское - сначала праздник, а утром думаешь – эх, зря. Знаете, давайте закроем эту тему. Вы же не хотите рассказывать о своей жене. Мне тем более не хочется рассказывать о своём покойном муже. О мёртвых либо хорошо, либо никак. Я перевернула эту страницу своей жизни. Всё.

- Но вы по нему тоскуете?

- Нет, у меня здоровая психика, я с этим давно справилась. Здесь другое… Понимаете, была жизнь.  Да, тяжёлая, да, с проблемами, но тем не менее очень насыщенная и заполненная до отказа. И вдруг, в один миг, все изменилось. Сын вырос и уехал учиться, мужа не стало. Даже собака, и та умерла от старости. Осталась только работа. Иногда просыпаюсь ночью, брожу по большой пустой квартире, а в голове одна мысль, как гвоздь – зачем мне всё это? Короче, "земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Смысл жизни утерян, а жить без смысла, оказывается, очень трудно. Ну что, нагнала я на вас тоску? И зачем я всё это вам говорю? У вас своих проблем хоть отбавляй. Давайте возвращаться, уже поздно, и ветерок поднимается.

- Ещё один вопрос. Простите если он покажется вам нескромным. Не поверю, что за всё это время, при вашей внешности и уме, у вас никого не было.

- Ваша воля - не верьте. Пока была мужней женой, даже в голову не приходило, да и не до того было. А как овдовела… была такая мысль, не скрою. И желания появлялись. Но как-то не случилось. Однако хорошо, что мы с вами не затеяли купание. Смотрите, какие волны поднялись. А как вы собирались меня спасать, если бы я начала тонуть?

- Как обычно спасают. Оглушил бы ударом кулака по голове, перевернул бы на спину, и тянул до берега за волосы.

- Господи! А иначе нельзя?

- Иначе вы уцепились бы за меня, и мы потонули бы оба. Это конечно очень романтично, но не имеет смысла, если мы с вами оба собираемся жить дальше.

- Я подумаю над этим. Спасибо за приятную прогулку. До завтра!


Вечер четвёртый

- Марина, добрый вечер! Когда вы уезжаете?

- Уже скоро. Всё хорошее заканчивается быстро. Сегодня были последние занятия семинара. Но у меня есть еще несколько дней отпуска.

- Несколько - это сколько?

- Я не была в отпуске больше пяти лет, поэтому мне предоставлена относительная свобода до квартального отчёта. То есть, я могу и месяц здесь побыть. Но я столько отдыхать не выдержу. А в чём собственно дело, почему вы спрашиваете? Что-то случилось?

- Марина, выслушайте меня, и не торопитесь возражать. Я предлагаю вам поехать со мной в Крым. Прямо сейчас. У меня в Кореизе, в тихом местечке, есть знакомая бабулька, у которой я каждый год в сентябре-октябре снимаю в доме комнатушку, чтобы пожить одному, почитать книги, посидеть на море. Оно в двух шагах от дома. У бабушки можно снять ещё одну комнатку. В ней будете жить вы. Обещаю вам, что с моей стороны не будет никаких домогательств. Просто встречи, прогулки по окрестным дорожкам, вечера на море. Разговоры обо всём. У меня хватит денег, чтобы жить там вдвоём безбедно хоть всю оставшуюся жизнь. Соглашайтесь!

- Сергей Алексеевич, денег и у меня хватит, не в них проблема. То, что подобные предложения не делают порядочной женщине на третий день знакомства, вы, надеюсь, понимаете. Но и это не так важно. В конце концов, у меня настолько железобетонная репутация, что её давно уже пора подпортить. Совершенно ясно и то, что мы с вами долго не выдержим предлагаемых вами детских отношений. Да я же первая и не выдержу! Знаете, меня даже наличие у вас жены не останавливает. Я уже поняла по вашим недомолвкам, что у вас с ней практически нет никакой близости, что вы давно друг к другу равнодушны, и каждый из вас живёт своей жизнью. Очень знакомо! Думаю, что вы давно уже решили бы эту проблему по-мужски, если бы не закисли и не стали выдумывать себе болячки. Так что здесь моя совесть спокойна. Вы уж извините, что я так по косточкам разбираю ваше предложение. Вы знаете, нечто подобное я от вас  ожидала, но во-первых не так быстро, а во-вторых - не с таким напором. Ждала и боялась одновременно, не зная, что вам ответить…

- Марина, если вы откажетесь, это для меня будет конец всему. У меня уже были приступы тяжёлой депрессии, и я их очень боюсь. Ну кому будет польза от того, что я однажды напьюсь и наложу на себя руки?

- Ну-ну, Сергей Алексеевич, успокойтесь, вы же мужчина! Я вам ещё не отказала. Просто я пытаюсь посмотреть на ситуацию с разных сторон. Вы же понимаете, что в случае моего согласия мы оба  принимаем на себя определенные обязательства. Стоп, кажется я поняла, что меня удерживает. Вспомнила ваше выражение лица в тот первый вечер, когда мы сидели с вами на скамейке, и вы заговорили о том, легко ли женщине придти в номер гостиницы к незнакомому или малознакомому мужчине. Если я соглашусь, не будет ли у вас такое же выражение лица через месяц, когда вы вспомните меня? Не надо отвечать, этот вопрос я задала собственно не вам, а самой себе. Ваш ответ я знаю. А еще я знаю, что ваше выражение лица будет зависеть от того, как сложатся наши отношения в дальнейшем.Ладно, была-не была, что нам терять, кроме своего одиночества, правда же? Зажмурю глаза - и с обрыва вниз головой! С вами мне почему-то не страшно... Я согласна. Когда едем?

 - Маринушка, милая, счастливей меня нет на свете человека! Иду узнавать, когда ближайший рейс теплохода. Сутки плавания - и мы в Ялте!

- Никогда не плавала по морю на теплоходе! А я пошла давать телеграмму. Сколько просить отпуска?  А-а-а-а! Гулять, так гулять!! Квартальный сделают без меня, а я его еще успею сдать, пусть поработают! Но это будет бооольшая неожиданность для моих коллег!

"прошу оформить отпуск 31 октября включительно марина алексеевна"


Рецензии
Не верится. что он у бабульки не будет Марину домогаться. Мило врёт. Я бы на его месте домогался. "Профессия моряка, тем более военного - это скучная профессия. Рутинная служба. И даже присутствие в ней столь любимого вами моря нисколько не придаёт ей романтики". Не знаю, мне романтики даже не хватало. Настолько всё было интересно. А море я люблю и сейчас.Я бы и сейчас вернулся туда в военно-морскую жизнь. С уважением,

Юрий Ткачев   12.10.2011 18:19     Заявить о нарушении