Старший матрос Юрий Селивестров

25 лет назад в жизни нашей семьи произошло ужасное событие. 2 сентября моя мама получила телеграмму от своей сестры из Самтредия – небольшого городка, железнодорожного узла в Западной Грузии: «Юра погиб Витя улетел Владивосток Нюся».
В первый момент мы не поверили, ибо Юрке, моему племяннику, сыну моего двоюродного брата Виктора, 27 августа 1986 года исполнилось всего 19 лет. Мы знали, что он служит во флоте, на Тихом океане. В первый момент мы подумали было, что все это как-то связано с гибелью теплохода «Адмирал Нахимов». Но где Новороссийск, а где - Тихий океан...
На следующий день я приобрел билеты на поезд в Самтредия, и в пятницу 5 сентября выехал в этот маленький городок вместе с мамой. На рассвете 6 сентября мы оказались в этом городке.
Старший брат Юры (Вова родился в 1966 году, полутора годами раньше Юры) сообщил мне о том, где погиб его брат, согласно информации командования флота. По официальной версии, этот юноша, никогда и ничем не болевший (даже простудами) умер от сердечного приступа. Привезли его в цинковом гробу. Ведь, согласно той же версии, погиб он 29 августа, а вести «груз 200» в слишком цивильном виде никто не позволил бы...
Тело Юрика было доставлено на военном самолете на соседний с Самтредия военный аэродром Копитнари, где мой двоюродный брат Виктор работал техником-механиком, ибо меньше чем за неделю поездом из Владивостока до Грузии не добраться.
Капитан-лейтенант, сопровождавший гроб, был серьезен, печален и ни на какие  вопросы не отвечал. Единственное, что удалось выудить у него – признание типа «Такой случай произошел впервые за 12 лет моей службы на Тихом океане». Хотя и не очень верится. Впрочем, никто не знает, что имел в виду капитан-лейтенант, говоря  о «таком случае».
Да еще удалось получить от него экземпляр газеты Краснознаменного Тихоокеанского флота СССР «Боевая вахта» за №207 (15469) от 4 сентября 1986 года, что еще раз подтверждает доставку тела Юры в Грузию на самолете.
Вот эта статья в рубрике «Военкоры сообщают» под названием «Служит примером»: «С первых дней службы в части комсомолец старший матрос Юрий Селевестров  /даже фамилию умудрились переврать - Ф.У. / показывает высокие результаты в боевой учебе, освоении вверенной ему техники и оружия. Одним из первых в экипаже он сдал зачеты на самостоятельное несение вахт, стал специалистом повышенной классности. Но на этом военный моряк не остановился. Показывая высокие технические знания и навыки моториста, Юрий настойчиво овладевал второй воинской специальностью — радиометриста. Сейчас старший матрос Ю. Селевестров успешно может работать по двум специальностям. Не раз, даже в очень сложных условиях, он перекрывал нормативы эксплуатации техники.
Но все же основное внимание старший матрос Ю. Селевестров уделяет своему заведованию. По личной инициативе Юрий в свободное от занятий и вахт время отремонтировал и ввел в строй восемь единиц техники, что позволило создать на боевом посту значительный резерв.
Принимая  активное участие в общественной жизни экипажа, комсомолец Юрий Селевестров лидирует в социалистическом соревновании. Он всегда оказывает помощь своим сослуживцам в обслуживании техники.
В комсомольской организации Юрий Селевестров — один из передовых воинов. В период работы XXVII съезда КПСС военный моряк взял повышенные социалистические обязательства, и сейчас, показывая личный пример, успешно их выполняет. Нет сомнения в том, что рубежи, которые он наметил, будут взяты.
Старший лейтенант А.Чижков»
Эта статья вышла в свет уже после смерти Юры... И даже не удосужились проверить и сохранили лицемерно пожелания будущих успехов...
В тот же вечер я отправился домой в Тбилиси, даже не оставшись на похороны – дома меня ждала жена с двумя маленькими детьми (дочке к тому времени не было и 6 месяцев)...
Хоронил Юрку весь гарнизон Копитнари и чуть ли не весь город. Из Поти приезжали люди, ибо он кончал Потийскую мореходку. На кладбище был артиллерийский салют... Все родные и близкие, друзья и однокашники рыдали, но что можно было сделать...
10 сентября моя мама вернулась из Самтредия. Вскоре родители Юры с младшим сыном Эдиком уехали на постоянное место жительства в Ростовскую область (и лет 15 назад я потерял с ними связь), Вова отправился в приволжский Чапаевск, а в конце 1999 года скончалась так и не примирившаяся с потерей внука его безутешная бабушка Анна (Нюся)...
С тяжкой потерей не смирились и мы, тбилисские родственники. Юра был ершист и очень самолюбив, и поэтому его старший брат - спокойный, уравновешенный Вова - нам импонировал больше. Но у Юры было больше, чем у старшего брата, амбиций! Впрочем, оба его брата состоялись как хорошие люди – и кадровый офицер Владимир, отец 4 детей, и младший Эдуард – механизатор.
Они пытались выяснить причину смерти Юры, но всегда натыкались на глухую стену молчания.
Все это время я тоже пытался разгадать тайну гибели моего племянника. Ибо поверить в версию сердечного приступа я, естественно, не мог. И даже несколько раз писал письма во Владивосток, оказавшийся в чужой стране.
Так, 28 ноября 2009 года я отправил по мейлу письмо помощнику командующего Тихоокеанского флота РФ по связям с общественностью и СМИ, начальнику службы информации и общественных связей, капитану 1 ранга Мартову Роману Геннадьевичу (690100, Владивосток-100, ул. Посьетская 22, press-tof@mail.ru) письмо следующего содержания:
«Уважаемый Роман Геннадьевич! Понимаю, что уважить мою просьбу почти невыполнимо, но тем не менее - обращаюсь к Вам. Я - журналист и писатель-любитель. Хочу узнать подробности трагической кончины моего племянника - старшего матроса Юрия Викторовича Селивестрова (27 августа 1967 года, Самтредия, Грузия - 29 августа 1986 года, Дальний Восток, Российская Федерация), погибшего при выполнении навигационно-гидрографического обеспечения на развернутом посту "Перевал" на острове Чихачева в заливе Ольги. Служил он в воинской части 40087 на должности моториста РНП-1.
Несмотря на тогдашнюю гласность и перестройку, никаких подробностей от офицера, сопровождавшего цинковый гроб с телом моего родственника, получить не удалось. Через несколько дней после гибели Юры в газете "Боевая вахта" (№207/15469), в четверг 4 сентября 1986 года появилась заметка о нем, написанная корреспондентом, старшим лейтенантом А. Чижковым, еще при его жизни, о том, что Юра является передовиком социалистического соревнования. Заранее благодарен за любую информацию.
С уважением - Филипп Улановский, двоюродный брат Виктора Селивестрова - отца Юры».
 Понятно, что ни ответа, ни привета на это мое послание (как и на послания советской перестроечной эпохи и эпохи независимой России) не последовало.  Тем более, что письмо было написано всего через год после августовской войны между Грузией и Россией. Так что не удивительно, что российский чиновник от флота не захотел иметь никаких контактов (даже виртуальных) с искателем истины 23-летней давности из вражеской страны.
Потому в таких условиях остается простор для домыслов. А простор огромный, ибо ни в СССР, ни в России людей не ценят и за людей не считают. Можно вспомнить Чернобыль и Беслан, подлодки «Комсомолец» и «Курск», еще многое...
Особенно с этим привычно в армии. После каждых учений недосчитываются нескольких десятков человек, и это – в порядке вещей... Естественная убыль... Так было всегда, а особенно – во время учений в тяжелых природно-климатических условиях – в горах, пустынях, на море, при форсировании больших рек... Правда, об этом не пишут...
В те дни, когда Юры не стало, на Тихоокеанском флоте проходили очередные стрельбы. Так что вполне возможно, что ракетный крейсер жахнул по посту «Перевал». И вероятность того, что моторист и радиометрист Юра Селивестров мог случайно оказаться накрытым залпом крейсера – совершенно не исключена...
Есть и другие версии, еще более фантастические. Никому из нас неизвестно, служил ли Юра на воде или под водой. А американцы не раз подкладывали специальные устройства для прослушки подводных кабелей. Об этом не раз писалось в специальной литературе. Возможно, что Юра наткнулся на такое устройство и подорвался на нем...
Или произошло столкновение с вражескими диверсантами в том же заливе Ольги... Но почему же тогда ему не дали Героя?


Рецензии
Филя! Как тяжело такое читать! И все тайны накручивают! Зачем?

Нина Изюмова   27.09.2011 17:29     Заявить о нарушении
А черт их знает, Ниночка! Круговую оборону держат, чтобы остальные занимались криптоисторией... Так у них принято!

Филипп Улановский   27.09.2011 20:41   Заявить о нарушении