Нищий

                Лишь музыка – струна моей души,
                Ведь краски не всегда ярки, свежи
                И хочется  кричать: дыши, люби,
                Как на портрете лица все живы.

               




               

               


 Жара. Солнце отражается в стеклах проезжающих мимо машин. Люди идут, уже не разбирая пути, опьянённые небывалым июньским  зноем. Все дела давно вылетели из их измученных духотой голов, в которых поселилась теперь лишь одна мысль – поскорее укрыться от этой кошмарной погоды. Анастасия Венцковская устало бредёт среди прохожих, страдая от жары больше всех. Это неудивительно, ведь её строгая черная форма притягивает солнечные лучи, что, несомненно, только ухудшает положение. Несмотря на измотанность и то, что одежда девушки обвисла бесформенной черной массой, из-за чего весь наряд приобрел  крайне удручающий вид, мысли  в её голове, то жизнерадостные, то грустные, лихорадочными шариками пинпонга стучали по черепной коробке.
«Последний экзамен сдан, я свободна, – думала Анастасия, – вот только нужна ли эта свобода? Хотя, мне ещё только предстоит  творческий конкурс  по рисованию, если, конечно, не откажусь от него и осмелюсь сказать родителям, что собираюсь стать художником.  А почему нет?  Ведь это моя жизнь, и я могу выбирать, как её прожить. Неужели я сдамся, откажусь от своей мечты, уступлю, стану каким-нибудь юристом – экономистом  и буду работать в такой скучной, унылой  профессии, выполняя рутинные офисные поручения занудливого начальника? Нет –  это не для меня. Я не могу работать только ради денег и престижа, не получая при этом внутреннего самоудовлетворения. Или могу? Может быть, все мои нынешние стремления – всего лишь юношеский максимализм, и пустые романтические грёзы, которые  никогда не осуществятся? А вдруг выяснится, что я бездарный  художник? Не хочу потом оказаться на обочине жизни, не желаю тратить своё время понапрасну. А может, наоборот, я создам новое представление о мировой живописи, подниму искусство на новую ступень развития, стану родоначальницей собственного художественного стиля, а потом мои ученики будут продолжать эти традиции и тоже внесут нечто оригинальное  и невообразимо-прекрасное  в наш мир посредством своих картин? Нет, стоп. Всё это бред. Пора спустится с небес на землю, а то так и до мании величия дойти можно. Можно мечтать, но  не нужно отрываться от реальности. На данный момент, мне необходимо решится  на серьёзный разговор с родителями, убедить их, что рисование – дело всей моей жизни и, наконец, успешно пройти творческий конкурс.  Строить планы, а если быть  честной, мечтать о покорении мировой живописи, можно всегда, но сначала нужно достичь хоть чего-нибудь. Ведь я не хочу быть пустозвоном, а для этого придётся приложить немало усилий. Что ж, я готова!»
   Эта мысль придала Анастасии уверенности в собственных силах. Девушка машинально вздёрнула подбородок вверх,  лицо её на мгновение приобрело горделивое выражение, а губы расплылись в лукавой улыбке. Маленькая сутулая старушка, проходящая мимо, бросила на Анастасию осуждающий колючий взгляд, от чего девушка смутилась, осудив себя за слишком пафосный настрой, и поспешила спрятать улыбку. Пройдя вниз по тонкому бордюру  мощенной камнем улицы, она  свернула направо и оказалась во дворе знакомом с детства. Высокие деревья своими пышными зелёными кронами закрывали солнце и не давали его лучам, как следует освещать двор, от чего вокруг зачастую царила  мрачная атмосфера и храмовая тишина леса, которая всё же иногда нарушалась  криком и смехом играющих здесь детей.
 Для Анастасии это место было священным, но вовсе не из-за величия и непоколебимого спокойствия деревьев, а из-за  времени, проведенном в этом дворе.  С ним связаны забавы, игры детства, самые дорогие сердцу воспоминания. Именно с этого небольшого клочка земли начались её ощущения мира и себя в нём, развилась и укрепилась её творческая натура художника, позволяющая сочнее видеть краски и острее ощущать запахи. Ржавая железная горка, покрашенная в лазурно-голубой цвет, была для девушки первым символом высоты и неба, ассоциацией полученной  во время  прогулок и игр с друзьями, когда ей, тогда ещё совсем маленькому четырёхлетнему ребёнку, казалось, что она не скользит  по блестящей металлической поверхности горки, а летит вниз с небесной высоты. Позже этот двор стал для Анастасии источником вдохновения. Она не раз рисовала вид из окна своей комнаты, а иногда просто любимые деревья с  красиво изогнутыми ветвями и шелестящими листьями. Они всегда приносили девушке чувства умиротворения и покоя, помогали расслабиться и отдохнуть от бесконечных дел. В этих растениях Анастасия видела душу всего самого прекрасного на земле.
   Девушка подошла к подъезду и вошла в дом. Мама была на работе, а папа, недавно вернувшийся из командировки, смотрел в гостиной телевизор.
   – Привет, дочь! – радостно сказал отец,  выходя  из комнаты.
   – Привет, – ответила Анастасия, глядя  в озорные глаза родителя, не разделяя его энтузиазма, и от этого чувствуя себя всё более усталой.
   – Итак, поздравляю тебя с успешной сдачей экзаменов! –  торжественным голосом начал папа.
   – Рано поздравлять, ведь результаты ещё не известны.
   – Всё равно сдашь успешно, ведь ты много готовилась, к тому у тебя несомненный талант к обществознанию и юриспруденции.
   « Нет – это ты так думаешь, вернее, хочешь, чтобы так оно и было, но ведь мы оба знаем – это неправда», –  подумала девушка, но вслух лишь сказала:
   – Посмотрим.
   – Минутку! – крикнул отец, чуть ли не бегом кидаясь в гостиную.
   Анастасия недоумённо посмотрела ему вслед, услышала стук балконной двери  и, пожав плечами, направилась  в ванную. Помыв руки, она обернулась и увидела на пороге отца, держащего в руках огромный букет белых полураспустившихся роз.
   – Это тебе. Подарок в честь сдачи экзаменов, дочурка, – сказал папа, протягивая девушке цветы и улыбаясь широкой белозубой улыбкой.
   – Спасибо, – Анастасия взяла букет, улыбнувшись в ответ и чмокнув отца в подставленную щеку.– Розы удивительно красивые.
    – Рад, что тебе понравились, – самодовольно засиял папа.– Имей в виду –  это ещё не всё. Мама сегодня отпросилась с работы пораньше, скоро должна прийти. Мы позвали всех  друзей  и родственников и хотим устроить  праздничный ужин в твою честь. Так что ничего не планируй ничего на вечер и лучше не говори о том, что знаешь о мероприятии, ведь это должен был быть сюрприз. Я сказал о нём только  для того, чтобы  ты никуда не ушла. Маме будет приятно, если ты удивишься.
   – Ладно, – ответила девушка, не испытывая ни малейшего желания ни присутствовать на ужине, ни тем более радоваться и удивляться ему.
   –  Что-то случилось? Ты выглядишь мрачной и недовольной, –  сказал отец, пытаясь заглянуть в глаза дочери, чтобы понять причину плохого настроения.
  –  Всё нормально, пап, правда. Просто устала после экзамена и плохо осознаю происходящее. Не беспокойся. –  Анастасия вымученно улыбнулась.
  –  Хочешь есть? Мама  сварила суп. Я могу подогреть. Бедный мой ребёнок. Ты такая измученная, –  отец  взлохматил её и без того растрепавшиеся от ветра волосы и   приобнял за плечи.
  – Спасибо, папуль, я сама. Наверное, ты уже и так со мной пропустил что-нибудь интересное по телику.
  – Нет, не думаю. Там идет матч, наши опять кому-то проигрывают. Смотреть тошно. Что ни говори, а в СССР спортсмены намного лучше были, всегда первые места занимали, нынешние же только страну позорят. Да, после развала мы сильно сдали свои позиции. Не только в спорте – во всём, например даже …
–  Не надо дальше, пожалуйста, я это уже миллион раз слышала, – простонала девушка, которая знала привычку отца, при каждом удобном и неудобном случае приниматься расхваливать Советский Союз и ругать перестройку и капитализм.
–  Ну ладно. Это я к тому, что всё равно смотреть нечего, и я мог бы тебе помочь, но раз ты такая самостоятельная, тогда я пошел смотреть этот позор дальше,– немного обиженно произнёс папа, уходя обратно в гостиную.
 Оставшись одна, Анастасия, зевая, отправилась на кухню. По пути подошла к висевшему на стене в прихожей зеркалу в массивной золоченой раме.  Отражение её не обрадовало. Вид усталый и несчастный: лицо исхудало, изумрудно-зелёные глаза болезненно блестели и слезились, волосы растрепались, отчего причёска стала походить на гнездо сумасшедшей курицы. Недовольная собой, девушка, ссутулившись, побрела на кухню, зажгла газ и поставила на плиту ледяную кастрюлю с супом, только что вытащенную из холодильника.
  Есть не хотелось, как, в общем-то, не хотелось совсем ничего. Сейчас Анастасии казалось, что её жизнь – это беспросветная черная дыра, из которой невозможно вылезти.
  « Мне нужно взбодриться, почувствовать, наконец, каникулы, привести себя в порядок, может быть даже начать новую жизнь.  Я должна забыть о том, что в этот год решается моя дальнейшая судьба и просто наслаждаться сегодняшним днём».
     Через пять минут суп закипел, и девушка поняла, что придётся ждать, пока жидкость немного остынет. Сидя за столом, она и сама не заметила как начала вырисовывать узоры на салфетке  шариковой ручкой, забытой  здесь с вечера, после традиционного семейного разгадывания кроссвордов.  Анастасия  в задумчивости водила рукой по импровизированному полотну.  На секунду оторвав взгляд от своей работы, она вдруг словно очнулась, вышла из транса и поняла смысл своего творения. На салфетке, среди украшавших её зелёных ромашек, был изображен символ – бегущий человек с факелом, сам словно сотканный из языков пламени. Отчего-то этот символ что-то напоминал девушке, в нём чувствовалось что-то знакомое. Наконец она вспомнила – это же иероглиф, означающий пламя.
   Года два назад Анастасия увлекалась культурой востока и пыталась выучить китайский и японский языки. Они её привлекали по многим причинам. Во-первых, девушке всегда было интересно, чем эти языки похожи, а чем отличаются друг от друга, ведь с точки зрения  простого русского человека – они были абсолютно идентичны. Во-вторых, китайский и японский языки интересовали Анастасию с художественной точки зрения, ведь их каллиграфия – настоящее произведение искусства.  Она освоила это мастерство довольно быстро, за три месяца, при этом, правда, зная значения далеко не всех иероглифов.  Самой главной причиной всё же было увлечение девушки восточной мудростью и религией. Анастасия находила в буддизме нечто завораживающее и умиротворяющее. Недаром же во все времена искатели смысла жизни отправлялись именно в какой-нибудь буддистский монастырь, находящийся высоко в горах. Кроме того, девушка верила в реинкарнацию и искала способы единения и гармонии с природой и с собой. Ей казалось, что буддизм как раз подходит для этого. В то же время, Анастасия оставалась преданной своим корням и не стремилась отойти от христианства.  Девушке казалось, что все религии взаимосвязаны и одна дополняет другую. Ведь не могло же такого быть, что каждый из богов существует, это просто разные образы одного и того же бога, понятные людям.
    Смотря сейчас на только что начертанный её рукой символ огня, Анастасия думала, почему нарисовала именно его и именно сейчас. Изучение культуры востока не прошло для неё даром, она научилась видеть в происходящем знаки судьбы и верила, что иероглиф огня был нарисован не просто так. Ведь когда девушка нарисовала  знак, она вовсе не думала о нём, всё произошло бессознательно, словно в трансе.
   Когда- то давно, ещё в детстве, Анастасия смотрела по телевизору передачу о человеческой интуиции, паранормальных способностях  и гениальности. В ней рассказывалось в основном о даре предвидения. Некоторые истории девушка запомнила на всю жизнь. Например, те, в которых рассказывалось о том, как великие писатели излагали в своих романах события, которые  потом происходили в реальной жизни.  В произведении одного из таких творцов было описано крушение корабля, три выживших матроса которого спасались на льдине, но, в результате сильного голода, двое из них съели третьего товарища по несчастью, чтобы самим не умереть. История, на первый взгляд совершенно невероятная, случилась через несколько лет в реальной жизни, автор романа угадал не только события трагедии, но и имя съеденного матроса, героя, погибшего в его катастрофе, звали точно так же, как и реального человека, которого постигла та же участь.  Даже названия затонувшего корабля и судна в произведении различались всего на одну букву.
   Создатели программы объясняли подобные случаи писательского предвидения тем, что когда человек что-то творит, он постепенно погружается в транс и начинает делать свою работу на подсознательном уровне. В такие моменты мысли творца отключаются, и может наступить прозрение, которое является божественным провидением. У йогов подобное состояние возникает в ходе медитации. Творческие люди называют  этот процесс вдохновением.
  Анастасия была заинтригована программой, ей отчего-то казалось, что всё это не лишено смысла. Вот почему она хотела разгадать, что преподнесло ей провидение в виде огненного символа.
« Может быть, это моя судьба, но что оно означает? Я должна бороться  за своё будущее художника? Невзирая ни на что идти к своей цели? Нести красоту в мир, посредством своих картин, утоляя  эстетический голод людей, как когда-то Прометей принёс нам огонь, помогший развитию человечества и утоливший физический голод пещерных дикарей? »
    Легенда о Прометее была  одной из самых любимых легенд девушки. В ней рассказывалось, как один из титанов  пожалел людей, живших   в вечном страхе перед проявлениями божественного гнева в виде грома и молний.  Он принёс им на землю огонь, который  украл из кузницы бога Гефеста, научил людей использовать его. Боги прогневались на Прометея, они не хотели дальнейшего развития человечества, которое вместе с огнём подарил дикарям этот титан. Боги боялись, что с огнём люди станут равны им. Прометей был наказан, его копьём приковали к скале, и каждый день к мученику прилетал орёл и клевал печень. Мучения титана продолжались очень долго, пока Геракл не освободил его.
« Нет, я точно сошла с ума. Сравнивать себя с героем древнегреческих  мифов – просто невероятно. Это ненормально. Мои мучения и сомнения ничто по сравнению с  теми, которые терпел Прометей. Я страдаю морально, а он страдал физически. Боже, что за мысли! Это же просто легенда, красивая сказка. Такого никогда не происходило. Даже если бы это было правдой, нельзя сравнивать пользу огня и искусства. Без картин вполне можно было обойтись, а без огня – нет ». 
   Разозлившись на себя за пафос, Анастасия раздраженно смахнула салфетку на пол, быстро налила себе супа и начала жадно хлебать всё ещё горячую жидкость. Обожженные горло и язык болели, но она не успокоилась, пока всё не покончила с едой.
 Приступ бешенства неожиданно утих, и девушка приказала себе не думать о разговоре с родителями до праздничного ужина.
« Тогда-то я и скажу им, а заодно и всем остальным, что не собираюсь плясать под их дудку и становиться юристом. Заодно, разбавлю чем-то необычным это занудное застолье».
   

Нашла у себя в компе старые, одни из первых, работы, даже не знаю, стоит ли продолжать


Рецензии