В начале было слово

В начале было слово  - код (информация) соответствующая  процессу рождения, развития и смерти жизни микроорганизма.
*********************************
Кто Вам сказал, что слово было первым?
Наверно, это ваш двойник, а может, формула теченья, что скоро успокоится в тот миг?
Без дела слово - пустой звук.

Борис Славин
"Необычные идеи и люди"
http://www.alternativy.ru/en/node/1134
Каков же секрет превращения слепоглухонемых детей в полноценных граждан общества? Приобщение к человеческой культуре, начиная с ее элементарных первичных форм и кончая ее высшими достижениями. Этот секрет одновременно прост и сложен. Сложен, потому что в процессе воспитания нужно воспроизвести в деятельности каждого ребенка в сжатом виде историю становления человечества, имея дело с детьми, во многом от природы ограниченными. Прост, потому что начинается этот процесс с выработки элементарных умений обращаться с вилкой и ложкой при еде, с умений одеваться, общаться со сверстниками и т.д. По Ильенкову, на примере воспитания этих детей наглядно прослеживается феномен возникновения и становления человеческого сознания и мышления, который не заложен в человеке от рождения, а появляется в процессе его совместной деятельности с воспитателем и другими людьми. Здесь в очищенном виде проявляется и роль слова, как материального «сигнала сигналов», то есть сигнала о проделанном ребенком определенном действии, притом действии, повторенном неоднократно. Слово здесь выступает и как сигнал к осуществлению действия, и как его обобщение. Слово подобно закону всегда обобщает. При этом функцию слова у слепоглухонемых детей выполняет не звук, а тактильное движение пальцев педагога и ученика. Как известно, на этом же принципе построена азбука и система чтения у слепых. На опыте воспитания слепоглухонемых детей еще раз убеждаешься, что вопреки Библии в начале было действие, дело, а не слово. Без дела слово - звук пустой.

Педагогика, начинающая воспитание детей с пользования ложкой, вилкой, с умения цивилизованно пить чай и понимать простейшие слова, воспроизводит в сокращенном виде историю становления человечества и его культуры. Такая педагогика поднимает слепоглухонемых детей до уровня нормальных. При этом оказывается: то, что годится для воспитания обделенных природой детей, в еще большей степени годиться для детей нормальных. К сожалению, сегодня не все педагоги это понимают, настаивая на сугубо словесных методах воспитания. Это - к вопросу о роли вербального обучения и воспитания в школе, и о роли трудовой деятельности в становлении человеческой личности.

В общении с Сашей Суворовым меня интересовал вопрос, как он понимает, например, такие абстрактные слова, как «свобода», «справедливость» и т.п. При случае, я его об этом спросил. Он мне ответил: свобода - это когда я могу преодолевать окружающие меня препятствия. Его ответ произвел на меня сильное впечатление, ибо он полностью совпадал с определением свободы, данным Марксом в подготовительных рукописях к «Капиталу». Саша, конечно, их знать не мог. К сожалению, у многих образованных людей понимание свободы до сих пор остается в рамках известной школьной формулы: «свобода есть познанная необходимость». В свете того, что мне сказал Суворов, идеализм подобной формулы был очевиден. Свободу, конечно, нельзя сводить только к познанию. Например, чтобы достичь свободы в нашем постсоветском обществе, нужно преодолеть существенные препятствия, в первую очередь, сугубо политического и экономического свойства. Таким образом, свобода, по Марксу и Ильенкову, не только познание, но и действие, приводящее человека к власти над обстоятельствами и отношениями.

Ильенков всегда настаивал на том, что мышление надо понимать как воспроизведение в человеческой голове движения самого человека по логике окружающего его предметного мира. Для меня эта истина наглядно подтверждается нашим образным мышлением, когда мы в своем сознании мысленно строим дом, рисуем или создаем чертеж будущей машины, машем кулаками после драки и т.д., и т.п. Даже во сне мы всего лишь стихийно комбинируем и воспроизводим то, что ранее проделали наяву. Отсюда же вытекает и возможность нахождения во сне каких-то нетривиальных решений: желанных химических формул, недостающих способов решения задач, новых образов и сюжетов книг и т.д.

Один из учеников Эвальда Васильевича Ильенкова Геннадий Лобастов, мне несколько лет назад подарил книгу о философских проблемах педагогики. В ней есть близкие сюжеты, о которых я говорю. К сожалению, до сих пор педагогика исходит из эклектически понимаемой «био-социальной» природы человека, которая во многом закрывает путь ребенку к его индивидуальному приобщению и воспроизведению человеческой культуры. Поэтому у нас и формируются сугубо частичные и конформистски настроенные люди, готовые признать любую власть и любые порядки, если они непосредственно не затрагивают их благополучие.

В чем же, по Ильенкову, состояла «всеобщность человеческой природы», говоря словами Маркса? В непосредственном общении людей друг с другом, в свободном труде и творчестве одних ради блага других. Именно такое разумное общество он видел в будущем и всячески приближал своей творческой деятельностью. Он считал его своим социальным идеалом и называл его таким сегодня немодным словом, как «коммунизм».

Что же означает это слово в аутентичном марксизме? «Утопию»? «Светскую религию»? «Красивую, но вредную сказку», как однажды выразился наш «просвещенный» президент? Ни то, ни другое, ни третье. Оно означает, говоря словами Лифшица, у которого учился Ильенков, «общество в собственном смысле слова», или общество, «соответствующее своему понятию».1 Что это значит? А это значит простую вещь: человечество тогда станет соответствовать своему понятию, когда достигнет своей зрелости, своего совершенства. И это совершенство, этот идеал не за горами, его можно увидеть уже сейчас в простом человеческом общении людей, лишенном какой-либо корысти или выгоды. Его прообраз витает в любом бескорыстном общении людей, которые получают неподдельную радость от свободного обмена своими идеями и мыслями. Коммунистическое общество - не «утопия» и не «сказка». Оно становится утопией и сказкой, если в него загоняют силой, или пытаются реализовать для меньшинства за счет ограбления большинства. Все это мы вроде бы знаем, но видимо нужные уроки из истории не извлекли, если вновь допускаем, чтобы свобода и благополучие одних строились за счет нищеты и подавления других.
Борис Славин.


Рецензии