Рассеянный в израиле колено левия

                Продолжение

                ЖЕСТКИЕ ПРАВИЛА

   Город - святилище, которое мечтал построить Изекииль, не имел названия. "А имя  городу с того дня будет:Господь там".
  Но Господь не раз и недвусмысленно говорил, что дом Его - в Иерусалиме, и избрал Он его навсегда, как бы ни развивались события. Именно сюда соберет Он остаток народа, который, как Он не уставал надеяться, в конце концов окажется Ему верным.
  Поэтому неудивительно, что, как только появилась возможность вернуться в Иерусалим и начать строить новый храм - новы Божий дом, нашлись энтузиасты взяться за это дело.
  Неемия, царский виночерпий, кроме строительства стены вокруг Иерусалима, занялся расстановкой священников и левитов и определением их функций, а также тех обязанностей, которые должен нести народ.
  Было постановлено, что каждый будет давать на потребности дома Божьего  по трети сикля в год.
  Потом был брошен жребий, кому и когда - народу, священникам и левитам, - доставлять из года в год дрова, "чтоб они горели на жертвеннике Бога нашего, по написанному в законе".
  Также все обязались каждый год приносить в дом Господень "начатки всяких плодов со всякого дерева". А также приводить к священникам, которые служат в доме Господа, "первенцев из сыновей наших, и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего".
  Далее описывался ритуал доставки и принятия того, что жертвовалось храму. "И начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла, мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие.
  При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы  левиты десятину отвозили в дом Бога нашего, в комнаты, отделенные для кладовой".
  Таким образом, отношение к левитам так и осталось настороженным и недоверчивым, и над ними постоянно стоял "сторож". Однако он вскоре не понадобился, потому что вскоре Неемия выяснил, что десятину левитам никто не дает, и они ... разбежались, "каждый на свое поле".
  По словам Неемии, он сделал выговор "начальствующим"("зачем оставлен нами дом Божий?"), собрал левитов вновь и "поставил" на прежнее место, а Иудеи стали приносить в кладовые десятины хлеба, вина и масла.
  Левитам же Неемия велел очиститься и придти содержать стражу у ворот, - следить за тем, чтобы в субботу никто не открывал ворота в город и соблюдал святость этого дня.
  Неемии приходилось туго:только в одном месте восстановит законный порядок, как он его понимал, - прорывается в другом месте. Так, он обнаружил, что, несмотря на обещания, Иудеи, среди которых он даже обнаружил сына одного из известных священников, продолжают брать жен "из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок". "И оттого  сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски".
  Неемия пришел в ужас, проклинал их, даже бил и рвал у них волосы, и заклинал их Богом не делать этого, но, похоже, безрезультатно.
  Ездра, книжник и священник, еще более решительно взялся за решение этой проблемы. Он потребовал не только от местного населения, но и от тех, кто пришел вместе с ним, а это были главным образом священники и левиты, отослать от себя иноземных жен и даже детей. Знай они об этом намерении Ездры до того, как пришли в Иерусалим, вряд ли они вообще бы пошли с ним.
  Ездра же выждал нужное время, когда его авторитет в Иерусалиме, как человека, лучше других знающего закон Моисеев, стал неоспоримым, и только тогда приступил к задуманному.
  Несомненно, он обладал неким магическим даром воздействия на людей, прежде всего, своей неистовостью и убежденностью в своем праве на поучение и подчинение себе других. И свои действия оформлял соответствующими эффектами. Узнав (можно подумать, что до этого он не знал), что даже главнейшие и знатнейшие Иудеи имеют жен-иноплеменных, он разодрал свою верхнюю и нижнюю одежду, стал рвать волосы на голове и в бороде, "и сидел в печали до вечерней жертвы". А вечером начал истово взывать к Богу, молиться и плакать, а поскольку к храму стеклось большое количество народа, стон и плач стали раздаваться и в народе.
  Кончилось тем, что Ездру стали жалеть, пообещав сделать так, как он велит. "И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так;и они дали".
  Клятву эту решили провести торжественно, поэтому всему народу было велено собраться в Иерусалиме через три дня. А кто не придет, того пообещали отлучить от общества переселенцев.
  Со временем эта мера - ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ОБЩИНЫ - будет применяться иудейскими общинами в странах рассеяния как исключительная мера наказания. Отлучить от общины могли за высказывание взглядов, не совпадающих со взглядами руководителей общины, их критику и критику закона Моисея, как в случае со Спинозой, за измену вере, выход замуж за "гоя" или женитьбу на "гойке".
  В таком случае семья отрекалась от своих чад и считалось, что они умерли.
  Разумеется, в пору Ездры все обстояло не так сурово, хотя он этого добивался во что бы то ни стало.  Но члены общины были все еще более свободны и самостоятельны в своих решениях и поступках, и хотя уступили на словах Ездре, и даже дали клятву, которую скрепили печатью священники, выполнять не спешили.
  Согласившись с Ездрой, они тут же нашли для себя лазейку:"Однако же народ многочислен и время сейчас дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух;потому что мы в этом деле много погрешили. Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят сюда  в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело".
  Любое дело, растянутое во времени, обречено на провал. Ездра, судя по всему, вновь вернулся в Вавилон, и местный народ, да и священники с левитами, вздохнули с облегчением.
  Однако кое-что из внедренного Ездрой прижилось. При нем впервые закон Моисея стали читать, давая комментарии, поскольку даже не все священники были знакомы детально с ним, и не все в нем понимали.
  Еще в большей степени это касалось местных иудеев, которые и вовсе не были знакомы с законом.
  Те священники и левиты, которые знали закон, помогали Ездре читать его и давать пояснения. Первый день чтения завершился всеобщим праздником:"и пошел весь народ есть и пить, и посылать части (тем, у кого ничего не было приготовлено), и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им".
  Назавтра, похоже, собрались в более узком кругу:главы поколений, священники и левиты. И пришли к книжнику Ездре, "чтоб он изъяснял им  им слова закона". Видимо, просто продолжилось его чтение. И сделали открытие, что в седьмом месяце сыны Израилевы жили в кущах (шалашах). И далее описывалось, как и из чего строить их. И тоже решили сделать их и жить в них. "От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.
  И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмый день попразднество по уставу".
 
                Окончание следует


Рецензии