15. Край, в котором я живу

(Фото из Интернета)



Да, Слава Богу, побывать и пожить мне пришлось за свою жизнь в разных местах. Родилась я в Западной Сибири, где первыми цветами весной из-под снега появлялись бутоны подснежников, со сладким, чудесным ароматом. Эти невысокие, нежные цветы, что называется, с головы до пят, были покрыты какой-то бархатистостью, и лепестки, и весь цветок были какими-то мохнатенькими, словно боялись, что вот-вот вернуться морозы и снимать теплую одежду еще рановато. И росли они поближе к деревьям, будто ища у них защиты. В моей памяти они так и сохранились, как олицетворение сибирской природы, сибирской весны.

 После учёбы я по распределению попала работать в город Красноярск. Там  и познакомилась с друзьями, которые устроили мне экскурсию в заповедник.
Красноярский край – очень красивый. Особенно красочны места в заповеднике «Столбы». Это уникальное место, хранящее секреты древних преобразований нашей матушки Земли. В тайге находились, будто бы разбросанные какими-то великанами такие валуны, что залезть на них под силу было только опытным скалолазам. Названия этих каменных глыб были под стать их внешнему виду. «Перья», например, представляли собой несколько громадных каменных перьев, расположенных так близко друг к другу, что спускаться по некоторым щелям было очень опасно, не смотря на опыт ребят, специально натренированных для скалолазания. Каменная громада под названием «Дед» имела четко выраженный силуэт профиля головы деда, будто из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в эпизоде «Бой Руслана с головой».

 Был в этом заповеднике необычный зверинец, состоящий из диких зверей, попавших в капканы, подраненных кем-то и спасенных хозяевами лесного зоопарка. Рассказывали, что некоторые звери сами приходили туда, таща за собой капканы, и давались в руки людям, ища у них защиты и спасения. В клетках и вольерах находились разные птицы и звери, совы и сапсаны, волки и лисы, рыси и др. Был там большой, но уже старенький бурый медведь, который за банку сгущенки лихо притоптывал на задних лапах, изображая танец. Уж очень он любил, когда его угощали сгущенным молоком.

Но больше всего в этом прекрасном лесу меня поразили цветы, именуемые жарки. Нежного желто-оранжевого цвета розочки распускали тонкий аромат сибирских таёжных цветов. Цветы эти занесены в Красную книгу, и с собой мы их не брали, а тем, кто пытался привезти домой букетик, следовало изрядно поволноваться, пряча цветы в транспорте.

Однажды  мне представилась возможность поехать в Крым по путевке с пешеходным маршрутом. Эта поездка была сказочной. Я побывала  в Бахчисарае, где в ханском дворце, превращенном в музей,  увидела фонтан слёз, о котором А.С.Пушкин написал своё произведение «Бахчисарайский фонтан».         Пешком мы взбирались на гору под названием Ай-Петри, облака окутывали её вершину, и мы будто бы окунались в молоко. Проходя по маршруту, мы опускались на дно Большого Каньона, где на невообразимой глубине могли дотронуться руками  до противоположных каменных стен ущелья. Мы бродили в пещерах древнего города Чуфут-Кале; посетили дворец-музей в Алупке; сфотографировались на так называемой «лестнице Гамлета» в Успенском скиту, где снимался фильм «Гамлет»; прикоснулись к священным памятникам города-героя Севастополя и в завершение несколько дней прожили в Ялте.

В одном из переходов мы остановились в местечке «Орлиный залёт», где нас попросили помочь убрать лепестки роз. Для нас, приехавших из Сибири, это работа была очень необычной. Вооружившись большими мешками, которые были оборудованы специальной подвязкой, мы, держа мешки перед собой, шли по плантации из кустов роз и самым коварным образом обрывали головки этих чудесных распустившихся бутонов, опуская их в мешок. Красота кругом была неописуемая, куда ни кинешь взор, кругом распустившиеся розы. Розовый аромат окутывал нас. С тех пор аромат розового масла я узнаю сразу же, из множества других ароматов.

По воле судьбы в начале восьмидесятых годов я оказалась на Дону. Здесь тюльпаны покорили меня своей пышностью и красотой, я говорю о садовых сортах, но впервые я увидела их в степи. Соседская девочка Света, она была чуть старше моих детей, позвала нас за тюльпанами. Мы вышли в степь и, радуясь майскому теплу, шли по первой траве, счастливые от этого неожиданного путешествия. И вдруг среди пустого места на зеленом поле я увидела тюльпаны.  Красные, с островерхими лепестками чашечки на тонких ножках, весело и празднично украшали поле. Света, как хозяйка нашей прогулки, устремлялась вперед и первая срывала цветы, а мы шли за ней и просто радовались тому, что видели.
 
            Теперь у меня на даче кроме других разнообразных цветов, много тюльпанов, но я редко рву их для себя, ведь любоваться ими можно и на корню. Мне радостно, что цветы любят в моей семье, любят мои друзья и соседи, и все мы стараемся после зимы поскорее увидеть этот распустившийся алый бутон. Как же не посвятить этому прекрасному цветку стихотворные строчки, представленные в виде заповеди от деда внуку.

ТЮЛЬПАН – СИМВОЛ ЛЮБВИ

Дороги, степи и поля,
Вся калачевская земля,
Однажды стала мне родной,
Ну, а когда родился внук,
Здесь кровью прикипел и я,
Без всяких правил и наук.
Урал, Сибирь, наш тихий Дон
И подмосковные леса,
Седой Кавказ и южный Крым,
Иль Север, скромная краса,
Но где ни побывал бы я,
На красноярских ли «Столбах»,
Везде свои растут цветы,
Как поцелуи на губах.
Оранжевые – то жарки,
А бело-голубой - подснежник,
Плантации из ярких роз,
В Крыму растут на побережье,
А на Дону цветет тюльпан,
Красивый самый – ярко-красный.
Внучок, смотри, цветов не рань,
Не рви в букеты понапрасну.
Пускай цветут на радость людям,
И алым цветом в небе синем
Тюльпан – любви пусть символ будет
Донских степей и всей России!
               
Чем же еще примечателен край, в котором я живу? В 2008 году исполнилось 300 лет нашему  славному городу, а в 2010 году подвиги людей, живших в этом городе во время войны и подвиги солдат, завершивших окружение гитлеровцев под Сталинградом, именно здесь, на Калачевской земле, отмечены нашей страной, Калачу на Дону было присвоено звание Город Воинской Славы.

               
Триста лет стоит над Доном городок Калач,
Триста лет резвятся дети, мчатся кони вскачь,
И любуется ветла, наклоняясь к реке,
И моя пора пришла, всё сказать в строке.
Будь здоров, живи, Калач, пусть течёт река,
Отражая небеса многие века.
Пусть слагаются стихи, музыка звучит,
Песни, звонки и легки, украшают быт.
Триста лет – не малый срок, судеб всех не счесть!
Благодарствую судьбе, что живу я здесь!
                * * *
               


Рецензии
Тамара, спасибо Вам. У каждого из нас есть тёплый уголок в душе с воспоминаниями о родном крае, о цветах, которые встречаются только там, и нигде больше. Очень понравилась миниатюра. Всего Вам самого наилучшего. С добром и уважением,

Людмила Алексеева 3   18.02.2023 15:04     Заявить о нарушении
Спасибо, моя хорошая, спасибо. Взаимно, всего наилучшего вам в семью. Тамара

Тамара Брославская-Погорелова   20.02.2023 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.