На пути в Шамбалу

Посвящается Ильмарину.
Одному из тех, кто ведет меня по Пути Прекрасного, раз за разом доказывая мне, что чудеса неизменно встречаются и на Пути Обычных Людей. Просто люди не замечают или не понимают их.
Я хочу, что бы и дальше вёл меня этой дорогой.
Иногда мне чертовски плохо от того, что я не могу взять тебя за руку.


Это произошло в поезде.
Да, именно в поезде, идущему по восточно-китайской железной дороге… Хотя, я бы не сказал, что она как-то очень уж сильно отличается от обычных российских железных дорог. Такие же длинные железные рельсы, две прямые без изъяна, линии, сходящиеся на горизонте в одну точку.
Хотя, дальневосточная природа радовала меня безмерно. То огромные луга с изумрудно-зелёной травой, то горы, вершины которых касаются неба, то зеркальные озёра, с тысячами неповторимых солнечных бликов, и небо… Бесконечное голубое небо с редкими перистыми облачками и солнце, желтое, как зрачок амурского леопарда…
Жаль только, что всё это великолепие осталось позади, а поезд тащился по каким-то серым безликим местам, лишь иногда можно было встретить кусочки. Да! Чёрт бы побрал этих глупых людей! Гадят там же, где и живут. Я бы точно часть поубивал… Но речь не о том.
Он ехал со мной в одном купе. Занимал соседнюю «полку». Я плохо разбираюсь в людях, честно сказать. Ну не интересны они мне. Хотя… Этот человек отличался от остальных… Мне сложно сказать чем. Очень долгое время я не видел его лица. Он не поднимал глаз от книги, названия которой я так и не смог прочитать. Скорее всего, книга была не на русском, а в языках я тоже не силён.  Да, и неважно, в общем.
Парень лет девятнадцати-двадцати на вид, сколько ему было на самом деле, я не удосужился узнать. Оно мне было не надо. Люблю молчаливых попутчиков.
Он всё-таки отложил книгу.  Правильные черты лица и… грустные глаза, хотя он улыбался. Странный. Наверняка, какой-нибудь романтик, едущий на восток искать Шамбалу. Он задумчиво помешивал чай в стакане, вставленном в железный подстаканник. Меня радовало то, что на этой линии они ещё в ходу. Было всё-таки что-то романтичное в таком подстаканнике, виде за окном и шуме колёс…
Я решил сходить в коридор. Люблю тамошние большие окна, с маленьким зановесочками и поручнем желтовато-костяного цвета.
Поезд остановился. Из дверей начали вылезать пассажиры и их чемоданы. Зрелище скажу вам преинтереснейшее!
Я заметил, что в мою сторону направлялась девушка, видимо она только, что зашла в поезд. Невысокая, темноволосая, одетая в спортивный костюм с небольшим рюкзаком за плечами. Она приблизилась и я понял, что она была намного… моложе, ей было около пятнадцати лет, опять же на вид. 
- Здравствуйте! – обратилась она ко мне и поправила рюкзак на плече.
- Здравствуйте, - откликнулся я.
- Это шестое купе? А то номер просто отвалился…
- Именно оно, - чуть резко ответил я.
Её это, похоже, не смутило.
И она смело отодвинула дверь и прошла внутрь.
Я услышал, как она поставила рюкзак на полку, а потом её голос:
- Привет, - видимо, она обращалась к моему молчаливому попутчику.
- Привет, - или нехотя, или смущённо откликнулся он. У него оказался приятный голос, который мне почему-то захотелось сравнить с мурлыканьем.
- А ты до куда едешь?
- До Китая.
- А до куда именно?
- Как надоест – сойду.
- Тебе, что всё равно куда?
- Ага. Лишь бы в Китай.
- Китайскую культуру или язык изучаешь?
- Нет.
Я услышал, как звякнула ложка о стакан.
- А что?
- Шамбалу ищу.
«Угадал!», - со странным восторгом подумал я, но нотки иронии в его голосе меня резко осадили, видимо девочка их не заметила…
- Я тоже, - серьёзно ответила она.
Я был готов поклясться, что мой попутчик улыбнулся.
- А тебе она зачем? – я снова услышал голос девочки.
- Просто.
- Никто не отправляется искать легендарную страну «просто»! – то ли с весельем, то ли с разочарованием произнесла черноволосая.
- А я отправляюсь.
- Странный ты.
- Мне многие это говорят.
- И мне…
Они замолчали, а мне показалось, что шум колёс стал намного громче в повисшей тишине.
- Тебя как зовут? – и снова она первой начала разговор.
Сдался он ей.
- Анхель.*
- Странное имя.
- Может и так.
- А я Лиля. Приятно познакомиться.
- Взаимно.
- Анхель, а ты правда ищешь Шамбалу «просто»?
- Ну… - задумчиво протянул он, - все должны что-то искать. Почему не Шамбалу?
- Ага. Мои родители тоже её ищут просто для того, что бы увидеть. Они совсем ничего не хотят…
- Ты уверена? – впервые в его голосе появился интерес, - всем что-то нужно, твои родители – не исключение.
- Может быть, ты и прав. Тогда им знание нужно.
- Вот видишь, что-то же нужно.
- И тебе значит нужно.
- Нужно. У меня друг её отправился искать и не вернулся… - он умолк.
- Ну, Анхель, продолжай… - в голосе девочки послышались нотки… Сочувствия?
- Был сущий мечтатель… Единение с космическим сознанием и прочее.
Да, никогда не думал, что буду подслушивать чужой разговор, а не любоваться природой. Видимо, я всё-таки старею.
- Книги мне разные давал. По эзотерике, да и Рериха самого очень почитал…. Думал, что по его дневникам, как раз и можно дорогу туда… В Шамбалу найти. В высокогорную страну мудрецов… - он вздохнул, - весь дом был картами Тибета завален, и пути на них были расчерчены, а потом он спустил все свои деньги, деньги родителей, наследство, на поездку в Тибет… Глупость это всё. Я не знаю, зачем я тебе это всё рассказываю. Прости.
- Да, ладно. Ничего такого уж криминального ты мне не рассказал…
- Тебе это не нужно и не интересно.
- Кто тебе такое сказал? – её голос звучал недовольно и даже обижено.
- Потому что я знаю, что случайно встреченному человеку плевать на душевные проблемы случайно встреченного человека.
- Почему ты не веришь в людей?
- У меня нет причин в них верить.
И снова повисла тишина.
Да… Юная истерзанная душа и другая душа, тоже юная, не истерзанная, но слишком идеалистичная. Обоим тяжело будет в жизни…
Почему меня это волнует.
- Я – другая,  - вновь я слышал голос Лили, - мне не всё равно. Ты хороший…
- С чего ты взяла?
- У тебя глаза добрые, хоть и грустные.
- Мне обычно говорят, что они голубые… Чай остыл, - в эту фразу он смог вложить и грусть и иронию, и лёгкое разочарование, да, обидно, когда чай остывает.
- Продолжай, хорошо? – робко спросила она.
- Я уже почти всё рассказал. Я начал читать эти самое книги, хотя никогда не думал, что буду когда-нибудь читать путевые заметки Рериха… - он снова вздохнул, - а сам он… Мой друг, конечно, не Рерих… Был… Ну не самым лучшим человеком на свете, даже можно сказать, что у него было больше недостатков, чем достоинств…
- Ты его любил? – спрашивает девочка, а в её голос звучит так, будто бы она понимает всё до конца.
Секундная пауза. Секундная пауза, которая казалось, длится вечно…
- Да, - короткий ответ и голос полный какой-то неясной тоски и лёгкой тени смущения.
-  «У того, кого любишь, могут быть недостатки. Но ты его принимаешь таким, как он есть. И он тебя тоже – тогда вы думаете вместе, чувствуете вместе, ты учишься любить то, что любит он…»**- красивые заученные, видимо не её слова, но произнесенные с долей сочувствия и надежды.
И снова пауза.
- «Любовь – когда двое хотят всегда быть вместе, когда понимают друг друга с полуслова, когда ты живешь сперва для того, кого любишь, потом уже для себя. Или вообще не живешь для себя, потому что для тебя живет тот, кого ты любишь…»***, - закончила девочка, - вот, наверное, как-то так, очень похоже на тебя, отчасти, правда слова не мои…
- Ты идеалистка, - сказал он с долей ни то радости, ни то сочувствия.
- Угу, - и поэтому я скажу следующую вещь, - совсем по-взрослому сказала она, - хочешь, я буду с тобой всегда-всегда и не отправлюсь Шамбалу искать…
- И никогда не умрёшь? – в его голосе причудливым образом сплелись ирония и призрачная надежда…
- Никогда. Дай мне руку, пожалуйста.
Я заглянул в купе.
Она держала его руку, а они оба смотрели на проплывающие мимо чёрные силуэты  деревьев.
На Дальний Восток опускалась ночь.
*- «Ангел» в переводе с испанского.
** и *** - взяты из «42-ой песни Восходящего к свету». Автор Inity


Рецензии
Зачитался, правда. Такие короткие рассказы - они колют метко, и глубоко. Выбранная форма вне всяких похвал.
Мне больше всего понравилась завязка. Она, как бы лучше выразиться, наверное "свежая". Она задает фон, тон, ритм, что угодно, остальному тексту. Несмотря на краткость, своими глазами видишь то, что видит рассказчик - и пейзажи, и купе, и книгу, а еще - приоткрытое сверху окно, через которое в купе врывается холодный и свежий воздух. Но, впрочем, это уже исключительно мое видение.
Диалог - быстрый и даже, в некотором роде, прерывистый, полностью совпадает с этой атмосферой свежести.
И да, кстати, возможно это глупо, но больше всех мне понравился именно рассказчик.

Кл Мерлин   02.09.2011 15:20     Заявить о нарушении