Воспитание чувств

Подмосковная речка. Детский пляж. Он называется так, потому   заход в воду удобный, на дне – песок, и мелко, без ям, хотя чуть выше по течению, уже глубоко. Можно и с берега от березки понырять, а чуть ниже по течению – и на «тарзанке», привязанной к дереву, покачаться, а потом свалиться с нее в воду. Шикарное место. Большой луг, на другом берегу – сосны, настоящая девственная природа, еще не испорченная человеком. Я часто бываю на этом пляже и сдружился с местной детворой. Дети тянутся ко мне, потому что я понимаю их проблемы, разговариваю на равных и иногда затеваю с ними игры. Раньше любовь к детям считалась нормой, а сейчас могут заподозрить в том, о чем вслух говорить не прилично. Впрочем, родители этих детей нормальные люди и правильно все воспринимают. Особенно я подружился с пятилетним мальчиком Гошей. Он буквально рос у меня на глазах. Шустрый, подвижный, развитый мальчик, с немного повышенной возбудимостью. Он не боялся гасать с «тарзанки» и прыгать «солдатиком» с обрыва. Плавал отменно и чувствовал себя, как рыба в воде. Но в играх был нацелен на агрессию. Скорей всего, под влиянием жестоких мультяшных игр. Он нападал на меня,  я - защищался. «А вот я сейчас сделаю тебе больно и ударю между ног». «А если тебя ударят»? На Гошу этот аргумент не действовал, и он норовил достать меня ногой. Я аккуратно делал блок, чтобы он почувствовал, что его агрессия может причинить ему боль. Это останавливало, но, не надолго. «А знаешь, где у человека самое больное место»? «Где»? «На горле. Если туда ткнуть пальцем, то можно убить». «А если я подставлю подбородок, то ты сломаешь свой палец. Или я тебя опережу, и первым ткну тебя пальцем в горло. Не думай, что только ты можешь сделать кому-то больно, то же самое могут сделать и тебе». Гоша нападает, бьет меня руками и ногами, а я, или ставлю блоки, чтобы он почувствовал, что ему от его агрессии может быть больно, или просто укладываю его на траву, чтобы сбить возбуждение. Постепенно наши игры стали все менее агрессивными и все более доброжелательными, потому что у Гоши начало вырабатываться понимание, что чрезмерная агрессия идет во вред. С ним не хотят дружить. А когда противоборство доброжелательное, тогда и отношения выстраиваются совершенно другие, настоящие, товарищеские, без злобы.  Гоша, увидев, как я прыгаю «ласточкой»  обрыва, не задумываясь, постарался прыгнуть так же, но ударился головой об воду. Я сказал, что руки надо сводить над головой, тогда они будут рассекать воду. Он руки свел, но плюхнулся животом. Тогда я посоветовал ему научиться прыгать с небольшой высоты, а потом уже нырять с обрыва. Но ему неохота было учиться, он старался постигать все сразу, даже через печальный опыт. «Гоша, смотри, сколько возле берега рыбок плавает». Ноль внимания. Единственное, что знал Гоша о рыбках, что их надо ловить. Так взрослые учат. «Хотите печенья»? Гоша протянул мне печеньице. Я поблагодарил и взял и тут же придумал новое развлечение. «Гоша, смотри, как собираются рыбки, если им набросать крошек от печенья». Гоша на мгновение замер, всматриваясь в рыбок, но у него, тут же, пропал интерес. «А теперь попробуй сам их покормить». Гоша сначала безучастно наблюдал, как собираются рыбки, но когда они активно стали есть крошки, он буквально затрясся от восторга. «Мама, смотри, как рыбки едят печенье»! «Что, я, рыбок не видела». «Нет, ну ты только посмотри, ты такого еще не видела». «Ладно, посмотрю. И хватит печенье таскать, рыбки должны питаться естественным кормом». «Бабушка, бабушка, посмотри на рыбок»! Бабушка подошла и начала учить, как правильно надо раскрашивать печенье, чтобы кусочки были мелие. А Гоша, сиял от счастья. Теперь он будет радоваться от созерцания, от любви, а не от жестокости. Некоторых детей родители учат ловить рыбок сачком, а дети не понимают, зачем это нужно. Но, раз взрослые говорят, значит, так надо, так правильно. И вместо любви, у них воспитывается жестокость. Дети, это пластилин и губка одновременно. Они познают мир и жадно впитывают в себя информацию, исходящую от взрослых. Из ребенка можно вылепить кого угодно. Заложи в него агрессию, и он вырастет агрессивным, жестоким и неуправляемым. Посей в нем зерна любви, и мировоззрение будет уже совершенно иным. Воспитание, это любовь, терпение и труд. Надо очень ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, от этого зависит и наша собственная судьба. 30.08.2011 г.


Рецензии
Очень понравилось!
это восхитительно...как воспитатель очень этому рада
спасибо!
улыбнулась

с благодарность,

Трёхмерная С-Нежность   30.08.2011 16:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Посмотрите в конце списка "Живые рассказы", тоже могут понравиться. С уважением,

Владимир Добровольский   30.08.2011 18:56   Заявить о нарушении