Духовная атлетика

          Каждый человек, вступивший на путь воцерковления, рано или поздно задаётся вопросом: в чём состоит смысл регулярного посещения церковных служб, регулярного вычитывания вечернего и утреннего правил? Насколько здесь важна регулярность? Удовлетворительный ответ на этот вопрос, несмотря на его исключительную важность, отыскать не всегда просто. Попытаемся найти ответ на него с точки зрения психологии.
          Одной из основных целей, которую преследуют суточный, недельный и годовой богослужебные круги (т.е. повторяющиеся циклы служб), является непрерывное поддержание ДУХОВНОГО ТОНУСА членов церковной общины. Духовный тонус, или сила духа, – это тот внутренний огонь, который служит главным средством против дурных телесно-душевных наклонностей: пьянства, блуда и чревоугодия, а также близких им по природе уныния и лени. Если христианин хотя бы раз в неделю посещает храмовое богослужение, вдумчиво выслушивает молитвословия службы, эмоционально откликается на всё, что видит и слышит в храме, то эмоциональное впечатление от этого посещения сохраняется в течение всей предстоящей недели, становясь мощным заслоном против влияния мирских соблазнов и порочных страстей. Бездумное и эмоционально холодное восприятие богослужения вряд ли принесёт ощутимую пользу, ибо волевой тонус молящегося – это всегда результат взаимодействия двух встречных векторов: искренних чувств человека и Божьей благодати. Благодать не возымеет действия без встречных усилий с нашей стороны.
          Той же цели служат вечернее и утреннее правила, читаемые в домашних условиях. Как для атлета многократное повторение монотонных физических упражнений служит укреплению его мышечного тонуса, или силы мышц, так для человека, вступившего на духовный путь, утомительные поначалу, многословные молитвенные правила служат укреплению его духовного тонуса. Это своего рода утренняя гимнастика для души, подзарядка незримого аккумулятора. При этом следует не забывать, что в храмовом, т.е. коллективном, молении задействованы более мощные Божественные энергии, чем в индивидуальной домашней молитве. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" – говорит наш Господь (Мтф. 18, 19).
          Если мы "отстояли" храмовую службу, а в нашем душевном состоянии не произошло никаких благодатных изменений, то мы напрасно потратили время. Если мы вошли в храм духовно ослабшими, смятенными, тревожными, и вышли оттуда такими же – значит, мы не встретились с Богом.
          _________________

Литература по теме:
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день. Неделя 28-я по Пятидесятнице: Вторник.


Рецензии