Рассеянный в израиле колено левия

                Продолжение

                ПОИСК СВЯТОСТИ

   Иеремия, повинуясь Божьему указанию, призывал Иудеев, уведенных в Вавилонский плен, прочно обосновываться там, ибо Господь намеревался оставить их там не менее семидесяти лет. Будет время подумать не только о настоящем, но и будущем, сделать свой выбор:с кем они - с чужими богами или все-таки с Богом отцов Израилевых?
  В свою очередь Господь обещал, что, подобно хорошим смоквам, Он признает "хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую. И обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню. И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь,, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся  ко Мне всем сердцем своим".
  Иеремия даже послал письмо переселенцам, передавая им Божье повеление:"Стройте дома и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их. Берите жен и рождайте сыновей и дочерей;и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтоб они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь. И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир".
  Сам Иеремия в Вавилонский плен не попал, он был оставлен в Иудее. Но часть народу, также оставленного здесь, потом решила идти в Египет и насильно увлекла с собой Иеремию, где он и умер. Для многих Израильтян Египет был предпочтительнее Вавилона:и близко, и знакомые реалии, одним словом, "свой", а Вавилон - чужой.
  Между тем, Иудеи в Вавилоне устроились совсем неплохо. Огромная империя могла выжить лишь при условии, что многочисленные народы, живущие в ней, не будут бунтовать и пытаться отпасть, как попытался это сделать последний Иудейский царь Седекия. Поэтому им было разрешено устраивать свое маленькое "царство" на новом месте, с привычным бытом и соблюдением национальных традиций.
  Во всяком случае, Иудеям позволили поступить именно так. Выходцы из одного города, членам одной семьи разрешали селиться вместе.
  Им позволялось строить дома, арендовать землю ( а кто имел средства, мог купить ее), заниматься ремеслом, служить в армии, и даже заняться новым делом - торговлей.
  Как устроен быт общины, взаимоотношения людей внутри ее, имперских чиновников не интересовало, лишь бы подданные не бунтовали.
  Одним словом, пережив шок, вызванный трагическими событиями в Иудее и пленением, Иудеи постепенно приходили в себя и стали чувствовать себя относительно  своболными гражданами. Поэтому никогда Вавилонский плен они не сравнивали с Египетским:слишком разные были реалии.
  Да и кто пришел в свое время в Египет? Сыновья Иакова. Они были в сущности пастухами, хотя и собственных стад. Этим они занимались и живя в Египте.
  Неудивительно, что превратить их в рабов не составляло труда, когда умер их покровитель Иосиф. Да и ушло на это не одно столетие.
  Те, кого привели в Вавилонский плен, были, выражаясь современным языком, элитой Иудейского царства:политики, военачальники, священники, образованные люди из богатых слоев населения. Их опыт был востребован и в Вавилонии, и этим можно объяснить то, что Иудейская община достаточно быстро оправилась от потрясения плена и успешно устила прочные корни на новом месте.
  И тогда-то и встал вопрос, даже острее, чем прежде, о вере. Ранее, когда Иудеи жили в своем царстве, они постоянно раздваивались в своих симпатиях:и в своего Бога верили, и в богов народов, среди которых они жили.
  Теперь они жили в чужой земле, но одновременно и сугубо в своей узкой среде. Теперь выбор был однозначен:или принимаешь Халдейскую веру и становишься "№халдеем", или сохраняешь безоговорочную веру в Господа, Бога отцов, твердо соблюдая закон Моисеев.
  Часть Иудеев выбор свой сделала, став "халдеями". Остальные обращались мысленно к поверженному Иерусалиму, тоска по которому теперь, издалека, особенно была острой, что найдет свое отражение в псалмах.
  "Пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселия:"пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь Господу песнь на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего".
  Итак, главный вопрос обозначился:"Как нам петь Господу песнь на земле чужой?". И пленным, чтобы объяснять это, посылается пророк - Изекеииль, что имя означает "Да укрепит Господь".
  Изекииль был из священнического рода и уведен в плен вместе с царем Иехонией. На пятом году жизни в плену, на берегу реки Ховар, ему "открылось" небо, на котором он увидел различные картины ( людей с головами различных зверей,  животных с телом людей;мчались колесницы, появлялись херувимы, сменяя друг друга...), и был страшно испуган.
  Потом Иезекииль услышал "глас Глаголющего", который пожелал поговорить с ним и объявил, что посылает его к "сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня;они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня".
  "Глас Глаголющий" предупредил Изеекииля, что вполне возможно, что и сулшать его они не будут, "но пусть знают, что был пророк среди них". И пусть он, Иезекииль, не боится ни их, не речей их, "если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов".
  В общем, на Иезекииля была возложена тяжелая ноша и множество испытаний, которые он мужественно переносил на протяжении двадцати лет.
  Вначале он сам приходил к переселенцам, а потом стал собирать желающих его послушать у себя дома. Приходили старейшины  Израилевы, чтобы послушать, что он скажет, и часто совершено не понимали пророка, поскольку он был горяч, эмоционален, часто говорил притчами, совершал какие-то непонятные действия, как, например, вдруг брил голову.
  В конце концов, "и сказал мне народ:не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь"? А Бог предупредил Изекииля:"А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату:"пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их;ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий;они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется,- вот, уже и сбывается, - тогда узнают, что среди них был пророк".
  С какими бы мотивами и настроением не приходили переселенцы к Изекиилю, но они приходили, это явно входило уже в привычку, и Александр Мень считал, что синагога (собрание:ныне - дом собрания) - это детище Изекииля, которое потом прочно войдет в быт иудеев, и не только в странах рассеяния евреев, но и на Святой земле, и даже, когда будет построен второй храм. Ибо появилась возможность собираться вместе, не в частном доме, как при Иезекииле, а в специально построенном, чтобы обсуждать закон Моисеев и насущные вопросы еврейской жизни.
  Людей, которые собирались у Иезекииля, волновали вполне насущные вопросы:почему Бог наказал и наказывает даже тех, кто был верен Ему? Почему за грехи отцов часто наказывает не самих отцов, а их детей? Что ждет израильский народ в будущем? Вернется ли он на землю отцов?
  Ответы Изекииля, скорее всего, не очень убеждали приходивших, в них было немало противоречий. В частности, он пытался убедить, что детей наказывают не за грехи отцов, за их собственные. Если же они живут в согласии с Божьими заповедями, то боятся им нечего. Однако жизнь (и библейские тексты) часто свидетельствовали о другом.
  Сам Иезекииль зажегся мечтой о неком святом городе - царстве, где не будет царя, но просто князь, разумеется, из дома Давидова, как и хочет Господь, который не станет притеснять свой народ, как и все иудейские старшины, где храм не будет частью царского двора, а возвысится отдельно от него. И здесь будут царствовать только священники, а ритуальные службы проводиться строго в соответствии с законом Моисея.
  Словно архитектор, Изекииль даже рисует подробный план такого города - святилищв, указывает его размеры, размеры комнат, где должны жить священники. "А комната, которая лицом к северу,- для священников, бодрствующих на страже жертвенника:это сыны садока, которые одни из сынов Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему".
  А вот левиты, которые удалились от Него, "блуждали вслед идолов своих", будут наказаны. Они будут служить в святилище как  сторожа у ворот храма и прислужники у храма, закалывать для народа жертвы для всесожжения и другие жертвы, "и будут стоять пред ними для служения им".
  Новый город - святилище Изекииль предлагал построить на новом месте, той части, которая ныне является сирийской, и там дать по уделу каждому из двенадцати колен. Видимо, в ту пору эта территория не была густо заселена, и пророк считал, что некому будет прельщать его народ чужими богами.
  Неистовость, с какой Изекииль призывал переселенцев покаяться, вернуться к Господу, Богу отцов, нравилась не всем, особенно тем, кто укоренился в новой жизни и не собирался возвращаться к прежней. Предание гласит, что один из иудейских вождей, которого Изекииль особенно донимал своими упреками, велел покончить с ним. Пророка привязали к дикой лошади и пустили ее вскачь.
  Так мученически погиб Изекииль, останки которого якобы верные ему люди похоронили в усыпальнице Сима и его сына Арфаксада.
                Продолжение следует
               




   


Рецензии