Позойские

Лев Полыковский. Позойские
 
          Мы жили с восточной стороны железной дороги, а моя учительница русского языка и литературы Раиса Борисовна Позойская(1926-1996) с родителями жила с западной стороны железной дороги. Раиса Борисовна преподовала не только русский язык и литературу, но и была инспектор Богушевского РОНО до ликвидации Богушевского района, завучем Богушевской школы № 2, к 1970 г. 20 лет отдала делу воспитания подрастающего поколения (см.: Жаутабрухава Р. Вопытамдзеляццаветэраны // там же, 10.03.1970).
           Она была учителем строгим, но справедливым и ученики её любили.
          А её мама Года дружила с моей мамой и часто заходила к нам в гости. И моя мама тоже заглядывала к ним тоже.
Отец Раисы Борисовны Позойский Бенциан Моисеевич  (1900-1981  гг.), родом из России, мать - Цыпкина Года Симоновна из  Могилевщины.
          Потом в 1968 году я поступил в Витебский пединститут по специальности физика и познакомился с братом Раисы Борисовны Семёном Вениаминовичем Позойским, который работал заместителем декана физико-математического факультета и вёл у нас общую физику. Когда он заходил в аудиторию, то моментально находил нужные слова в любой ситуации и метким замечанием останавливал любых нарушителей институтского распорядка. Он помнил имена всех студентов и они его любили, а выпускники всегда приглашали его на вечера встреч.
          Вспоминаю, что на демонстрации он вручил мне флаг со словами: «На и гордись!»    
Родился Семён ВениаминовичБогушевске 21.04.1932 г. Окончил  богушевскую среднюю школу в 1950 г. Окончил Витебский пединститут в 1954 г. С 1956 г. работал в  Витебском  государственном пединституте, ныне Университет имени П.М.Машерова. 25 лет был заместителем декана физико-математического факультета, затем заведовал кафедрой физики. Работал доцентом кафедры общей и прикладной физики. Более 70 печатных работ, в том числе 5 книг. Из них последняя посвящена истории физики, издал 5 комплектов таблиц по физике для школ Беларуси и один по механике для школ России. В 1958 г. руководил работой стройотряда Пединститута в Акмолинской области, Казахстан. Увлекался спортом (баскетболом, волейболом, легкой атлетикой). Семикласником переплывал Серокоротнянское озеро в Богушевске. В 1959 г. участвовал в спартакиаде народов СССР. Много лет играл за областную сборную, за сборную команду преподавателей по волейболу. Когда служил во флоте, в Лиепае, не последним был в спорте. Из-за высшего образования во флоте назначили старшиной. Женат, двое детей. 46лет работал в Витебском университете. В настоящее время живёт в Германии. Сын  окончил Физико-математический, а дочь - Художественно-графический факультет Витебского пединститута. Есть внучка.
Сестра Раисы Борисовны и Семёна Вениаминовича Мария Вениаминовна Гаухман (врач, живет в Израиле). Её дочь Гаухман Ирина Рафаиловна до окончания Богушевской школы № 2 в 1971 году жила у свой тёти Раисы Борисовны Позойской в Богушевске. А Раиса Борисовна в это время работала завучем в этой школе. Сейчас Ирина живёт в Израиле.
С.В.Позойский. Шаги истории от Демокрита до Эйнштейна. Задачи по физике: учебно-методическое пособие. - Витебск: ВГУ им П.М.Машерова. 1999 (187 стр.).
Г.Шпакоўская. Дацэнт, якоганазываюць "вiтамiнычам" // Народнае слова, 20.06.2000.
             После переезда в Витебск, я со своей мамой ходили в гости к Раисе Борисовне Позойской. Она жила по улице Лазо одна, её родители уже умерли. Она очень хорошо нас приняла. Мы вспомнили всех земляков, папу и маму моей учительницы, я подарил Раисе Борисовне какую-то свою статью. Вскорости она умерла.
               С Сёмёном Вениаминовичем я встречался на встрече с выпускниками пединститута. Всегда он всех помнил и всех подробно расспрашивал о достижениях и неудачах. Всегда он читал на встречах свои мудрые стихи. У него даже вышел в печать сборник стихов. Дважды я бывал у него на квартире в Витебске на улице Правды.  Один раз когда начал собирать материал о богушевцах. И он мне немало рассказал. Второй раз он пригласил меня прощаться, когда уезжал в Германию. И подарил мне немало своих вещей.
               Последний раз я общался с Семёном Вениаминовичем по скайпу на встрече с выпускниками нашего выпуска пединститута в июне 2012 года. Он расспросил меня о детях и внуках и порадовался тому, что меня увидел и узнал обо мне.


Рецензии