Мадлен
Кровь капает на потертый кухонный линолеум, получаются жирные капли. Движения сначала замедленные, звук падения очень громок. Через несколько секунд можно видеть героиню, порезавшую руку и смотрящую на свою рану и кровь. Девушка (Мадлен) двадцати трех лет, короткие черные волосы, худенькие плечи, длинные пальцы. Какое-то время она еще думает, что делать – продолжать наблюдать или уже обрабатывать. Наконец решает обработать.
Достает вату, йод из нижнего ящика на кухне.
Мадлен (промывая рану и крича вполголоса): Мама! Я порезалась! Я потеряла много крови! Сама нарежь чертову колбасу!
Затем промокает ваткой йод, мажет рану, начинает сильно дуть.
Мадлен (повторяя в перерывах): Я спасу тебя! Спасу твою ладошку!
Ищет в ящике бинт – не находит.
Мадлен (недовольно шепча): Где бинт? Почему у меня никогда нет бинта?
2
Ей приходится надеть черный пиджак, чтобы не сильно замараться. Она ненавидит этот пиджак и надевает его перед зеркалом без особого удовольствия. Пиджак без одной пуговицы – движения Мадлен чуть замедляются, она знает о пустующем месте, но все равно его надевает.
3
Автобус, дряхло покачиваясь, подъезжает к остановке. Она запрыгивает в него, мешается с толпой. Ее толкают, пихают, прижимают. На поручне, за который она успевает зацепиться, выцарапаны слова. Мадлен пытается их прочитать, поворачивая голову.
4
Мадлен сидит за кассой в красной форме, обслуживает покупателей. В магазине шум, слышны обрывки разговоров.
Мадлен: Здравствуйте! У Вас есть наша карточка?
Покупатель: Нет.
Мадлен: Пятьдесят четыре рубля восемьдесят копеек. Пожалуйста, Ваша сдача. Спасибо за покупку, приходите к нам еще.
Лениво подходит следующий покупатель – мужчина средних лет в рабочей куртке, с наглым выражением лица.
Мадлен: Здравствуйте! У Вас есть…
Покупатель: Нет.
Мадлен: Сто восемьдесят восемь рублей шестьдесят копеек.
Покупатель: Лучше считай.
Мадлен: Извините, но все правильно. Ваша сдача.
Покупатель: Не может быть так много!
Мадлен: Смотрите – две бутылки пива по два литра и чипсы. Тут трудно обсчитаться.
Покупатель: Может, ты своей перевязанной рукой что-то напутала?
Мадлен: Моя рука здесь не причем. А вот если бы Вы считать умели, то не задерживали бы очередь.
Покупатель: Че?!
Мадлен: А еще если бы были при трезвом уме и светлой памяти…
5
Мадлен сидит за столом на родительской кухне. На столе три тарелки и стандартный кухонный набор – ничего вычурного. Стол небольшой, за ним сидят три человека – Мадлен и ее родители. Последние уплетают салат, не смотря на Мадлен. Та без улыбки глядит на них, держа локти на столе.
Мадлен: Мам, меня уволили. Опять.
Мама (не отвлекаясь от салата): Да?
Мадлен начинает ковыряться в тарелке, иногда поглядывая на их увлеченные ужином лица.
Мадлен: Но у меня полно вариантов. Вы не беспокойтесь.
Мама: Хорошо.
Мадлен сидит, подперев щеку рукой. Ломает напополам дольку огурца, смотрит в окно.
Мадлен: Можно в ночной клуб барменом.
Папа: Ага.
Мадлен делает ров из помидора, вылив ненужную массу на листик салата. Поворачивает горшок цветов на подоконнике.
Мадлен: Или танцовщицей…
Мама: Да-да.
Чуть погодя, так и не поев, она медленно, стараясь остаться незамеченной, выходит из-за стола.
Папа (оглядываясь на нее): Дочь, как там у тебя на личном фронте-то? Мы с мамой (игриво щекочет жену, жена смущенно улыбается) внуков хотим!
Мадлен (спохватившись): Аа. Да никак пока. Я скажу вам, когда…
Папа: Ага, давай побыстрее там!
Мадлен рассеянно улыбается. Чуть заметно махает родителям рукой и выходит из родительского дома.
6
Мадлен идет по улице, по дороге к своей квартире.
Мадлен (про себя): Надо кошку завести. Или парня? Не, лучше кошку.
7
Мадлен качается на своем старом кресле, пожевывая сырный шоколадный батончик, в комнате, достаточно неуютно обставленной. Солнце попадает в окно, освещает ее расслабленное тело. Вдруг Мадлен останавливается, встает и подходит к шоколадной крысе, стоящей в стеклянном шкафу. Открывает шкаф, достает ее и садится опять в кресло.
Мадлен (крысе): Если бы у меня была кошка… Она бы не полезла сразу на мое кресло. Кошка бы подошла к тумбе, посмотрела на пару стеклянных башмаков, на Джонатана, на… о да! Кошка заинтересовалась бы злобной малярийной шоколадной крысой, стоящей на противных задних лапках. Лично я бы нацелилась на ее хвост. Потом кошка бы обязательно подошла к шкафу – моему складу сырных шоколадных батончиков. Хотя, наверно, кошки не едят батончиков. Я слышала, им нельзя сладкое. Да.
Мадлен встает, подходит к столу, на котором возвышается старый включенный компьютер, ставит крысу на стол, туда же кладет пустую упаковку от батончика. Начинает рыться в интернете. Через некоторое время находит подходящую вакансию кассира в супермаркете.
Мадлен (крысе): Магазин всего в трех кварталах от моего дома. Больше не придется ездить по полчаса на бедном автобусе.
Мадлен звонит по указанному номеру, отвечает девушка с ужасно милым голосом.
Девушка: Мы работаем посменно с перер…
Мадлен: Хорошо. Я согласна.
Девушка: Эээ… Приходите завтра с утра на собеседование.
Мадлен: Обязательно.
Девушка: Не забудьте трудовую книжку, меди…
Мадлен: Непременно. Можно задать Вам вопрос?
Девушка: Ддда?
Мадлен: Кошки едят сырные шоколадные батончики?
Девушка: Ээээм… Да, наверно…
Мадлен: Спасибо.
Мадлен подходит к столу, берет крысу.
Мадлен (крысе): Мы не будем заводить никаких кошек, крыса. А то они съедят наши батончики. Они мерзкие, эти кошки. Я с тобой полностью согласна.
8
Мадлен со скучающим видом стоит в кабинете у управляющей магазина. Управляющая – грузная женщина с деловым низким голосом. Сидит за столом, что-то пишет, заполняет, читает. Наконец смотрит на Мадлен.
Управляющая: Вы нам подходите. Можете приступать к работе с завтрашнего дня.
Мадлен: А с сегодняшнего нельзя?
Управляющая: Сегодня вы ознакомитесь с персоналом и режимом работы. Вот девушка – она Вас с нашим магазином и познакомит.
За Мадлен стоит девушка приятной внешности (Саша) с волосами земляничного цвета и манит Мадлен за собой. Та послушно идет. По дороге Мадлен улавливает запах земляники, исходящий из волос Саши.
Мадлен (про себя): Земляника…
Саша: Ты быстро устроишься, тут все по-справедливости, все мирно. Все как у других, только подача персонала другая. Искренняя.
Мадлен: Я здесь была один раз.
Саша: Да?
Мадлен: Промокла до нитки, забежала погреться. И меня вполне «искренне» попросили отсюда выйти.
Саша пожимает плечами.
Саша: Тебя как зовут-то?
Мадлен: Ммм… Мадлен. Да.
Саша: Ты что – из американской семьи?
Мадлен: Да нет…
Саша: Я Саша. Очень приятно. Так – тут у нас туалет…
9
Мадлен, сидя за кассой в синей форме, обслуживает покупателей. Много народа, шум, обрывки разговоров.
Мадлен: Здравствуйте! У Вас есть наша карточка?..
10
Мадлен выходит из магазина, завершив рабочий день. Табло на высоком здании показывает три часа дня. Она идет к светофору, чтобы перейти дорогу. Медленно загорается зеленый. И тут она кое-что видит.
У фонтана на камне сидит большая собака. Сидит и смотрит в одну сторону, иногда высовывая язык. Мимо нее проходит множество людей, но ни один человек не может ее отвлечь.
Мадлен (про себя): Собака.
Мадлен идет к собаке, останавливается около нее, смотрит на небо.
Мадлен (как бы между прочим): Хорошая погода сегодня.
Собака даже не смотрит на нее.
Мадлен: Можно мне присесть рядом? Нет? Но я все-таки присяду. Я Мадлен. Мад-лен.
Она садится на каменное ограждение, протягивает руку поздороваться, но собака не реагирует.
Мадлен: Мне тоже очень приятно. А все-таки, как тебя зовут? Оу, у тебя ошейник. С именем, наверно? Ты не обидишься, если я взгляну?
Она тянет руку к собачьей шее. Та гордо поднимает голову, выражая совершенное безразличье.
Мадлен: (читает) Гровер. Почему ты тут сидишь, Гровер? Ты… потерялся? Твой хозяин где-то недалеко? Можно, я подожду его вместе с тобой?
Мадлен усаживается поудобнее на теплом камне. Фонтан за спиной приятно урчит. Машины мелькают. Люди ходят мимо туда-сюда, и никто не обращает на них внимания.
Мадлен: У тебя красивые лапы - большие. И наверно, в них полно когтей. Сколько у тебя когтей? Ты их выпускаешь, когда кто-нибудь приближается к хозяину?.. Молчишь…
И тут Мадлен начинает поскуливать – сначала тихо, потом громче. Прохожие теперь смотрят прямо ей в лицо – осуждающе, непонимающе. Она для удобства кладет руки на камень и, опираясь на них, воет, вытянув шею. Наконец собака оборачивается на нее, высовывает язык и снова отворачивается.
Мадлен (победно): Ты посмотрел на меня. Ты посмотрел. Я – Мадлен, и я ухожу. Приятно было познакомиться, Гровер.
Она встает с каменной плиты, уходит.
11
Мадлен лежит на спине в своей постели, открывает глаза, смотрит на часы – часы показывают двенадцать. Поспешно встает, умывается, готовит обед. Кушает, одевается, подходит к дверям надеть обувь. Но когда она хочет надеть ботинки, то обнаруживает отсутствие одного шнурка.
Мадлен (грозя пальцем крысе): Это ты, крыса малярийная!
Мадлен (пища): Нет! Это не я! Ты сама вчера порвала этот шнурок и хотела зашить, но забыла!
Мадлен: Ах ты скотина – все знаешь!
И начинает искать остатки шнурка.
12
Мадлен забегает в магазин, хочет переодеться в подсобке, но тут путь ей преграждает женщина в очках и с бумагами в руках.
Женщина: Почему ты опоздала?
Мадлен: Я зашивала шнурок на ботинках.
Женщина: Ты же в туфлях.
Мадлен: Оказывается, я не могу зашивать шнурки.
Женщина: Кто ты вообще такая? Новенькая? В моем списке тебя нет. Как тебя зовут?
Мадлен: Да, я новенькая. Меня зовут Мадлен.
Женщина: Из французской семьи, что ли?
Мадлен: Нет…
Женщина: Ладно, иди работай.
Мадлен уходит, женщина заинтересованно смотрит ей вслед.
13
Мадлен опять сидит на камне рядом с Гровером. Вечереет.
Мадлен: Я видела тебя днем, Гровер. Сейчас уже девять часов, а ты все еще здесь. Ты здесь со вчерашнего дня? Ты действительно потерялся? Хозяин оставил тебя здесь, а сам ушел? Сказал ждать и ушел?
Собака молчит.
Мадлен: Это же я, Мадлен, мы познакомились вчера. Хочешь, опять поскулю?
Собака поворачивает к Мадлен голову, открывает пасть и гавкает.
Мадлен (улыбаясь): Другое дело, Гровер. А я уж хотела опять людей пугать.
Они сидят, смотрят на прохожих.
Мадлен: Ты потерялся недавно? Я тебя вчера здесь не видела. Это хорошо, что недавно - еще не все потеряно. Хочешь, я тебе помогу с поисками хозяина?
Мадлен встает с камня и быстро подбегает к ближайшему прохожему:
Мадлен: Извините, это не Ваша собака?
Пожилой мужчина (поглядев на огромный кусок шерсти): Нет, не моя.
Мадлен подходит к молодой девушке.
Мадлен: Извините, не Ваша? Собака?
Девушка (не смотря на Гровера): Нет, не моя.
Мадлен садится обратно на камень.
Мадлен: Извини, Гровер. Я пошутила. Я найду его как-нибудь по-другому. Я объявление в газету могу дать. Да.
14
Сон Мадлен. Но сначала непонятно, что это сон. Она идет с работы домой поздно вечером, и на нее нападает ужасно пахнущий мужчина. Пока он отбирает у нее сумку, Мадлен морщится от невыносимого запаха. Возня продолжается несколько секунд. Мужчина долго пытается вырвать сумку Мадлен, а та уже сама не против избавиться от вонючки, но сумка запутывается у них в руках и они никак не могут ее отвязать. Наконец сумка у грабителя, а Мадлен еще долго фыркает и втягивает носом свежий воздух.
Тут она просыпается от звонка будильника – лениво открывает глаза, рывком стаскивает одеяло, делает глубокий выдох и неуверенными шагами идет в ванную.
15
Мадлен покидает свою кассу, чтобы пойти на обеденный перерыв. В подсобке оказываются Саша и еще две девушки. Они что-то тихо выясняют, у всех озабоченные лица. Как только Мадлен появляется в их поле видимости, они затихают.
Саша: Мадлен, напомни-ка мне, как далеко отсюда ты живешь?
Мадлен, опираясь на косяк двери, принимает настороженную позу.
Мадлен: В трех кварталах.
Девушки охают и переглядываются.
Саша: Вчера вечером в двух кварталах отсюда убили девушку.
Первая девушка: Я слышала, что убийца ее еще и обокрал.
Вторая девушка: А я слышала, что она была кассиром в магазине.
Мадлен: А мне сегодня приснился сон, будто меня около моего дома обокрал какой-то вонючка.
Мадлен уходит. Девушки, открыв рты, смотрят ей вслед.
16
Мадлен и Гровер сидят на своем привычном месте. Фонтан, прохожие, машины – все как всегда.
Мадлен: Где ты прячешься ночью, Гровер?
Собака ведет ушами, показывая, что на этот вопрос она не ответит.
Мадлен: Я принесла тебе поесть. Ты наверно уже долго не ел. Я взяла сосиски и хлеб с работы.
Гровер с охотой начинает поглощать еду.
Мадлен: Ночью тут одиноко и опасно. Это время не для таких собак, как ты. Один раз я оставалась ночью на улице.
Возвращение в прошлое: Мадлен, совсем еще подросток, с длинными волосами, идет по вечерним улицам. У нее мечтательное лицо – она не замечает ничего, кроме мерцающих огней витрин.
Голос Мадлен за кадром: Мне было пятнадцать лет, и я любила гулять по вечерам. Ну, знаешь - эти огни, мигающие надписи, привлекающие внимание. Я никогда не заходила в двери под надписями, но знала, что за ними. Там красивые люди с белыми зубами и вежливыми лицами, там много цифр перед знаком доллара. Туда приезжают на блестящих машинах, потому что бояться оказаться одни в этой сверкающей темноте. А я считала себя дитем этой темноты, и каждый темный переулок был моим. До десяти часов вечера. В тот день я, нагулявшись, шла домой. У меня были некоторые планы – сделать по русскому языку домашнее задание, чтобы в классе на меня не пялились при его проверке. Учительница у нас была справедливая. Как-то я предложила ей написать на меня докладную – может, тогда меня заставили бы заниматься. Учительница стала плакать и повторять, что она плохой учитель. А я в это время представляла, что вокруг меня огненные стрелы, которые я нечаянно роняю на окружающих…
Мадлен в это время заходит в дом и поднимается на четвертый этаж. Подъезд чистый, ухоженный, безлюдный.
Голос Мадлен за кадром: Ну так вот, я поднялась на четвертый этаж и позвонила в нашу квартиру – у меня не было с собой ключей. Я ждала долго, но никто не открывал. Думала, что родители спят, и пыталась разбудить их. И тут вспомнила, что они хотели ехать в гости к одной своей знакомой, живущей на окраине города. А вернуться должны были рано утром следующего дня. Я позвонила соседям, с которыми была в доверительно-бытовых отношениях. Но их часто не было дома, и этот день не стал исключением. Мне было не по себе, а в голову стали приходить странные мысли – одна безумнее другой. В конце концов, - сказала я себе, - это лишь ночь. Одна ночь на улице. У меня с собой не было ничего – ни денег, ни документов, телефона я вообще не имела. Да и сейчас его у меня нет. Я пошла в круглосуточный супермаркет. На улице холодало.
Мадлен выходит на улицу, идет к магазину, поминутно ежась от холода в своей тоненькой курточке. Заходит туда и сразу видит охранника – большого усатого дядю с рацией на поясе, который подозрительно на нее смотрит. Мадлен идет к отделам, берет товар, высматривает цены. Покупателей становится все меньше. Тогда Мадлен позволяет себе похулиганить – бегает по магазину, прячется от невидимого охранника. Находит свои любимые шоколадные батончики, облизывается. Наконец она устает, возвращается ни с чем к кассе. На настенных часах всего лишь два часа ночи. Охранник смотрит на нее очень выразительно.
Мадлен решает пойти в парк и посидеть там на скамейке. Становится совсем темно, прохожих почти нет - зато машин не убавилось. Вскоре она приходит в парк, где практически никого нет. Фонари горят тускло, ветви деревьев низко опущены. Мадлен садится на ближайшую скамейку и опасливо оглядывается. Немного погодя старик с внешностью бездомного подходит к урне рядом с ней и начинает там копаться. И иногда смотрит на Мадлен так, будто видит перед собой врага, будто она может что-то у него отобрать. Мадлен не выдерживает этого взгляда и уходит.
Она замерзает еще больше – краснеет нос, руки, клацают зубы, а она идет, смотря только вперед, не зная, куда пойти. Тут видит круглосуточный буфет и решает зайти туда. Яркий свет в буфете неприятно режет ей глаза – она щуриться, пытаясь найти свободный диванчик. Посетители смеются, над их горячими тарелками и кружками клубится пар, а Мадлен видит все это как через призму. Садится за крайний столик, на мягкий теплый диван, и быстро начинает засыпать. Ее глаза смыкаются, мы начинаем видеть все так же, как и она – расплывчато, через узкие окошечки. Последнее, что она видит перед тем, как провалиться в сон, это время на настенных часах – три ноль-ноль.
Ее будит терпеливый голос. Он говорит ей, что здесь спать нельзя.
Голос: Девушка, здесь нельзя спать.
Эта фраза повторяется несколько раз, а затем Мадлен начинают толкать вбок. Когда зрение Мадлен и, соответственно, наше зрение, возвращаются, она видит хозяйку голоса и высокого парня в форме, подходящего к ней. Мадлен с усилием встает, извиняется и выходит из буфета.
На улице, от холода, весь ее сон пропадает. Она возвращается в подъезд своего дома и опять звонит в двери.
Мадлен спускается на первый этаж и, найдя укромное место, ложится на пол. По ее лицу видно, что лежать на холодном полу не очень приятно. Она сворачивается клубочком и сколько-то лежит так, закрыв глаза. Вдруг слышит шаги. Шаги приближаются, отдаваясь эхом в ее голове. Мадлен не шевелится, лежит и ждет. Через минуту невыносимо громкие стуки шагов стихают, и на нее ложится тень.
Тень (грубым женским голосом): Кто ты такая? Эй, ты кто?
Мадлен: Я – житель этого дома.
Тень: Если ты сейчас же не уберешься отсюда, я вызову полицию!
Мадлен (злясь): Если Ваш ребенок забудет от дома ключи, я выгоню его так же, как Вы меня сейчас.
Тень: Из какой ты квартиры?
Но Мадлен уже выходит из дома, громко хлопнув дверью. Запахиваясь в свою курточку еще сильнее, она уверенно идет по улице, а затем сворачивает в переулок. В переулке, где нет светящихся окошек и мигающих огней, Мадлен обнаруживает его хозяев – местных ребят количеством в пять человек, которые окружают ее и начинают приставать с вопросами про деньги и телефон.
Мадлен (спокойно): У меня ничего нет.
Один из парней: Неужели у тебя и телефона нет? Врешь, сука!
Тут из-за дома начинают выходить какие-то люди. В темноте нельзя разобрать – кто именно.
Один из окруживших Мадлен парней: Скины!
Обидчики Мадлен быстро бросаются врассыпную, потому что их бритых противников больше. Кто-то кого-то догоняет, слышаться звуки ударов. К ошарашенной Мадлен подходит один из ее спасителей. Это крепкий, высокий парень с бритой головой, лет двадцати.
Спаситель: Все хорошо?
Мадлен кивает.
Мадлен: У меня ключей нет.
Спаситель (усмехаясь): У меня тоже ключей нет. Но есть телефон.
Мадлен: А у меня и телефона нет.
Спаситель: А у меня друзья есть. Без друзей звонить некому.
Мадлен: Это понятно.
Мадлен собирается уходить.
Спаситель: Я могу дать тебе свой телефон, и ты будешь звонить моим друзьям.
Мадлен: Спасибо, но это твои друзья.
Мадлен поворачивается и идет прочь из переулка. Ее спаситель еще немного смотрит ей вслед, а затем поворачивается к своим друзьям.
Спаситель (весело крича): Ну что – кого поймали?
Все возвращается в настоящее. Мадлен и Гровер сидят на камне.
Мадлен: Вот так, Гровер, я и ночевала на улице. Родители приехали утром и сильно удивились тому, что я их ждала. Папа сказал, что думал, что я взяла ключи. Но я никогда не брала ключи, думала – мне откроют. Теперь мои ключи всегда со мной. Ведь только я могу открыть себе дверь.
Мадлен смотрит на прохожих, в ее глазах – грусть от воспоминаний. Поднимается с камня.
Мадлен: Ладно, я пошла, Гровер. Надеюсь, я говорила не слишком монотонно. Завтра принесу еще еды. Супа принесу. До завтра.
17
Мадлен заканчивает с работой - убирает рабочее место. К ней подходит грузчик Вася – худой парень в замусоленной кепке, с постоянно идиотской ухмылкой на лице.
Вася: Привет, Мадлен.
Мадлен (не смотря на него, скучающим тоном): Привет, Вася.
Вася (подмигивая Мадлен): Говорят, ты ведьма – (поднимает коробку) сны вещие снятся…
Мадлен (пожимая плечами): Говорят – значит, правда.
Вася, смутившись, кивает и уходит. Мадлен продолжает убираться.
18
Утро - красивое, солнечное, морозное. Мадлен идет по дороге на работу и глубоко дышит. Ей нравится это утро, она не спешит надевать рабочую форму.
Слышно, что сзади нее кто-то бежит. Мадлен думает, что это точно не за ней, и улыбается от этой мысли. Ей любопытно, за кем бегут, и она останавливает свой взгляд на идущей впереди нее блондинке в красном пальто. Мадлен улыбается, пока ей не преграждает дорогу бегущий. Бегущим оказывается ее бывший одноклассник Максим – красивый улыбчивый парень с модной прической, в кожаной куртке.
Максим: Привет, одноклассница.
Мадлен недовольна – этот парень причинил ей в свое время много вреда.
Мадлен: Извините, я Вас не знаю.
Максим: Не смеши, Мадлен, я нисколько не изменился, чтобы меня не узнавать. Ладно, не напрягайся, я Максим.
Люди обходят и ругают их, а Мадлен порывается уйти. Максим не дает ей этого сделать.
Максим: Да погоди ты. Где ты сейчас живешь? Здесь?
Мадлен: Да, здесь. Работаю тоже здесь. Но скоро улечу….в Гренландию.
Максим: Не училась, значит. А я университет закончил в столице. Работать приехал, в родной город.
Мадлен: Очень рада за тебя. Мне идти надо.
Мадлен срывается, бежит.
Максим (крича ей вслед): Да брось, Мадлен! Думаешь, все забыли про тебя? Думаешь, я тебя не знаю, Мадлен?! Гренландия! Да ты всегда здесь, никуда отсюда не денешься! Мад-лен!
19
Мадлен сидит на камне и предлагает Гроверу поесть.
Мадлен: Ну, Гровер, съешь хотя бы чуточку, вчера же мой суп съел.
Гровер отворачивается, а Мадлен сердится. Наконец девушка обижается и вовсе престает разговаривать с собакой. Гровер трогает ее носом.
Мадлен (улыбаясь): Ладно, Гровер, рожки больше не буду делать. На хотя бы хлеб.
Собака начинает жевать хлеб. Они сидят вдвоем, слушают стуки каблуков, прыжки детей, ступания тяжелых ботинок.
Мадлен: Ты когда-нибудь пробовал петь? Некоторые вообще никогда в своей жизни не пели и не знали, могут они это делать или нет. Представляешь, если бы у меня был голос оперной певицы, а я бы не знала? Но я не могу петь, а моя бабушка могла. Она не пела до восемнадцати лет, а потом запела и узнала, что у нее есть талант. И начала петь везде – стала популярна, ее показывали по телевизору, у нее было много поклонников. Она говорила мне, что ее жизнь была усыпана цветами, что та ее жизнь, которую видели все, была продуктом ее таланта. А та бабушкина жизнь, которую видела я, была напряженной и насыщенной разными склоками и интригами. Ее талант был постоянной причиной ссор. Она любила после очередного скандала лежать в ванне в лепестках роз. Дома не пела никогда, говорила, что не хочет мешать эти две жизни еще больше. Она говорила мне: «Детка, если ты захочешь, решишься петь, то делай это для себя. Для своего мужа, детей, внуков. Зачем раздваивать свою жизнь, зачем ее мельчить?». Но я не умею петь. У меня нет возможности выбрать, что делать с моим талантом. У меня нет возможности ошибиться. И поэтому я буду жить так, как обычные люди.
Имя мне дала бабушка. И моя американская, французская, итальянская семья здесь не причем. Она была любительницей фильмов и смотрела их очень часто. Одна из героинь, видимо, звалась Мадлен, вот и она назвала меня так. Я до сих пор боюсь найти этот фильм и увидеть, чего же хотела от меня бабушка, кем она меня… видела. Холодно что-то. Пойду домой. Пока, Гровер».
Мадлен берет сумку и махает Гроверу рукой. И, когда на горизонте она превращается в маленькую точку, собака скулит.
20
На следующий рабочий день к Мадлен подходит Саша и просит выйти для разговора. Вид у Саши серьезный. Они заходят в подсобку.
Саша: Мадлен. Я хочу тебе кое-что рассказать. Дело в том, что… у меня есть парень. Ты, наверно, уже видела его – он заходит за мной иногда? Ну, такой высокий брюнет? В черной куртке? В голубых джинсах?.. (немного подумав) Он зовет меня ягодкой?
Мадлен: Аа, все, поняла.
Саша: Вот – он пригласил меня на завтра вечером в ресторан. И вид у него был торжественный, когда он это говорил. И встречаемся мы уже два года… Короче, я хотела бы знать, что он завтра скажет – ну, понимаешь?.. Предложение – понимаешь? Вот – я бы хотела знать и… подготовиться. Ну, платье какое-нибудь особенное купить и так далее… поможешь?
Мадлен: К-как?
Саша: Слушай, не надо стесняться меня. Я примерно представляю, что ты сейчас чувствуешь. Я как-то предсказала, что наша кошка умрет. Я знаю, как на тебя смотрят в таких случаях. У меня у самой мурашки бегали… Ну, поможешь?
Мадлен: Что-то я не понимаю…
Саша: Да хва..! Мадлен. Твой сон – он же сбылся? Тот, который ты нам рассказывала? Вот – я хотела бы у тебя попросить, чтобы ты… ну не знаю, подумала обо мне перед сном и… чтобы я тебе приснилась! С моим парнем в ресторане, пожалуйста! Я заплатить могу…
Мадлен: Подожди. Это не шутка – да? Да. Но мои сны никогда не сбываются, это просто мои сны. Я сказала тогда это от балды, вы говорили – я сказала….
Саша: Хочешь, я тебе перед сном позвоню? Может, это поможет!
Мадлен: Это бессмысленно вообще!
Саша: Ты просто не знаешь о своих силах! Способностях!
Мадлен: Да все я знаю – их у меня нет!
Саша: Да мне все равно – просто попробуй!
Мадлен (сдаваясь): Конечно, ничего не получится, но – хорошо, я попробую.
Саша (бросаясь к ней на шею): Мадлен, ты самая хорошая! Напиши мне свой номер, я обязательно позвоню!
21
Ночь. Комната Мадлен. Раздается телефонный звонок. Она приподымается с кровати, ищет впотьмах телефон, находит, берет трубку.
Саша: Я не слишком поздно?
Мадлен (еще ближе подтянувшись к аппарату): Нет. В самый раз. Еще немного, и меня бы даже слон не разбудил.
Саша: Ой, извини. Ну, вот, я тебе звоню, чтобы ты обо мне подумала.
Мадлен: Ты не представляешь, как много я уже о тебе подумала.
Саша: Да? Это хорошо… Мы сидим в ресторане, я в красном платье и с розовым цветком на волосах, он – в черном классическом…
Мадлен: Это что?
Саша: Это я пытаюсь тебя направить…
Мадлен: Слушай, я и так достаточно направлена. Даже про розовый бант угадала.
Саша: Розовый цветок.
Мадлен: Не важно. Ты позвонила – слава богу. А теперь я хочу спать.
Саша: Сладких снов!
Мадлен: И тебе того же.
22
Мадлен приходит на работу и не успевает надеть форму, как к ней подбегает Саша.
Саша: Мадлен, привет. Можно тебя на минутку?
Саша отводит ее подальше от лишних ушей.
Саша: Ну – как? Он предложит?
Саша смотрит на Мадлен, как на последнюю надежду.
Мадлен: Эээ… да. Да, предложит.
Саша: Правда?.. Ты врешь.
Мадлен: Я? Да. Вру.
Саша: Ты ничего не видела, да?
Мадлен: Ничего.
Саша: Но все равно спасибо. Извини еще раз, что разбудила вчера.
Саша уходит, но скоро возвращается.
Саша: А можно вопрос? Почему ты соврала?
Мадлен: Ааа… у тебя такое выражение лица было…
Саша (улыбнувшись): Уау, нашей Мадлен не чужды человеческие чувства!
Мадлен, чуть замявшись, улыбается в ответ.
Саша: Я знаю. Я знаю, в чем твоя проблема. У тебя нет парня. У нас есть один грузчик…
Мадлен: Передайте своему Васе…
Саша: Ладно, ладно, не ругайся. Я помочь хотела… работай.
Мадлен злится и возвращается на рабочее место.
23
Мадлен в их привычном месте рассказывает Гроверу про случившееся.
Мадлен (возбужденно): И представляешь – она говорит мне про того грузчика, который как-то назвал меня ведьмой!.. Гровер, я не дура. Я специально сказала ему в ответ, что сплетни не врут, ждала его реакцию. А он ничего на это не сказал! То есть он верил этим сплетням, а я, по его мнению, какую-то несусветную чушь сказала! Да! Чушь! Гровер, как ты думаешь – я постоянно говорю чушь?
Собака открывает пасть и зевает.
Мадлен: А издеваться надо мной не надо.
Тогда собака выпрямляется и, смотря на Мадлен, гавкает.
Мадлен (гладя собаку по затылку): Еще раз такое выкинешь – на суп пойдешь…
Голос: Это твоя собака?
Маленькая девочка девяти лет с огромным портфелем за плечами стоит рядом с ними и внимательно глядит на Мадлен.
Мадлен (смотря на собаку и улыбаясь): Нет, это не моя собака.
Девочка (удивленно): Она что – бродячая?
Мадлен: Нет. Эта собака – мой друг.
Девочка (еще более удивленно): Так разве бывает?
Мадлен: Видимо, да.
Девочка: А где она живет?
Мадлен: Нигде не живет.
Девочка: Как это? Мой друг, Сережа, живет в соседнем доме номер двадцать, а я живу в
доме номер девятнадцать. А ты где живешь?
Мадлен: Эээ… я вот в этом магазине живу.
Саша: В магазине не живут. В магазине мама покупает продукты.
Мадлен: Слушай, девочка, раз ты такая умная, то зачем спрашиваешь?
Девочка: Можно мне собаку погладить?
Мадлен: Она не любит всезнающих девочек.
Гровер подставляет голову к маленькой ручке и дает себя погладить. Девочка тихо что-то ему говорит, собака поскуливает.
Мадлен: Девочка, мне просто интересно – а кто победит на следующих выборах? Точнее, что тебе насчет этого мама сказала?
Девочка: Коммунисты. Мама сказала, что Путин – засранец, он нашу страну развалил. Как наш папа, который нашу семью развалил. И черта с два мама будет одна ребенка воспитывать. И алименты этот скотина не платит, так что ребенок скоро в детдом отправится.
Девочка на прощание целует собаку в макушку и идет дальше своей дорогой. Коротышка с большим портфелем уверенно шагает по пешеходному переходу, терпеливо ждет зеленого цвета светофора, а потом скрывается в толпе.
Мадлен (провожая ее взглядом): Это была еще одна маленькая я, Гровер.
24
На следующий день Мадлен приходит к Гроверу перед своей сменой довольно рано, в обед, с большим пакетом. Гровер, учуяв вкусненькое, облизывается.
Мадлен: Привет, Гровер. Как себя чувствуешь? Сегодня у нас знаменательный день – день рождения моей бабушки. Я решила отпраздновать его с тобой вдвоем, а это после смерти бабушки ни разу не бывало. Себе я купила пирожные и батончики, а этот горячий чай из дома взяла. Тебе я принесла… оп-ля! курочку, только что сваренную, и бульон на этой же курочке. Бон аппетит!
Оба голодные, они начинают поедать свои лакомства. Прохожие глазеют на них - тогда Мадлен поворачивается к фонтану, что делает и Гровер.
Мадлен (откусывая пирожное): Когда у бабушки было день рождения, и я приходила к ней с каким-нибудь пустяковым подарком, она ругала меня. И говорила, чтобы я ей больше их не приносила. Она говорила, что подарок для нее – видеть радость на моем лице, и дарила мне что-нибудь. Я упиралась – учила бабушку дарить подарки! Но, в конце концов, оставалась либо со слоненком, либо с куклой… Бабушка умерла в сорок девять лет. Все говорили, что это самоубийство. Но только я знала правду.
Действие переносится на двенадцать лет назад. Ванная комната, в ванне, в лепестках роз, лежит бабушка Мадлен в халате. Бабушка стройная, темноволосая. Около нее сидит маленькая Мадлен.
Голос Мадлен за кадром: Дело в том, что иногда бабушка позволяла себе некоторую слабость. Когда она лежала в ванне в лепестках роз, то баловалась бритвой. Она водила ею по руке так, что волоски на ее руках вставали, будто наэлектризовавшись. Как-то я увидела ее с бритвой и попробовала сказать, что это опасно. «Конечно, опасно…
Бабушка (усмехаясь): Конечно, опасно. И, не дай бог, я увижу тебя с этим. Но мне… нужно как-то поддерживать в себе жизнь. Я читала, что погонять кровь по жилам полезно в моем возрасте.
Старый родительский дом. Маленькая Мадлен играет с плюшевым слоником в своей комнате.
Голос Мадлен за кадром: В день, когда она умерла, именно в тот момент, самолет, пролетающий мимо, вдруг бабахнул – так бывало как-то раз, ну, и повторилось…
Маленькая Мадлен вздрагивает от громкого звука и смотрит на белую полосу, оставшуюся от пролетевшего самолета.
И снова Бабушка в ванной. Бабушка лежит и проводит бритвой по руке.
Голос Мадлен за кадром: Бабушка испугалась, полоснула себя бритвой и… собственно, умерла. Она не могла сама убить себя – она бы никогда меня не оставила. У меня, кроме нее, не было никого – она бы не смогла.
Настоящее время. Гровер наклоняет голову, Мадлен гладит его.
Мадлен: Ну вот, Гровер - опять на печальной ноте закончила. Прости.
25
Магазин. Мадлен обслуживает покупателей, к ней подбегает Саша:
Саша: Мадлен, ты была права! Он сделал мне предложение!
Мадлен: У Вас есть наша карточка? Да не может быть такого.
Покупательница (обиженно): Почему не может быть? Есть. Вот.
Мадлен: Извините, это я не Вам.
Саша: Прикинь, а я тебе не верила!
Мадлен: Это тоже Ваше? Не надо.
Покупательница: Как не надо? Это мое, мне надо.
Мадлен: Я не Вам.
Саша: Мадлен, у нас скоро будет свадьба.
Мадлен: Двести пятьдесят рублей шестьдесят четыре копейки...
Покупательница: У меня только тысяча.
Мадлен: …Очень рада за вас.
Покупательница: Не поняла – почему…
Мадлен: Это я не Вам! Саша, давай потом поговорим!
Саша: Короче, я приглашаю тебя на свадьбу.
Покупательница: Девушка, можно побыстрее?
Мадлен: Черта с два!
Покупательница: Что-о?
Саша: Мадлен! Если я пригласила – значит, нужно идти!
Мадлен (кричит): Ваша сдача! Приходите к нам еще! А если я не хочу?
Саша (спокойно): Ой, да ладно, Мадлен. Я вижу. Так не хочешь, что аж покупателей распугала. Работай.
И Саша, развернувшись, идет прочь. Мадлен стоит, разъяренная, среди притихших покупателей, и пробивает товар.
26
Поздний вечер того же дня. В квартире Мадлен раздается телефонный звонок. Звонит мама Мадлен.
Мама: Алло? Мадлен, приезжай в больницу на Пушкина.
Мадлен: А что? Почему в больницу?
Мама: У твоего папы что-то с сердцем случилось.
Мадлен: Сейчас приеду.
Мадлен одевается, выбегает на улицу. На улице темно, автобусы ходят редко. Мадлен дрожит от холода, от нетерпения постукивает ногой, дожидаясь автобуса.
Мадлен (про себя): Надо было спросить, насколько это серьезно. Если автобус через пять минут не подъедет, побегу на своих двоих.
Вскоре автобус приезжает, лениво открывается, лениво закрывается и лениво трогается. Мадлен нервничает, когда они в очередной раз останавливаются. Наконец добираются и до больницы. Мадлен, не дожидаясь объявления остановки противным гнусавым голосом, выбегает. Поднимается на второй этаж, бежит по коридору и видит маму.
Мадлен: Ну что? Где он?
Мама: Ему лучше. Вот здесь, заходи.
Мадлен заходит в палату и видит отца. Тот лежит на кушетке, бледный, опутанный трубками.
Мадлен (с намеком на бодрость): Привет, папа. Как ты себя чувствуешь?
Папа: Хм. Нормально. Знаешь, что сказали врачи? Они сказали, что у меня сердечная недостаточность. Ты знаешь, что это такое?
Мадлен: Эээ… да, кажется, знаю. Это ничего страшного. Это поболит и… пройдет, да. Эээ… сначала страшно, очень неприятно, а потом… проходит.
Папа: Да? Хорошо. Я почти счастлив.
Минута молчания.
Мадлен (глядя на белое папино лицо): А у меня парень появился.
Папа улыбается и любопытно смотрит на дочь.
Папа: Да? И как его зовут?
Мадлен: Гровер.
Папа (перестает улыбаться): Гровер?
Мадлен: Он… он из Америки, то есть его отец из Америки, отец его так назвал.
Папа: Ааа. А как он выглядит?
Мадлен: У него красивые… руки.
Папа (смеясь): Руки? Как у девчонки, что ли?
Мадлен тоже смеется.
Папа: Приведешь как-нибудь, покажешь?
Мадлен: Ага. Как будет свободное время. У него.
Отец удовлетворенно ухмыляется. Мадлен стоит возле кушетки, водя пальцами по трубочкам. Смотрит на пикающие приборы и прочее медицинское оборудование.
Папа: Думаешь, я не знаю, какой сегодня день? Думаешь, я ничего не помню?
Мадлен: П-пап, тебе волноваться не надо, наверно…
Мадлен: День рождение моей мамы мы всегда справляли очень весело. Приходило много гостей… Я дарил ей цветы – тюльпаны. Красивые, как она сама. И она улыбалась и целовала меня. А я был счастлив, как ты… Последние годы она отмечала свое день рождение только с тобой. Ты целыми днями была у нее – не знаю, что ты там делала, но домой приходить не хотела… И мы потеряли тебя. Каково потерять шестилетнего ребенка?
Мадлен: Ааа…
Папа: Она не оставила тебя нам, даже когда умерла. Сколько тебе тогда было?
Мадлен: Одиннадцать.
Папа: Ты не говорила с нами, как с родителями. Это было… мучительно… поначалу.
Мадлен: Папа, тебе не надо сейчас напрягаться.
Папа: Пойми, Мадлен – я всегда хотел быть твоим отцом – но ты сопротивлялась. Я хотел бы иметь хотя бы одного близкого человека – будь то твой муж, твой ребенок…
Мадлен: Папа, я пойду, тебе нужен покой.
Папа: Хорошо, иди.
Мадлен выходит из папиной палаты. Выходит из больницы, останавливается у остановки. Глядит на темное небо, обнаруживает на нем единственную звезду.
Мадлен (про себя): С днем рождения, Мадлен.
27
Три часа дня. На улице странная жара. Мадлен выходит из магазина и, как всегда, направляется к собаке. На душе ее неспокойно от вчерашнего происшествия. Дойдя до светофора, она оглядывается на фонтан и останавливается на секунду. Затем начинает бежать, дождавшись зеленого цвета. Гровер сидит не один – рядом с ним, вплотную, стоит мужчина в пальто и что-то проделывает с шеей собаки. Мужчина солидный, из-под расстегнутого пальто виден дорогой костюм. Гровер упрямится, извивается, но не может выбиться.
Мадлен кричит: Стойте! Мужчина! Стойте!
Мужчина в пальто удивленно смотрит на запыхавшуюся Мадлен.
Мадлен: Что Вы делаете?
Мужчина: Это Ваша собака?
Мадлен: Н-нет, а разве Ваша?
Мужчина: Нет. Она что – потерялась?
Мадлен: Да. Она ждет своего хозяина. И не надо ее никуда вести, у Вас нет на это прав.
Вернется хозяин и ее… заберет.
Мужчина: Я нашел ее и я ее заберу. Она мне нравится.
Мадлен: Это воровство!
Мужчина: На ней не написано, чья она.
Он начинает уводить Гровера.
Мадлен: Стойте! Куда Вы его ведете?
Мужчина (нетерпеливо): К себе домой, если Вам так интересно.
Мадлен: Подождите, он не сможет жить у Вас дома!
Мужчина (шагая быстрее): Почему это?
Мадлен: Гровер – свободная собака и не сможет жить взаперти!
Мужчина: Это он Вам так сказал или Вы решили? Почему Вы сами не забрали его к себе, если
он вам так дорог?
Мадлен: Я говорю Вам, он – воль…
Мужчина: Вы хотите поговорить об этом? Хотите сказать, как можно выжить бездомной собаке в городе?
Мадлен какое-то время молча бежит за ними. Гровер лениво передвигает лапами, скулит.
Мадлен (грозно): Стойте!
Мужчина оборачивается.
Мадлен: Я его хозяйка и я его заберу!
Мужчина: Ха-ха! И где же он будет жить? В Вашей комнате в доме родителей? Будет спать
под кроватью, чтобы его никто не заметил?
Мадлен: Я живу одна, в квартире.
Мужчина: Так почему же Вы его не забрали? Слишком велик для Вашей квартиры?
Мадлен стоит и сдерживает в себе слезы. Мужчина отворачивается, идет.
Мужчина (через плечо): Мне надоел этот бред. Тут нечего обсуждать.
Мадлен вдруг срывается, подбегает к мужчине, поворачивает его.
Мадлен: Гровер – мой друг.
Молодой человек смотрит на крупные слезы на лице Мадлен, на отчаянный вид, на коробку
«Педигри» в ее пакете.
Мужчина: Иногда мы теряем друзей.
Мужчина, повернувшись, опять идет.
Мадлен (рыдая): Да что Вы знаете о настоящих друзьях?! Вы ничего о них не знаете! Для
Вас лишь деньги имеют смысл, и для Ваших друзей тоже! Для Вас друг тот, кто может сделать Вас еще богаче!
Мужчина поворачивается, стремительно подходит к ней и, подойдя вплотную, наклоняется, смотря прямо в глаза.
Мужчина: У меня был настоящий друг. Он умер несколько дней назад. У него была собака, которую он очень любил, и которая была для него всем. Перед его смертью я обещал ему, что буду заботиться о ней, что возьму ее к себе, но она сбежала. Я искал ее каждый день, несмотря на то, что у меня нет времени ею заниматься, а у моей жены аллергия на собачью шерсть. Я просматривал все объявления в газетах, я даже знакомых всех оповестил, но не нашел ее. Ах, да, я забыл сказать, как звали эту собаку. Ее звали Гровер…
Мужчина чуть медлит, а затем кладет руку на плечо девушки.
Мужчина: Мне жаль.
Мадлен стоит и смотрит, как они уходят. Они уходят и превращаются в две точки. Одна мохнатая, а другая длинная.
28
На следующий день Мадлен сидит у фонтана и смотрит на обувь прохожих, поскольку поднять голову выше не может. Стук одной пары каблуков в ее ушах звучит подобно маршу целого полка. Прыжки детей заставляют Мадлен опасаться землетрясения. Тяжелые ботинки раздавливают ее голову в лепешку.
Внезапно на нее ложится тень.
Тень: Привет. Долго сидишь?
Мадлен приподнимает голову выяснить, кто говорит, но из-за слепящего солнца тень остается тенью.
Мадлен: Нет, недолго.
Тень: Гровер сам привел меня сюда, когда я вывел его прогуляться.
Мадлен: Гровер, иди сюда.
Собака подходит к ней и кладет голову на ее куртку.
Тень: Моя жена держалась молодцом, только ребенок всю ночь не спал. Думаю, все будет
хорошо. Как ты себя чувствуешь?
Мадлен: Я не люблю разговаривать с тенями.
Мужчина послушно перемещается, внимательно смотрит на Мадлен. Гровер садится рядом с девушкой, как всегда, и смотрит на прохожих.
Мужчина: Я целый день говорил ему, что его хозяин не вернется. Наверно, он не понял меня. И я хочу попросить тебя об одном одолжении.
Мадлен: Чтобы я ему это сказала?
Мужчина кивает. Гровер оборачивается.
Мадлен: Гровер, твой хозяин умер. Он никогда больше не вернется к тебе. Привыкай к новому. Не приближайся к жене нового хозяина, не тревожь ребенка нового хозяина, сдерживай свое желание погулять…
Мужчин: Ты издеваешься?
Мадлен: Я потеряла друга, а ты сейчас пришел подразнить меня? Будете приходить раз в месяц, а я буду сидеть на этом камне и ждать, когда у тебя появится свободное время, и ты соизволишь с ним прогуляться?
Мужчина: Если бы ты хоть где-нибудь разместила объявление о пропаже собаки, этого бы не случилось!
Мадлен: О, давайте сейчас выяснять, что было бы, если бы этого не было!
Мужчина: Но почему ты этого не сделала? Тебе не с кем больше поговорить? Тебя никто больше не слушает?
Мадлен: Да хватит лезть в мою жизнь!
Мужчина: Да ты просто использовала Гровера, чтобы кому-нибудь пожаловаться о своих проблемах!
Мадлен: Это не так!
Мужчина: Некоторые заводят в этих целях маленьких милых кошек, которых можно держать в маленькой квартире!
Мадлен: Они жрут шоколадные батончики!
Мужчина: Что за чушь вообще? Ты действительно так одинока, что целыми днями сидишь одна и ешь шоколад?
Мадлен: Я работаю.
Мужчина: Да ты просто ждешь! Ждешь, как и эта собака, своего хозяина! А точнее чуда, которого не произойдет! Мне тебя очень жаль!
Мадлен: А мне жаль Гровера, о котором ты говоришь постоянно в третьем лице!
Мужчина: Вот и жди первого, кто просто утащит тебя за поводок и будет говорить о тебе в третьем лице!
Мадлен: Да иди ты, придурок!
Мадлен быстро встает, целует собаку и бежит прочь. Мужчина смотрит ей вслед, а Гровер поскуливает.
Мужчина: Пошли, Гровер. Надеюсь, она меня поняла. Неглупая, вроде.
29
Мадлен приходит после работы в свою комнату и снимает куртку. Движения Мадлен отрывисты, она все еще напряжена из-за случившегося. Вдруг раздается звонок в дверь. Она нечасто слышит свой дверной звонок и поэтому очень удивлена. Мадлен смотрит в дверной глазок и, не видя ничего для себя опасного, открывает дверь – за ней стоит молодой человек и держится за руку возле локтя. Молодой человек с выразительной внешностью, голубоглазый, в зеленой кофте, которая подчеркивает его хорошую фигуру. Он – сосед Мадлен.
Сосед: Привет, я твой… сосед. У меня небольшое чэпэ с рукой (показывает на прореху в своей руке, к которой приложена вата). Я хотел бы у тебя бинт попросить. У тебя есть бинт?
Мадлен стоит и смотрит на него, готовая взорваться, но сосед этого не замечает.
Сосед: Затаскивал новый шкаф, а при вытаскивании старого порезался гвоздем. Ты – моя ближайшая соседка, вот я и решил обратиться к тебе…
Мадлен: Нет у меня бинта! И никогда не было! И вообще никогда не будет! И не капай тут мне своей кровью!
Сосед удивляется, перестает улыбаться.
Сосед: Л-ладно, не нервничай ты так, уже ухожу.
Мадлен хлопает дверью. И, нисколько не чувствуя угрызения совести, подходит к крысе:
Мадлен: Знаешь что, крыса? Меня все достали. Меня все достали и я ухожу спать. Разбудишь, когда надо будет идти на работу. Спокойной тебе ночи.
Мадлен ложится прямо в одежде на диван и пытается уснуть. Ворочается, принимает разные позы, но тщетно. Ее глаза источают грусть и жалость к самой себе.
30
Мадлен стоит в подъезде своего дома у чужой квартиры и звонит в дверь. Ей открывает сосед. Он смотрит на нее очень настороженно, не зная, что ожидать на этот раз. Мадлен, напротив, очень дружелюбна.
Мадлен: Привет, ближайший сосед. Извини меня за вчерашнее, у меня был плохой день.
Сосед (улыбаясь): Бывает.
Мадлен: Можно зайти? Я тебе кое-что принесла.
Сосед: Конечно, заходи.
Мадлен, сделав шаг за порог, достает из пакета упаковку бинта.
Сосед (удивленно): Что это? Бинт? Да мне уже не надо вроде…
Мадлен: Надо-надо. Бинт всегда нужен. Я взяла с зеленым рисунком, под цвет твоей вчерашней кофты. Потому что никак не могла вспомнить цвет твоих брюк… Хотя теперь я вижу цвет твоих глаз – надо было взять с голубым рисунком. Да что я говорю – я купила целый пакет бинтов, можешь взять любой.
Мадлен открывает пакет и показывает соседу свои покупки. Тот достает один бинт.
Сосед: Я возьму красный. Под цвет моего настроения.
Мадлен: Отличный выбор. Хотя, надеюсь, бинт больше тебе не понадобится.
Сосед: Спасибо.
Мадлен: Ну все, я пошла. Счастливо.
Сосед: Пока.
Мадлен приходит в свою комнату, снимает ботинки и замечает, что крыса как-то странно на нее смотрит. Мадлен подходит к стеклянному шкафу и пристально, с ухмылкой, смотрит на крысу.
Мадлен: Что? Ты думаешь, я дура? Эх, ничего ты не понимаешь. Смотри, сколько у меня бинтов. Он прибежит за ними, вот увидишь.
Мадлен раздевается, заходит на кухню, ставит чайник – на это уходит около трех минут.
Раздается звонок, она, улыбаясь, идет открывать. На пороге стоит сосед.
Сосед: Слушай, я вспомнил, мне не нравится красный цвет. У тебя желтый есть?
31
Мадлен и сосед сидят на диване в ее комнате, едят шоколадные батончики и смотрят телевизор.
Сосед: Откуда у тебя эта крыса?
Мадлен: Это мне бабушка подарила. На одно из моих дней рождений.
Сосед: А моя бабушка дарила мне всегда один и тот же подарок – бисквитный торт. Она говорила, что тортов никогда не бывает много и что торты приносят счастье.
Мадлен: Правда? Давай купим один и попробуем?
Сосед: Что попробуем? Найти счастье?
Мадлен (смеясь): Ну можно и торт попробовать.
Звенит телефон. Мадлен встает с дивана и берет трубку. Это Саша.
Саша: Алло? Мадлен? Это Саша из магазина. Из которого ты уволилась недавно.
Мадлен (удивленно): Привет, Саш.
Саша: Тут проблема одна. У магазина второй день собака сидит. Наш новый охранник Миша пытался ее отогнать, но она прибегает обратно. Я вспомнила, что видела ее с тобой…
Мадлен: Где она сидит? У фонтана?
Саша: Нет, у дверей магазина. Я как-то видела ее с тобой. По-моему, это была она…
Мадлен: Я иду!
Мадлен бросает трубку, бежит к дверям, начинает одеваться.
Сосед (подбегая к ней): Что случилось? Куда ты?
Мадлен (торопясь): Мой друг… Мой друг ждет меня. Гровер. Это собака. (Она смотрит на соседа). Ты пойдешь со мной?
32
Замедленная съемка. Мадлен и ее сосед, обгоняя друг друга, бегут, пробираясь через толпу, к магазину. Когда до заветной цели остается несколько метров, они слышат веселый, заливистый лай.
Свидетельство о публикации №211083100348