Л. Толстой об образовании

Л. Толстой определяет образование как деятельность,
"Образование есть деятельность человека, имеющая своим основанием потребность к
равенству и неизменный закон движения вперед образования".

В самом определении Л. Толстого содержится ссылка на "самое себя", то есть, образование определяется через образование. Но образование невозможно без развития. Какие же побудительные причины видит Л. Толстой в образовании? Какие стороны этого процесса при этом учитываются?

"В обществе действует несколько причин, побуждающих одних образовывать, а других
образовываться. Возьмем сначала деятельность образовывающегося, ученика. Он может учиться
для того, чтобы избежать наказания, -- это, по определению гр. Толстого, "учение на основании послушания"; для получения награды или для того, чтобы быть лучше других, -- "учение на основании самолюбия"; для получения выгодного положения в свете, -- "учение на основании материальных выгод и честолюбия". Гр. Толстой все тем же неточным и
неуклюжим языком утверждает, что "на основании этих трех разрядов строились и строятся различные педагогические школы: протестантские -- на послушании, католические, иезуитские -- на основании соревнования и самолюбия, наши российские -- на основании
материальных выгод, гражданских преимуществ и честолюбия". Могут ли быть эти основания введены в науку? Нет, отвечает гр. Толстой, главным образом по двум причинам: 1) "при таких основаниях нет общего критериума педагогики, -- и богослов и естественник одновременно считают свои школы непогрешительными, а не свои школы положительно
вредными"; 2) потому, что при системе образования, построенной на одном из перечисленных начал, "приобретаются привычки послушания, раздраженное самолюбие и материальные выгоды; но это, конечно, не суть прямые цели образования". Деятельность образовывающего также управляется различными мотивами, из которых главные: "желание сделать людей такими, которые были бы  для нас полезны (помещики, отдававшие дворовых в ученье и в музыканты, правительство, приготовляющее для себя офицеров, чиновников и инженеров)"; послушание и материальные выгоды; самолюбие; "желание сделать других людей участниками в своих интересах, передать им свои убеждения и с этою целью передать им свои знания". Только этот последний мотив, только побуждение учителя уравнять с собой знания ученика и соответственное побуждение ученика сравняться в знании с учителем -- гр. Толстой признает достойным лечь  во главу угла науки педагогии. Как только образовывающий передал свои знания  образовывающемуся, -- цель образования на данном пункте достигнута: ученик может идти дальше, искать новых учителей, но учитель свое дело сделал, то есть прямое, непосредственное дело образования. Но равенство знаний может быть достигнуто
не на низшей, а только на высшей ступени знания "по той простой причине, что ребенок
может узнать то, что я знаю, а я не могу забыть того, чтО я знаю; и еще потому,
что мне может быть известен образ мысли прошедших поколений, а прошедшим поколениям
не может быть известен мой образ мысли". Это-то и есть "неизменный закон
движения вперед образования".

Л. Толстой видит не только две стороны - учителей и учеников, но и "правительство, приготовляющее для себя офицеров, чиновников и инженеров".

Но основной побудительный мотив образования Л. Толстой видит именно в самой сути образования :"Только этот последний мотив, только побуждение учителя уравнять с собой знания ученика и соответственное побуждение ученика сравняться в знании с учителем -- гр. Толстой признает достойным лечь  во главу угла науки педагогии."

По материалам критической статьи
http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0070.shtml


Рецензии