Глава 16. В большом городе

    

     Я иду по Большому проспекту Петроградской стороны. Лето 1952г. На мне белое в мелкий горошек штапельное платье, сшитое мамой по моде тех времён: четырёхклинка, рукав фонариком, с оборочкой на груди. На ногах красные босоножки с белыми носочками. Русые косы заплетены и уложены "корзиночкой". Обычная провинциальная девочка.

     Иду и смущаюсь. Мне кажется, что все смотрят на меня. В Суоярви идёшь и редко встречаешь кого-то, все лица знакомые. Здесь иначе. Людской поток. Моя провинциальная привычка смотреть в глаза встречному здесь не подходит. Иду, смущённо опустив глаза.

     Это потом я научилась идти в толпе и не замечать никого. "Смотреть и не видеть". Особенно сейчас. Прихожу домой и никого не могу вспомнить из встреченных людей. Все проходят мимо, не отмеченные моим вниманием. Я не запоминаю лиц продавцов магазинов, посещаемых мной ежедневно. Я, за редким исключением, не помню лиц жильцов нашего многоквартирного дома (12 подъездов по 9 этажей). Зачем?

     Зато сейчас я ощущаю себя на месте. А тогда... Пройти по улице было для меня проблемой. Я комплексовала.

     В первое лето в городе я никуда не ходила. У дома был садик. Выходила, садилась на скамеечку под черёмухами. А чаще смотрела из окна на этот садик. Ощущение сиротства, брошенности в этом незнакомом мне мире не покидало меня долго.

     К осени маме дали нормальное (служебное)жильё - комнату 9 кв.м в 4-х комнатной коммунальной квартире на 7-ом этаже этого же дома по той же лестнице со двора - кв.36. Это была большая квартира с длинным чистым коридором, по одну сторону которого были 4 комнаты, по другую единственное окно с видом на Лахтинскую улицу и на упомянутый мною садик. В конце коридора была большая кухня с газовой плитой, раковиной. У каждой семьи свой стол и полка с посудой. Напротив - туалет.

     Наша комнатка была первой, у входа. Дальше жила старушка с огромным котом Маркизом; за ней семья с двумя детьми и ещё дальше другая семья. В комнате у нас стояла та самая суоярвская кровать, где спали мама с Музой. У меня со временем появился диванчик ( пришлось поспать на полу), шкаф и стол - вот вся обстановка. Мыться мы ходили в Пушкарские бани.
     Но ощущение, что мы поселились в настоящей городской квартире, радовало нас.

     Чувство покинутости и одиночества отошло на задний план, как только я 1 сентября вошла в 1-е Ленинградское Педагогическое училище им. Н.А.Некрасова, на Звенигородской, 10. Ездить туда было удобно.Ходил автобус 25. Он шёл через Кировский мост, мимо Летнего сада и Марсова поля; по Садовой мимо Михайловского замка, Русского музея, Публичной библиотеки, Гостиного двора; по ул Ломоносова на Загородный проспект. Я ездила по таким красивым историческим местам! А можно было доехать на 34-ом трамвае. Он сворачивал с Садовой к цирку, потом шёл по Литейному, Владимирскому - опять новые красоты!
     Я влюблялась в этот необыкновенный, красивый город!

              (продолжение следует)


Рецензии
Хорошо ,просто ,ясно ,читается легко

Валентина Максимова   01.09.2011 10:45     Заявить о нарушении