Идеи коммунизма карл украл не у клары, а у викинго

"Мир белый, но его изображают черным".
"В мире всегда уже есть всё, что нужно".
Скандинавские поговорки
.
        Совсем недавно и абсолютно случайно я прочла мнение видного нашего историка о том, что во всех многовековых бедах России виноват не кто иной, как свирепый гунн Аттила. Такой-сякой, нехороший человек, развел тут нам свою дикую Гуннию и вот уже более двух тысяч лет "дело рук его бессмертно, а подвиг его всё ещё не забыт".
       Ученый историк, прямо как какой-нибудь древний шаман-заклинатель, искренне убежден, что дух "Великого Бича Вселенной" до сих пор гуляет по необъятным просторам Гуннии — бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря и проявляет себя то там, то сям, причиняя людям неимоверные муки и страдания вот уже так долго.
       А знаете, наверное, видный ученый в чём-то прав. Тут вдруг на днях один знакомый норвежский философ ни с того, ни с сего выдвинул мне занимательную теорию, что все многочисленные и малоприятные русские проблемы только оттого, что якобы русские сочетают в себе два духа и две крови: скандинавскую и монгольскую. Скандинавская кровь столетьями будоражит русские умы и души мечтами-воспоминаниями о социальной справедливости и варяжском коммунизме, а монгольская — просто наивно-свирепа, ненасытна и разрушительна.
       "Почему бы русским не попробовать теперь пожить в соответствии со своим северным нордическим духом, если со степным татарским ничего хорошего всё равно не получается. Ведь даже само слово "рус" означает викинг. Так древние скандинавы именовали самих себя, а выражение в "викинг" означало "в плавание". Коммуна же с древнегерманского, праскандинавского языка переводилась как "Семейный дом".
       В Норвегии, которая является одной из самых благополучиных стран мира и которая официально находится на втором месте по уровню жизни и доходам на душу населения, уже почти достроен тот самый коммунизм, о котором мы так много наслышаны. Только немногословные норвежцы не кричат об этом на каждом углу, видимо, ввиду своей врожденной нордической сдержанности.

    "Семейный коммунизм" изобрели викинги. Они-то и построили первые в истории человечества коммуны (как и Америку открыли за 500 лет до Колумба), так как считали и продолжают считать до сих пор, что и в суровых природных условиях существования-выживания, и во времена войн и лихолетий и вообще во все, даже самые замечательные, времена - именно таким образом гораздо проще выжить и жить ни чем особо не волнуя свою нервную систему. Хочу особо отметить, что наличие условий для созерцательного спокойствия скандинавы считают самым важным в человеческой жизни и в этом они сходятся с тибетскими буддистами.
       Коммуны, убеждены норвежцы, - это единственный вневременной вид существования общества, который способен поддерживать людей в жизни вне зависимости от общественного строя. Коммунизм в их понимании — своеобразное страхование человека в обществе, придуманное суровыми, серьёзными и несклонными шутить викингами.
       Они до сих пор обижаются на Карла Маркса, который коммунизм обозвал "призраком" и приплел к нему неизвестно зачем эту мало кому нужную, но основательно мешающую созерцательному спокойствию борьбу классов и иже с ними.

       А все-таки, согласитесь, любопытно, что же являла из себя древняя коммуна времен варягов и как она трансформировалась в современное демократическое норвежское государство.

       В Ословском городском парке развлечений "Тусен Фрид" часть территории отведена под так называемый "Викинг-ланд". Три раза по будним дням и пять — по выходным в "Викинг-ланде" устраивается представление для детей и туристов о том, как же жили и чем занимались древние норвежцы более 1000 лет тому назад. Итак, "коммуна" в те древние времена являла из себя длинный бревенчатый сруб, где посередине находились отсеки для проживания семей и одиноких членов сообщества, а с двух сторон примыкали стойла для скота для сохранения и поддержания тепла в холодное время года. Семейные отсеки отделялись от других поленьями или шкурами. Полы во всём помещении коммуны щедро устилались соломой. Члены "семейного дома" общим голосованием выбирали себе "правление" в виде какого-нибудь престарелого и много повидавшего на своём веку викинга-пирата, старушку-шаманку и предсказательницу, и ещё кого-нибудь столь же уважаемого, чаще всего многодетную и многоопытную мать.
       Здоровые мужчины, мальчики с 12 лет, а также, по их желанию, девочки и молодые незамужние женщины регулярно уходили в море пиратствовать. На скалистой, малоплодной земле оставались только престарелые члены коммуны, женщины, маленькие дети, рабы и опытные мастера-корабелы.
       Надо особо подчеркнуть, что соблюдение справедливости — одна из главнейших задач коммун с тех незапамятных времен и по сей день: поэтому даже рабы после пяти лет безропотного труда имели право просить принять их в члены коммунального сообщества и таким образом они становились равными остальным.
       В те далекие времена никто никогда не знал, кто же из воинов ступит на родные камни, а кого потребуют себе в жертву непредсказуемо-капризные морские боги. Возвращение корабля всегда становилось большим праздником. Варяжские воины делили захваченную добычу примерно так: половину отдавали во владение своей коммуне, а половину оставляли родной семье.

    Скандинавские женщины, несколько скупые в проявлении чувств и эмоций, всегда в истории ощущали себя свободными и значимыми. Забеременеть и родить девушке без мужа особым позором не считалось, так как коммуне нужны были люди и все сообщество принималось поддерживать молодую мать. Поэтому девственность тоже не играла в Скандинавии особой роли. Норвежкам разрешалось иметь по два, а иногда даже и три мужа одновременно. Вот была радость, когда хоть одного из них возвращало назад неумолимое Северное море. Если же одновременно приплывали сразу два мужа - и в семье, и в коммуне радость была двойной — викинги практически не знали ревности. Дети от разных отцов считались принадлежащими выжившему. Я думаю, что отцы их всё равно различить бы не смогли: всегда платиноволосых, голубоглазых, белокожих. Поскольку пребывание мужчин на берегу почти всегда было временным, то именно они и оставались с малышами и младенцами, пока их мужественные жены складывали, например, из камней печи для обжига посуды.

       Позволю себе повториться, что коммуны в Нордических странах существуют вот уже более 1000 лет. В своём современном виде они очень напоминают хорошо знакомые всем нам райисполкомы и горсоветы. Норвежская коммуна несет полную ответственность за состояние подведомственной ей территории: дороги, инженерные сети, школы, больницы, коммунальное жилье и т.д. и т.п.

       Все жители района каждые два года всеобщим голосованием выбирают членов так называемого Совета Коммуны. В Норвегии законом запрещено нищенствовать и не иметь жилья. Если человеку совсем некуда податься (родственники не считаются) и по каким-либо причинам он не может работать, коммуна обеспечивает ежемесячный прожиточный минимум, оплачивает наём жилья и коммунальные услуги, выделяет абсолютно необходимую мебель и бытовые приборы. Для этих целей существует "Социальный отдел", куда люди обращаются в случае каких-либо жизненных затруднений и выделенный страждущему "делопроизводитель"; чаще всего психоаналитик, социолог или философ по образованию (в Норвегии таким образом трудоустраивают образованных гуманитариев) довольно оперативно решает вопрос. Естественно, все доходы-расходы каждого индивидуума строго регистрируются, каждый проживающий в стране имеет в компьютерной сети свой персональный номер и обман карается штрафом или тюремным заключением.

       Социальные вопросы, в основном, касаются оплаты дорогостоящих операций, лечения или лекарств; приобретения жилья малоимущими слоями населения; получения студенческих займов и субсидий; обеспечения ухода за инвалидами и престарелыми и тому подобными.

       Самым смешным, на мой взгляд, обращением "в социал", о котором писали в местной прессе, был вопрос оказания материальной помощи в приобретении стада баранов. Норвежский студент в одной из арабских стран влюбился в местную красавицу, и отец невесты в соответствии с восточными традициями потребовал с готового на всё жениха выкуп за дочь — сорок баранов. Норвежская коммуна тщательно подсчитала, сколько стоят требуемые бараны в валюте той арабской страны, проверила, не завышена ли цена, запрашиваемая за девушку, и выделила студенту нужную для счастья сумму.

       В Скандинавских странах весьма и весьма высоки налоги: половина из них поступает в доход государства, половину человек платит своей коммуне.
       Надо сказать, что народ гораздо охотнее платит "коммунальный" налог, чем государственный. В газетах и по ТВ, время от времени, возникают разборки между коммунами и государством по поводу распределения и использования денег. Люди уже гораздо больше доверяют местным коммунальным властям и считают, что те отстаивают их интересы против "государственных бюрократических хапуг".

    Коммуны бывают богатые и бедные: например, Бэрум, к которой я имею честь принадлежать и на территории которого расположены практически все офисы крупнейших мировых нефтяных компаний, согласно газетному рейтингу в шесть раз богаче соседних. Поэтому в стране существует общекоммунальный фонд, куда все коммуны отчисляют определенный процент со своих доходов, но пользоваться фондом могут только "бедные" коммуны. Понятно, что разные коммуны имеют также и разные возможности. 

       Теперь представьте себе, что до Карла Маркса слово "коммунизм" означало просто-напросто "содружество семейных домов-коммун", а теперь скандинавы его как черт ладана страшатся.

       По всем внутрирайонным вопросам, как то: выдача школьникам бесплатнго ленча, продажа коммунальных квартир и вилл низкодоходным и многодетным по специальным ценам, выплата дополнительных единовременных пособий бедным - каждая коммуна вправе принимать собственные решения.

       При норвежских райисполкомах действуют "арбейд-конторы" (биржи труда). Они регистрируют районных безработных, выплачивают им пособие по безработице (80% от прежней зарплаты, но не более официально определенной суммы-максимум), предлагают всевозможные бесплатные курсы по повышению квалификации или переквалификации, компьютерной грамотности и графики, норвежскому языку для иностранцев и прочих. Там же, через "Интернет", доступна всевозможная информация о предлагаемых рабочих местах по всей стране и за рубежом, можно пользоваться необходимыми для поиска работы конторским оборудование и связью. В особых ситуациях "арбейд-конторщики" могут помочь непосредственно и с работой, направить в нужное место.

    "А чего бы вам, русским, не привести в порядок свою нервную систему и не начать просто жить, ну например, как мы — ваши двоюродные братья", — недоумевают норвежские психологи.

    В древних сагах повествуется, что боги укрыли Скандинавию хрустальным колпаком, чтобы все другие и прочие до всего бы своим умом доходили и сами бы сперва попробовали тех "северных ветров, которые создали викингов". Однако многочисленные, традиционно к нам расположенные варяжские аналитики, философы, социологи и социономы, сидящие по своим коммунам, настоятельно рекомендуют нам не разрушать до "победного" конца то хорошее, что мы ещё в принципе имеем, а постараться несколько усовершенствовать и видоизменить.

       А видно не зря наши с вами мудрые предки вежливо пригласили варягов на управление Русью, видно, и в те древние времена они уже были озабочены проблемой построения коммунизма, да неразумные татаро-монголы всему помешали. Если бы не они, наивные и свирепые, то мы бы уже жили как в хрустальной Скандинавии под колпаком у Бога. Вот и сразу нашлись виноватые, которые во всём виноваты!

       А науку счастья, личного и общественного - предлагают теоретически и практически подкованные нордические психоаналитики - надо преподавать в школах отдельным предметом. "Нельзя же пытаться поднять самолет, не прочтя перед тем хотя бы краткой летной инструкции. А то если и взлетишь, то едва ли приземлишься в целости, несмотря на то, что самолеты, конечно же, вещь хорошая", — качают они мудрыми белокурыми головами. Мне они подарили за коммунальный счет все нужные для счастья учебники. Когда прочту, то расскажу, о чём там - в своих следующих статьях. Вдруг даже нам с вами удастся сделаться счастливыми.


Рецензии
Всё верно, Наталья!
У меня кореша в Норвегии. В г. Тромсё и Карашок.
Я мог сам убедиться в справедливости Вашего очерка.
Благодарю!

Владимир Эйснер   23.09.2015 18:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.