Грех

Будучи ребенком, Шай часто проходил мимо церкви Стелла Марис ордена кармелитов, расположенной неподалеку от их дома в Хайфе. Иногда, обойдя ажурные ворота ограды, он прижимался к стойке в высоком дверном проеме и с любопытством наблюдал за происходившим внутри. Пару раз, по его просьбе, отец, считавший себя скорее атеистом, чем верующим, заходил вместе с ним внутрь. Интерьер, запахи, декламации служителей производили впечатление застывшей старины, о которой нечто, находившееся в глубине его существа, знало. Внимание Шая неизменно приковывала крошечная синагога-пещера Ильи-пророка под алтарем – четыре шага вниз. Еврейский пророк в маленькой скульптуре приветствовал всех поднятой правой рукой. Посетители спускались и ставили свечи, однако на разных языках обращались не к нему и не к Богу, а к деве Марии. У Шая тогда сложилось впечатление, что она главнее Бога, хотя нечто, находившееся в глубине его существа, не соглашалось.
Отец не мог ни подтвердить, ни опровергнуть правильности впечатлений Шая: «Существует много разных религий. По верованиям этих молящихся, ребенок, находящийся у мадонны на руках, взял на себя все грехи верующих в него». «Что же они теперь могут грешить и им все простится?..» Тогда Шай еще не знал, что в жизни грех творится каждое мгновение, рождаясь в душах, заражая мысли, и не заявляя о себе ни страхом грядущего наказания, ни глубоким раскаянием, ни надеждой на прощение.
По странному стечению обстоятельств о грехе Шай впервые услышал в раннем детстве от своей бабушки: уже тогда он был причислен ею к первым рядам грешников. Бабушка Шая была верующей еврейкой, но не посещала каких-либо религиозных сборищ. Ее религиозность проявлялась в чтении Торы и молитвенника, в соблюдении Субботы и в боязни греха. Шай часто слышал от бабушки о грехе в связи с его собственными поступками, о которых она сожалела вместо него. Ему оставалось только признать грех и искренне раскаяться. Однако Шай не усматривал никакой связи между своими шалостями, доставлявшими ему радость и веселье, и неведомыми грехами тех в церкви, сосредоточенно, иногда со скорбным выражением осенявших себя крестным знамением. От бабушки он знал, что грех – это поступок, вступающий в конфликт с волей Бога. Что же они сотворили против Бога?.. Бабушка Шая утверждала, что любой порядочный человек боится греха, ибо в душе своей знает, что Всевидящий не оставит грешника без наказания. «Но как же тогда мог появиться Гитлер и так высоко вознестись? – спросил ее Шай. – Что же, большинство не способны отличить хорошее от плохого, добро от зла?» Бабушка ответила, что у нее давно возникло подобное подозрение. Шаю больше хотелось верить бабушке, чем отцу, потому что бабушка точно знала, что Бог существует.


Рецензии