Связь времён

День только начинался.

Мелкие пузырьки возникали на глади лесного озера, чуть покачивались от налетавшего порывами ветра, и беззвучно лопались. Рябь волн не давала возможности углядеть разбегающиеся от них круги. Со стороны казалось, что капельки дождя, пузырьки на воде и волны играют в странную игру, где напрочь отсутствуют и азарт победы, и горечь поражения.
Серый утренний мир освещался мокрыми стволами сосен. Кора деревьев блестела, впитав в себя влагу, и казалось, будто сосны отдают свет Солнца, накопленный ими за лето.

Август – месяц грибов и пора сбора урожая. В зелёных мхах, будто красками нарисованы узоры золотистых лисичек, алых сыроежек и тёмно-красных ягод брусники. Иногда чёрными кляксами по зелени расстилался отходящий черничник. Порой виднелись тёмно-коричневые шляпки боровиков и подберёзовиков.

Ночные заморозки ещё не покрывали воду в лужицах коркой наледи, и лес отдыхал от изнуряющего июльского зноя, радостно подставляя себя под струящуюся с неба благодать дождей.

Ойкеон идёт по лесу, мягко ступая по пышным зелёным коврам. Иногда наклоняется, чтобы отправить в рост горсть спелых ягод, порой поднимает голову вверх и наблюдает за тем, как по ветвям скачут рыжие белки, или как поползень бегает вниз головой по стволу в поисках питательных гусениц и куколок насекомых.
Край Озёр встречает своего сына спокойно и тихо. Ойкеон – плоть и кровь своей родины, ведун племени Журавлей.

Ведать – знать. Ойкеон знает многое. Целебные растения, съедобные и ядовитые грибы, заговоры и обереги, приметы и следы животных. Лес открыл своему сыну почти все тайны.
Но не оттого Ойкеон - ведун рода. Он помнит сказки и предания своего племени. Когда люди забывают свой Род, свои корни – любой удар судьбы превращает их из единой семьи в стаю трусливых, озлобленных одиночек, рвущих горло ближнему, чтобы вырвать своё право на лишний вдох.

Человек, помнящий, что он дед внука и деду внук не так принимает испытания. Может не стать его, но Род живёт, а значит, и он в нём. Недаром, последние слова, которые произносит любой умирающий Журавль, Волк, Медведь и любой другой славянин всегда одни и те же: «Мы встретимся! Мы – обязательно встретимся!» Конечно, встретимся – небеса над Родимой Землёй высокие и чистые – там есть место для всех людей.

Мудрые люди давно поняли: корень Рода – семья. Если семья стоит крепко, если дети чтут старших, и, любя, воспитывают по правде детей своих, Род стоит крепко и ничто его не пошатнёт.

А ещё мудрые люди поняли, что связочками семей в племя являются маленькие условности, которые стали называть обычаями. Невеликая вещь – отдать первый кусок хлеба из нового урожая домовому, а поди ж ты, только у нас на Руси этот обычай и остался. Или, скажем, зачурать место, где блуждал по лесу – здесь только и есть такая привычка.

А если это большая условность, то называться ей обрядом. Свадьба ли, детей ли рождение, тризна ли поминальная – всё своим чередом идёт, и каждый знает, что делать.

Так и устроен мир наш, вроде бы каждое племя живёт по своим обычаям, а обряды все дружно хранят. Оттого и чужые нам люди могут своими стать, только душу Рода познав и приняв, и становятся они уже сородичами.

Сказка – ложь, да в ней намёк. Мудрый человек понимает, что нельзя ребёнка заставлять делать что-то, у него душа ещё свободная, не отвыкшая от чистоты небес. Как же объяснить ему, что хорошо, а что - плохо? А сказкой. Слушает малыш рассказ про Ивана – стрельца и неосознанно на себя примеряет и поступки его, и слова. А как иначе-то? Ответ в сказках есть на любой вопрос, оттого и почитаются на Руси сказочники да певцы – те, что былины поют.

 Былина это рассказ о великих делах предков наших, добрых и злых. Почему про злых помнят? А пословицу-ка, послушай, мил дружок: «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто старое забудет – тому оба долой». Все дела поучительны, только одни повторить стремиться надо, а другие наоборот – не пускать в жизнь свою.

Хорошо осенним вечером собраться у тёплой печи да послушать сказку, али былину. Да только бывает и так, что нет времени для долгого разговора, а ребёнку надо объяснить что-то. На такой случай у народа припасены поговорки да пословицы. Два-три слова ладно да верно пригнанные друг к другу, переходят от родителей к детям не одну тысячу лет. Так вот и создаётся связь человеческая всех племён в единый славянский Род.

Почему славянский? Землепашество на Руси в почёте испокон веку. Пахарь всех кормит: и князя, и дружину, и купцов, и ремесленников. Родственность с Землёй-матушкой через то поддерживается, плодородие её умножается. Земля по-нашему – Ар, вот и выходит, землепашец – Арий. А росичи все землепашцы славные, оттого и прозвище их  - славяне.

Ойкеон знает, как родовые связи создаются и крепятся, как не дать им угаснуть, оттого и звался ведуном. Не будет таких людей, и Род захиреет, зачахнет, а то и вовсе уйдёт из памяти человеческой.

Но, в  миг этот  нет многомудрого ведуна и опытного вождя племени, а есть маленький ребёнок, вернувшийся в родной дом, где отсутствовал много-много дней. Сын леса идёт по моховым коврам и счастлив. Начинается новый прекрасный день.


Рецензии