Формирование внимания школьников на физкультуре

Формирование личностных качеств школьников и стимуляция внимания на занятиях физической культурой в младших классах


В наше время здоровый образ жизни является определяющим фактором здорового человека. Однако многие люди не понимают и не принимают это в качестве аргумента. Вследствие этого ухудшается здоровье всего населения, а особенно подрастающего поколения.
Возраст 6–10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной, например, занятия физической культурой. Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной потребности к занятиям физической культурой.
На успешность и своевременность формирования психических новообразований оказывают влияние факторы психического развития: социальная среда, особенности обучения и воспитания, степень собственной активности личности в работе над собой, а также в определенной мере и фактор наследственности.
У младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания. Поэтому на своих уроках я уделяю особое внимание на формирование умения «жалеть», беречь и выручать друг друга. Для этого я включаю в урок различные эстафеты и командные игры, например «Белые медведи», где надо образовать пару с другим учеником и «поймать» «рыбок» и другие.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности, появление Я-концепции. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Включение детей в ведущую роль на уроке позволяет ребенку проявить свою Я-концепцию в широком спектре. Например, на занятии ребенок может выполнять роль контролера на станции. Где в его функции входит следить за правильностью выполнения упражнений и за результатами. При необходимости – их фиксации в тетради.
 При обучении ребенка новым движениям подкрепляющими агентами могут служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка. Однако на самых ранних этапах обучения удачные попытки выполнить разучиваемое упражнение могут быть подкреплены и более простыми, предельно ясными и приятными стимулами, в которых естественный, биологический смысл не скрывается от ребенка. Например, вместо того, чтобы долго объяснять первоклассникам необходимость точного выполнения упражнения, можно наградить их за усердие возможностью поиграть в любимую игру. У меня некоторым классам очень нравится игра на внимание «Класс, смирно!».
Конкретное, образное подкрепление по ходу выполнения движения или сразу после него облегчает обучение. Раньше я испытывала определенные трудности, как закрепить умение ребят при разминке правильно выполнять те или иные упражнения. Например: ходьба  на носках руки вверх- «Зайчата просыпаются!»; на пятках руки за голову – «Зайчата потягиваются»; в приседе руки на колени – «Волк! Зайчата испугались»; После введение образного названия этих упражнений ряд трудностей исчезло.
 Это сопряжено с образным характером мышления младших школьников. У них еще далеко не все реальные раздражители опосредованы словом. Поэтому предметные подкрепляющие стимулы являются для них более сильными.
Формирование познавательной активности младших школьников в процессе физкультурной деятельности на уроке определяется организационно-методическими условиями вытекающими из интеграции компонентов познавательной активности и содержания разделов учебной программы по физической культуре в соответствии с психологической систематикой видов спорта и соревновательных упражнений.


Рецензии