О Салтыкове-Щедрине, патриотизме и нашем времени

   
                «И отвращение от жизни,
                И к ней безумная любовь,
                И страсть и ненависть к отчизне…»
                А.Блок

  Салтыков-Щедрин.  Сегодня у народа нашей большой страны, пожалуй, на слуху только имя. Да и в современном писателю мире труден он был для чтения обывателя.  И, тем  не менее,  он всё более современен.    Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина  можно назвать энциклопедией русской жизни, энциклопедией критической, которая и сегодня не утратила своей актуальности.
  По-разному называли этого великого и непопулярного писателя, что не уменьшает его значения, а, пожалуй, делает ему честь.  А.Ухтомский называл его Сократом русской общественной мысли,  Г. Успенский радетелем  о русской земле, А. Островский – римским пророком, И. Сеченов – прокурором  русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних… Л. Толстой  писал ему: « У Вас есть всё, что нужно –  сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у Вас одних <…> и по содержанию – любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».
  Наши же современники, в основном, часто используют одно из его крылатых выражений: «въехал в город на белом коне», забыв и имя того, кто это написал, и то, где  и почему это было написано.
  Сегодня литераторы и публицисты больше  обращаются к наследию Л.Толстого и
Ф. Достоевского. Щедрин упоминается редко, а между тем, он был и есть не только великим художником слова, но и «учителем жизни».  В его произведениях много сарказма по поводу современной ему России, а  «бич сарказма, - по выражению  декабриста М.С. Лунина, - так же сечёт, как и топор  палача».
  Не всем нравились его обличения  российских пороков,  презрение к моральному уродству, многие, может быть, видели в его героях и себя; но «…нельзя  иначе устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эти слова принадлежат великому Гоголю, и лучше не скажешь! В сатире Щедрина, его жестоком смехе И. Тургенев, почитатель своего великого современника, находил даже что-то «почти страшное».  Щедрин выражал своё отношение к порокам открыто и смело. А. Чехов говорил: « Открыто презирать умел один только Салтыков», при этом стоит отметить, что писал он всё же с оглядкой на цензуру.
   Насколько же гуманнее и свободнее для людей творчества был этот уже позапрошлый ХIХ-й век, так заклеймённый большевиками, не безуспешно уничтожавшими русскую культуру вместе с «миром насилия»! Салтыков-Щедрин мог писать и издавать свои книги, быть редактором «Отечественных записок».
  Сегодняшнему читателю, может быть, трудно понять все нюансы сатиры Салтыкова-Щедрина без знания истории, и всё-таки вдумчивый  человек, любящий и ценящий русскую литературу, и сегодня находит в его творениях, по выражению М. Горького, «заветы прошлого и яд настоящего, и загадки будущего».
    С. Макашин пишет: «Яд» пережитых исторических ошибок, преступлений и трагических деформаций нравственных ценностей проник во все поры личной и общественной жизни, вошёл разрушительным вирусом в сознание, психологию и мораль и опустил идеологический, духовный  и общекультурный уровень страны и народа до небывало низких отметок.»*
 Щедрин писал нам из своего века: «Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живёт без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы».  Сам он называл себя «будителем общественного сознания».
        Патриотизм его выражался прежде всего в любви к своему народу. Он писал: «Все общественные идеалы, как бы не было велико их разнообразие <…>, сосредоточиваются в одном великом понятии о народе, как о конечной цели всех стремлений и усилий». Но окружающая его действительность вызывала в нём и другие, совершенно противоположные чувства: «… как бы я не был предан массам, - писал он, - как бы ни болело моё сердце  всеми болями толпы,  я не могу следовать за нею в её близоруком служении неразумию и произволу». К своему народу он относился, как к большому ребёнку, способному и на добрые, и на жестокие опрометчивые поступки. В его художественных образах не стоит искать глумления над народом, «скорее это – страдание и любовь, и неприятие того, что порой делает человек из толпы»*.
  Щедрин был убеждён, что современная ему Россия не была готова к демократическим преобразованиям, долгие годы крепостного права сказались на народном характере. В успех революционных преобразований он не верил. Значение же интеллигенции он ставил очень высоко и всегда выступал против насилия. «Я люблю Россию до боли сердечной, - говорил он, - и даже не могу помыслить себя  где-либо, кроме России».
    Но не всё мог объяснить себе великий мыслитель, наравне почти с религиозной верой в Россию, считая её загадочной,  он не находил причин её экономической и гражданско-правовой отсталости при высоко ценимых в мире достижениях её культуры.
   Щедрину было совершенно чуждо националистическое высокомерие. Ему принадлежит лучшая в дореволюционной России легально изданная статья, обличающая антисемитизм,- «Июльское веянье». «Идея, согревающая патриотизм – это идея общего блага, <…> это – школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве». Он презирал и клеймил все виды лжепатриотизма: милитаристско-государственный, паразитарно-хищнический, охранительно-реакционный. Тех, кто всегда готов был «выждать потребный момент и как можно проворнее переодеться и загримироваться»,  называл он «пёстрыми людьми». «Взамен совести  выросло у них во рту по два языка, и оба лгут».
  Читая Щедрина сегодня, приходишь к мысли, что не так уж далеко ушли мы от его времени,  и та огромная панорама русской жизни, написанная его  резкими густыми штрихами, - всё та же наша жизнь.  В этой картине и мы с нашим пустословием, забалтыванием актуальных проблем, которые невыгодно решать, и пёстрые люди , и наше молчание, потому что спокойствие нам дороже… Что это? Равнодушие? Трусость? Что бы  ни было, это не имеет никакого отношения к патриотизму.
  Живя среди своих героев, иногда Щедрину казалось, что бредёт он по какому-то тёмному коридору, из которого не суждено ему выбраться до конца своей жизни. Но вера в грядущую справедливость у него всё же была! Иначе не создавал бы он свои бессмертные творения.

 

*Здесь и далее: Литературная газета. Май 1989г N 19.


Рецензии
Некрасов писал Тургеневу о Щедрине: "Гений эпохи – Щедрин – туповатый, грубый и страшно зазнавшийся господин". Розанов же высказался так: «Щедрин около Гоголя как конюх около Александра Македонского». И еще: «Как «матерой волк» он напился русской крови и сытый отвалился в могилу». «Ведь не пошел же юноша-Щедрин по судебному ведомству, в мировые посредники, не пошел в учителя гимназии, а, как Чичиков или Собакевич, выбрал себе «стул, который не проваливается» – министерство внутренних дел. И дослужился до вице-губернатора: должность не маленькая. Потом в чем-то «разошелся с начальством», едва ли «ратуя за старообрядцев» и его выгнали. Он сделался знаменитым писателем».
Я не скажу, что полностью согласен с этими выпадами, но мне нравятся непричесанные высказывания Розанова, потому что они нарушают нашу застарелую традицию превращать классиков в каких-то идолов, грозно смотрящих с портретов на стенке.
Как у Бунина в "Жизни Арсеньева": "Я истинно страдал при этих вечных цитатах из Щедрина об Иудушках, о городе Глупове и градоначальниках, въезжающих в него на белом коне, зубы стискивал, видя на стене чуть не каждой знакомой квартиры Чернышевского или худого, как смерть, с огромными и страшными глазами Белинского, приподнимающегося со своего смертного ложа навстречу показавшимся в дверях его кабинета жандармам".

Владимир Алисов   08.04.2016 13:50     Заявить о нарушении
Знаете, Володя, когда любишь, любишь сильно и преклоняешься перед кем-то, чаще перед женщиной (правда, в нашем веке это - редкость), то этот человек становится почти идолом, и это неоднократно подтверждает поэзия. Вы выбрали отрицательные высказывания великих, вероятно, потому что сами - не поклонник Салтыкова-Щедрина.
Не уместнее ли было бы написать свой отзыв о нём, а не повторять чужие слова, именно слова чаще сказанные, нежели написанные. Вы не рассердитесь, если я приведу здесь Вам цитату из Куприна?
"- Толстой? - орал он и устно и письменно, и печатно. - Состояние перевёл на жену, а сам... Великий писатель земли русской... Урра!..
- Пушкин? О, вот кто создал язык. Помните у него: "Тиха укринская ночь, прозрачно небо"... А жена-то его, знаете, того... А в Тетьем отделении, вы знаете, что с ним сделали? А помните... тсс здесь дам нет, помните, как у него эти стишки:
Едем мы на лодочке,
Под лодочкой вода...
- Достоевский?.. Читали, как однажды он пришёл к ночью к Тургеневу каяться... Гоголь - знаете, какая у него была болезнь?"
Это - рассказ "Последнее слово".
Писателя можно любить и не любить, но учиться у него стоит и знать, конечно.

Дмитрий Ромашевский   12.04.2016 08:42   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий, мы все знаем, что у нас великая литература. Но ведь на нее можно смотреть с самых разнообразных точек зрения. Например - кого воспитывает русская классическая литература, какой тип личности. Она воспитывает критика-нигилиста-лентяя-диссидента. Русские классики были дворянами, то есть были свободны от необходимости трудом зарабатывать на жизнь и независимы в суждениях, так как независимы материально. Поэтому их главные герои - молодые дворяне лет 20-ти, которые ничего не делают и заняты в основном тем, что критикуют "свинцовые мерзости русской жизни". Что такое русская жизнь в представлении нашей классической литературы? Сановники, правящий класс - "негодяи знатные", военные - болваны "скалозубы", чиновники - подхалимы, взяточники и воры, купцы - необразованные хамы, в целом Россия - это город Глупов. И вот такой тип критика-нигилиста, который мы и сейчас можем наблюдать в жизни, успешно формируется нашей великой литературой. На Западе тоже есть свои насмешники Свифт и Анатоль Франс, но почему-то сущность среднего западного менталитета состоит в трудолюбии, "умеренности и аккуратности", что никак не устраивает нашу широкую натуру.
А в результате то перевороты, то разруха.

Владимир Алисов   12.04.2016 13:19   Заявить о нарушении
Володя, я, кажется понял Вас: Вам жаль потерянной дореволюционной родины. Не обижайтесь на меня. Всё-таки мы потеряли и многих талантливых людей, и век 19-й поистине золотой век русской культуры. Я всё-таки не склонен писать о её представителях, вставляя в свои эссе какие-то не всегда точные, полученные в разговорах и записанные третьими лицами компрометирующие представителей культуры высказывания. К И. Бунину это не относится, он писал о себе, о своём отношении к Салтыкову-Щедрину.
Не сердитесь.

Дмитрий Ромашевский   12.04.2016 18:18   Заявить о нарушении
Не убеждён, Володя, что какие-то постыдные моменты жизни великих гуманистов стоит выставлять на показ, основываясь на высказываниях других, может быть, тоже замечательных по-своему личностей. Не мне судить их. Они - люди, а не боги и дороги тем, что совершили на своём поприще. Да, не нравился Салтыков Бунину; но от этого моё отношение к любимому моему поэту и писателю и уважение к великому, повторяю великому сатирику Салтыкову не меняется, особенно неприятно высказывание Розанова. Салтыков со временем стал классиком, а не знаменитым писателем. Высказывание о нём не интеллигентно, и приводить здесь его не стоит. Его не стоило бы приводить и, если бы мы писали о Розанове по той же причине.

Дмитрий Ромашевский   13.04.2016 09:01   Заявить о нарушении
Дмитрий, я согласен, что Салтыков великий сатирик. Я здесь несколько шире хотел высказаться, вообще о нашем менталитете и роли классической литературы. У нас сложилось устойчивое клише "а зато у нас высокая духовность", хотя в чем заключается эта духовность, понять становится все труднее, и не только иностранцам. Вот об этом и писал тот же Розанов: "А хорошие чемоданы пусть англичане делают". Конечно, у него много нестандартных и неприятных высказываний, но если их вычеркнуть, то не будет и самого Розанова. Буддийские гуру говорят: "Встретишь Будду - убей Будду. Простор открыт - ничего святого".

Владимир Алисов   13.04.2016 11:26   Заявить о нарушении
Вообще у нас любой независимо мыслящий и высказывающийся человек обычно вызывает злобную реакцию со всех сторон - и правых, и левых. Это и публицистика Толстого, и Розанов, и современный последователь Розанова Дмитрий Галковский.

Владимир Алисов   13.04.2016 11:45   Заявить о нарушении
Наша народная духовность сильно поубавилась, чему способствовали лозунги: "Отнять и поделить!", "... уничтожить, как класс", "Религия - опиум для народа!" и последующие за этими лозунгами действия. И ещё:
Народные песни сегодня исполняются более оперными певцами, как далёк стал народ от них! Изменился русский язык: лексика, фонетика, скорость речи.

Дмитрий Ромашевский   13.04.2016 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.