Я и Маргарита
Я читал лекцию студентам 5-го курса.
- Созвучные разнокорневые слова можно было бы назвать парономазами, - сказал я, - но такого термина, к сожалению, в лингвистике нет.
Нет, есть, - уверенным тоном возразила мне сидевшая за вторым столом красивая смуглая девушка с длинными, гладкими, черными, как смоль, волосами. – Этот термин я слышала на лексикологии.
- Да? А мне он не попадался. Я думал, что я сам его придумал. Было бы неплохо, если бы он функционировал. Это облегчило бы общение. А то приходится каждый раз прибегать к описательному обороту.
Она обещала посмотреть в лингвистические словари, в книги, чтобы убедиться в наличии этого термина.
После этого эпизода девушка — ее звали Маргаритой - попала в поле моего зрения. Стараясь не привлекать к себе внимания, я незаметно изучал черты ее внешнего и внутреннего облика.
Она была среднего роста, стройная, изящная. Ее тело было настолько гибким и пластичным, а походка легкой и грациозной, что мне казалось: достаточно ей захотеть, и она полетит.
Ее овальное лицо было совершенным. В серых миндалевидных глазах светился ум и проницательность. Открытый высокий лоб с небольшими выпуклостями вызывал представление о мощном интеллекте, прямой классический нос – о благородстве, тонкие дугообразные брови - об утонченности натуры, а вишневого цвета губы с ломаной каймой верхней губы – о чувственности.
Когда я смотрел на нее, в груди у меня щемило, и мне хотелось стать совершеннее.
Я ждал, когда она сообщит мне о результатах поиска, но она не подходила ко мне.
Через месяц я спросил у нее, заглядывала ли она в словари.
- Да. Там написано, что этот термин еще не вошел в оборот, не имеет статус официального научного термина, - ответила она.
- Я же говорил… Но теперь я буду его употреблять… Раз другие преподаватели пользуются им, то мне и бог велел.
Я продолжал наблюдать за нею. Она была интересна мне и как мужчине и как писателю. Мне давно хотелось населить свою автобиографическую эпопею красивыми и умными женщинами.
Я заметил, что на лекциях она ничего не записывает механически, бездумно, она подвергает сомнению каждую произнесенную мною фразу. Один раз в тексте лекции мне попался неуклюжий оборот. Перестроить предложение на ходу я не решился и прочитал ее в том виде, в каком она была записана у меня на листе. Маргарита отреагировала мгновенно. Она поморщилась и с недоумением, вопросительно посмотрела на меня. Меня бросило в жар. Пришлось лихорадочно комментировать, объяснять. Кажется, мне удалось выпутаться из паутины собственных слов и сохранить свое преподавательское лицо. Я понял, что этой девушке палец в рот не клади, и мне это нравилось. Своей критичностью она напомнила мне меня самого, каким я был в студенческие годы
Я тайно восхищался ею, но вскоре заметил, что она, староста группы, нередко пропускает мои занятия. Меня захлестнули досада и раздражение. Я пришел к мысли, что наши отношения необходимо радикально изменить. Мне не терпелось хорошенько проучить ее. Я предвкушал, как на последнем занятии, читая список студентов, которым поставил зачет-автомат, я не назову ее фамилию.
Очевидно, пропуская занятия, она надеялась на мою снисходительность. Но она просчиталась. Если я замечаю, что кто-то пытается злоупотреблять моей симпатией, то, как бы хорошо я ни относился к этому человеку, я решительно иду на конфликт с ним.
В начале декабря во время перерыва она подошла ко мне и спросила, можно ли ей «отработать» пропуск.
Меня захлестнуло раздражение:
Нет смысла отрабатывать. Вы все равно будете сдавать зачет! У вас несколько пропусков.
Она опешила. Видимо, не ожидала от меня такой реакции.
Она заглянула в мой «журнал».
Почему у меня так много «н»? У меня был только один пропуск. – В ее тоне появилось недовольство, холод.
Нет, два. Неужели вы думаете, что я стал бы приписывать вам пропуски? К тому же, кроме пропусков, у вас есть опоздания. Один раз вы опоздали на целый час...
Автобус попал в пробку.
В другой раз вы ушли на час раньше…
Но вы же сами разрешили уйти.
Вспомните, в самом начале учебного года я сказал, что «автоматы» получат только те, у кого вообще нет пропусков. Если есть хотя бы один пропуск, даже по уважительной причине, то придется сдавать зачет.
Когда, она, поджав губы, вышла из аудитории, у меня на душе заскреблись кошки.
На последних двух занятиях студенты читали свои рассказы, написанные по моему заданию.
Публично анализировать рассказы мне было нелегко, так как назначенные мною рецензенты высказывали о рассказах своих товарищей только лестные мнения, и говорить о недочетах приходилось мне одному. Любое критическое замечание студенты принимали в штыки, и моя нервная система была напряжена до предела.
Можно было, конечно, ограничиться комплиментами, но тогда цель этого вида работы – совершенствование стиля юных авторов – не была бы достигнута.
Неожиданно помощь пришла от Маргариты, которая бросила какую-то критическую реплику в адрес рассказа Светы Ермаковой, толковой, симпатичной студентки, которая только что решительно отвергла мои замечания. «Не боится… - подумал я о Маргарите. - Как бы ей самой теперь не досталось».
Когда Маргарита, стоя за кафедрой, читала свой рассказ, со стороны первого ряда шел неприятный гул. Я про себя отметил, что мои предположения начинали подтверждаться: товарищи демонстрировали ей свое недружелюбие. Я хотел вмешаться, призвать студентов к порядку, но неловко было прерывать рассказчика. Маргарита сама остановилась и обратилась к студентке, сидевшей на первом ряду:
Таня, пожалуйста, не мешай!
Ее тон был резким, раздраженным, недовольным. Я понимал, что эта вспышка гнева вызвана, прежде всего, уязвленным самолюбием.
Я ни слова не сказала! - возмутилась студентка.
- Извини. Это я говорила, - призналась рыжеволосая девушка, сидевшая возле окна. – Больше не буду.
Маргарита судорожно улыбнулась и объяснила примирительным тоном:
Шум мешает читать.
Мне понравилось, что она не стала обострять отношения с однокурсниками: значит, достаточно пластична.
Чтение продолжилось.
Ее рассказ «Ива» был написан в романтическом ключе: люди и события, изображенные в нем, были загадочны и необычны. Повествование велось от имени одинокого сорокалетнего мужчины. Героиня была больше похожа на сомнамбулу, чем на юную девушку из плоти и крови. В затянутой экспозиции герой предавался философским рассуждениям об одиночестве. Завязка действия произошла лишь на третьей странице. Глубокой ночью в окно своего дома герой увидел странную девушку, сидящую на заборе возле живописной ивы. Вначале она не вызвала у него интереса, но так как в последующие ночи она снова и снова приходила к иве, у него разгорелось любопытство. Он подошел к ней. При свете фонаря ему непостижимым образом удалось рассмотреть ее глаза: они были «черны, как сама ночь». Они познакомились, разговорились. Оказалось, что у них родственные души. Теперь все ночи напролет они вместе проводили в разговорах о звездном небе и об одиночестве. К сожалению, кроме платонического общения, им ничего не нужно было друг от друга.
Своего героя Маргарита изобразила бесплотным романтиком. Мне было неприятно, что у Маргариты, как и у всех девушек, было весьма искаженное представление о мужчинах средних лет. Ей и в голову не приходило, что нам свойственны те же желания, те же влечения, что и крепким двадцатилетним парням. От молодых людей мы отличаемся только осознанием быстротечности жизни. Мы понимаем, что старость и смерть не за горами, и, охваченные паникой, торопимся получить от жизни последние наслаждения и порой пускаемся во все тяжкие.
.... Общение с таинственной незнакомкой захватило героя, но внезапно без всяких объяснений она перестала приходить к иве. В заключение рассказчик сообщил, что ее звали Надежда. Ее имени автор придал особое символическое значение.
Мои прогнозы полностью подтвердились: после прочтения рассказа студентки набросились на автора с едкой критикой.
Первой нанесла удар студентка со среднего ряда:
Слишком много книжных слов. Мне было неинтересно.
Вслед за нею серию точных ударов провела Ермакова Света. На Маргариту сыпались удары и справа и слева. На ее красивом лице отразились растерянность и напряжение.
Меня вполне устраивал дух критицизма, царивший при обсуждении рассказа: теперь у меня появился простор для маневра. Но меня огорчало то, что студенты выступили против Маргариты единым фронтом. Ее рассказ был не хуже других рассказов, но его подвергли полному разгрому. У меня сложилось впечатление, что с нею сводят счеты. Мои личные обиды отошли на задний план. Мне хотелось поскорее броситься на ее защиту.
Когда студенты закончили выступления, заговорил я.
- Я отчасти согласен с критическими замечаниями Светы, но надо отметить, что ваш рассказ, - я посмотрел на Маргариту, - имеет бесспорное достоинство: у вас хороший литературный стиль.
На ее лице мелькнуло выражение благодарности. Я почувствовал, что вырастаю в ее глазах.
- Да, в рассказе много книжных слов, - продолжил я с воодушевлением. - Но это не канцеляризмы и не штампы. У каждого автора свои языковые пристрастия, свой вкус. Я, например, тоже люблю книжные обороты, несколько повышенную тональность речи. – Я бросил взгляд на девушку со среднего ряда, а потом снова перевел его на Маргариту:
- У вас есть чувство стиля. Это главное для писателя. Но, естественно, есть и недостатки... Основной из них – немотивированное поведение персонажей. Девушка глубокой ночью сидит на заборе возле ивы… От нее ждешь каких-то экстравагантных поступков. Но дальше разговоров на обычные темы она не идет.
- Они говорят не на обычные темы. Они говорят о небе, о луне, - возразила Маргарита своим приятным голосом. - Вы бы стали говорить об этом с девушкой?
А о чем же еще говорить с девушками? – пошутил я.
Она засмеялась.
- Я советую вам обострить сюжет, внести в него элемент драматизма, - продолжил я. - Например, пусть девушка расскажет ночному другу о разрыве с парнем, от которого ждет ребенка. Пусть мужчина влюбится в нее и предложит ей выйти за него замуж. Девушка, конечно, не сможет ответить сразу, она попросит время на размышление, и вам, автору, решать, придет ли она в следующий вечер к иве или навсегда исчезнет из жизни одинокого мужчины.
Обескураженная критикой товарищей, Маргарита, в отличие от других авторов, со мной почти не спорила.
Пришло время зачета. Я сидел спиной к окну. Когда Маргарита начала отвечать, ее осветил яркий луч солнца. Я вдруг увидел, что передние зубы у нее коричневатые, а нижние вдобавок разной длины и зубчатые. Меня передернуло от отвращения. Пока она говорила, я старался не смотреть на нее. Я не мог понять, почему раньше я не замечал ее дефекта.
По выражению ее лица я понял, что она догадалась о постигшем меня разочаровании, и мне было стыдно перед нею.
Выслушав ее ответ, я не стал задавать ей дополнительных вопросов, торопливо поставил зачет, и она навсегда исчезла из моей жизни.
Свидетельство о публикации №211090100143
Почитала несколько Ваших рассказов. Очень даже неплохо, Вы действительно хороший рассказчик. Есть небольшие замечания, но они непринципиальны, это дела вкуса.
А вот чисто технически Вам можно несколько адаптировать текст к неписанным правилам интернета (для удобства чтения разбить сплошной текст дополнительными пробелами между абзацами, и вообще увеличить количество этих самых абзацев).
Что делать? На бумаге текст выглядит и читается совсем иначе, монитор -- совсем другое дело.
Если Вам интересно, могу поделиться своими мыслями по Вашей "проблеме".
Не хочу и не могу считать себя в праве учить учителя, но, возможно, советы "бывалого" Вам в чем-то помогут.
Пишите.
Ольга Клионская 13.06.2012 18:30 Заявить о нарушении
Прочитав Вашу рецензию, я вдруг понял, что мне не нужно много читателей. Достаточно тех, кто есть.
Николай Мелавский 15.06.2012 10:37 Заявить о нарушении