Море? зовёт

        Если посмотреть на перечень Военно-Морских клубов, клуба "Моряков-надводников" не найдёте. А вот клуб "Моряков-подводников есть даже в Урюпинске. Почему? Может возникнуть впечатление, что флот состоит из одних подводных лодок и подводников гораздо больше, чем моряков. Отнюдь. К чему эта приставка-"моряков"? В других стихиях подводников нет."Танкист-наземник". Ко дню ВМФ добавили подводный день. Чем то это пахнет. До сих пор не могу понять, что влечёт юношу на службу в подплав.Моральная сторона-незаметно подкрался к пароходу(чаще всего невооружённому) долбанул втихаря, а потом фотографируй, слегка постреливая по недобитым. Что-то это не особенно романтично.В детских стычках это не приветствовалось,даже наоборот. У нас в роте было 2 класса надводников и 2 подводников. Я спрашивал наши "подводные силы", что их заставило выбрать профессию "ЗК" в довольно тесной,грязной,вонючей,непроветриваемой и без прогулок тюрьме. Аргументы выглядели так: -выслуга,звания,большая зарплата,хорощее питание и ранний выход на пенсию. Такая меркантилность в 17 лет о многом говорит.В фильме "Большие гонки" , один из героев-гонщиков говорит:"Какая романтика-мчаться в железном гробу, который ещё воняет бензином". Не пытаюсь принизить нужность этой профессии,непонятна психология, как непонятен мужчина-гинеколог, воспевающий тонкие любовные переживания. Конечно, на надводных кораблях тоже служба не мёд ."Кто видел в море корабли, а не в конфетном фантике, кто знает как нас там е@ли -тому не до романтики". И всё же. Когда корабль в море идёт полным ходом, разрезая форштевнем волну,как нож масло,игры дельфинов,запах моря, а ты на мостике с сигаретой в зубах. И вся эта, урчащая дизелями махина подчинена твоей воле,а ночью море незаметно переходит в бесконечность-лепота. Айвазовский хороший художник, но если бы море изобразил Куинджи-это было бы ближе к реальности. Но это лирика, а правда жизни в том, что попав на корабль ,"моряки"-подводники так мечут харч, что в гальюн не зайти. По роду службы, мне часто приходилось бывать на ПЛ разных проектов. Впечатление-гнетущее. В свежий ветер у подплава одно желание-скорее погрузитьсяНе любят они море.Выйдя в отставку, все лихие и "героицкие". Барон отдыхает.Примерно, как капраз Юровский, в рассказе М.Глинки "Щукин".Мне ещё верится в светлые помыслы. Офицеров флота считаю элитой В.С. Поэтому, неприятно смотреть на некоторые вещи. Пару раз посетил местный "Клуб моряков-подводников". Понял, что эти клубы создаются в личных, шкурных, а совсем не общественных интересах. Встретил там одного капраза-"командира лодки" ,любителя автономок и флотских песен типа "Когда усталая подлодка..." или "Нам экипаж семья ".Слушая в последней:" с гвоздя гитару снимет старшина.." ,моя рука тянется к пистолету, ибо гвоздь он мог забить только в кабельтрассу-отсюда аварийность. Потом по ТВ он рассказывал школьникам,как его лодка всплывала на Северном полюсе.Я не поленился, сходил в военкомат.Знакомый военкоматчик дал посмотреть его личное дело.Так вот, по окончании Голландии,он почти всю службу провёл во Владивостокском учебном центре. Заканчиваю банально-"тщательнее надо быть,тщательнее"
29  октября 1955 года погиб линкор "Новороссийск" . Это самая большая боевая потеря послевоенного Советского флота.  Именно боевая, т.к. он погиб не из-за чьей-либо халатности и разгильдяйства, а в результате боевой операции итальянских диверсантов. Количество жертв(более 600 человек) превышает все вместе взятые послевоенные потери подводных сил. 55-летие со дня катастрофы прошло тихо и незаметно .. Если же взять общие послевоенные потери л\с надводных кораблей, то станет ясно, что служба на НК не только почётная, но и самая опасная на флоте. Можно, конечно, аппелировать словами Жванецкого-там где подвиг, там чьё-то разгильдяйство. Но сейчас не об этом. Настоящие моряки-люди скромные и, не побоюсь этого слова, интеллигентные. Лишнего шума и пустого звона не уважают. Но, ведь, должна быть и человеческая справедливость. Каждой сестре по серьгам. Численность подводников в общей структуре флота(куда входят БРАВ, морпехи, авиация и т.д.) не велика. Причём, некоторые, после окончания ВМУ ,попадали на новостройки,формирования-переформирования, потом Обнинск, Палдиски, Лиепая и т.д. и через несколько лет такой "подводной" службы уходили в приёмку, НИИ, и т.п. Дослуживались до капразов не видя моря, кроме учебной практики.Но гонору! Только настоящий моряк знает, что такое "сход".Когда месяцами, не будучи в "автономке" , не бываешь на берегу. ОВРе(Охрана водного района) это особенно знакомо." Мой дом -корабль". Справедливо. От себя добавлю-"а не плавказарма". Ибо в казарме, согласно ВЭС(Военный энциклопедический справочник) , размещаются "военнослужащие....кроме матросов, размещающихся на кораблях". Поэтому потом возникают споры-есть "бульба" на 613 или 641 проекте, а может это секретный проект. Это напоминает мне споры в Управлении ВОСО(Военные сообщения), где офицеры в ранге каптри и выше, спорили, где расположен ахтерпик в носу или корме. По телефону они представлялись:"Вас беспокоят военные моряки". Обоссмеятся можно. Разделение флотских на Подводников и прочих"нифилей из под ногтей", придумано не мною. Я просто обозначил уже существующий факт. Причём ,больше всех возмущаются политработники-пассажиры. Это и понятно. Весь экипаж лодки нёс вахту посменно, а им приходилось тянуть односменку с "отпечатком на щеке вафельного полотенца". Это ещё более тяжёлый труд, чем у пожарных. Там, хоть иногда, на пожаре можно размяться.Вот почему "мне хочется смутить весёлость их".


Рецензии
1974 год. Николаевская учебка связи. 4-я рота шифровальщиков.
Традиционно на ПЛ готовят наш третий взвод.
Но на этот раз писарь ошибся и подводниками стали курсанты второго взвода. А нас определили на НК.
Судьба?
Сейчас задумался: ошибка ли?

Сергей Збродов

Валентина 7   15.07.2022 02:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.