Сорок первый, сорок проклятый год

             
   Прошло 70 лет с того дня, когда фашистская Германия напала на Советский Союз.  Но для народов страны, особенно для  тех, кого эта кровавая война задела  своим черным крылом, она навсегда останется  жестоким и суровым  воспоминанием.  Долгие годы события и документы тех лет , в частности первых, самых  трагических  месяцев  войны, были тщательно засекречены и недоступны для изучения и анализа. И лишь после подавления  в 1991 году путча ГКЧП  начали постепенно раскрываться секретные архивы КПСС, КГБ, министерства обороны и других ведомств и становились все более и более известны новые, чрезвычайно важные факты  истории Великой Отечественной войны.
   Как известно, существовала  официальная версия  о том, что  до зубов вооруженная и технически оснащенная  армия вермахта внезапно  напала  на  мирный, строивший социализм  и не готовый еще к войне Советский Союз. Насчет внезапности – хорошо известно, что это ложь, что  уже давно многочисленные разведчики  информировали  руководство страны  об агрессивных планах Германии. Но здесь речь не об этом. Из  документов, хранившихся в архивах  МО СССР видно, что Красная Армия к 22 июня 1941 года по количеству и качеству вооружения имела значительное преимущество над вермахтом:  танков  Т-34 и КВ  в 4 раза больше(13 тысяч против 3300, самолетов – в 1,5 раза. Только автомашин примерно равное число – 500 тысяч. Чем же тогда можно объяснить неслыханный и невиданный разгром  этой армии  в первые несколько месяцев войны.  Большим боевым опытом  немцев? Действительно,в танковых и моторизованных частях Красной Армии кадровые офицеры составляли только 50% , а в пехотных – от 35 до 10 %. Остальные были резервистами, чья профессиональная подготовка была значительно ниже. Всего за 2 недели боев , к примеру, Юго-Западный фронт потерял 4 тысячи танков, а противник  - за 2,5 месяца лишь 186 танков. Уже к 8 июля из 211 танков в строю осталось 2 танка Т-34 и 12 БТ.  Особенно удручающими были потери стрелкового оружия – за 6 месяцев 1941 года  Красная Армия потеряла 6 миллионов 300 тысяч единиц. Тогда как  «нормально « допустимые» потери не должны превышать  700 тысяч. Скорее всего, оно было не столько потеряно, сколько просто брошено при отступлении. Зато количество грузовиков, являвшихся средством передвижения для  солдат при отступлении, снизилось всего на 10%.
   Соответственно недавно опубликованным секретным данным военной статистики «общее число всех категорий выбывшего за годы войны личного состава: убитые, умершие, пропавшие без вести, пленные, демобилизованные и осужденные» на 2 миллиона 343 тысячи человек меньше,  чем , согласно той же статистики, « суммарное число  убывших по различным  причинам из армии». Эту разницу, эти свыше двух миллионов составляют, главным образом,  дезертиры. Но не только. После указа о мобилизации от 22 июня 1941 года на призывные пункты на Украине, в  Молдавии и в  Белоруссии не явилось свыше 5 миллионов человек. И это вовсе не потому, что  немцы захватили эти республики раньше, чем люди успели придти на призывные пункты: ведь Белоруссию немцы оккупировали лишь в конце июля, а Украину – к сентябрю-октябрю 1941 года. Так, по Харьковскому военному округу на 23 октября прибыло всего 43% общего числа призывников. Уже после мобилизации было немало случаев бегства призывников во время их транспортировки на фронт. Так, из числа призывников в Сталинском военкомате(Донбасс) сбежало 35% призывников. Еще более страшная картина с пленными. В период с 22 июня  1941 года по 1 июля 1942 года (за год)  Красная Армия взяла в плен 17 тысяч 285 немецких солдат и офицеров,  а в 1944 году 80 тысяч. Немецкая армия  только в 1941 году взяла в плен 3 миллиона 800 тысяч советских солдат и офицеров (в том числе 63 генерала). Из них было не менее 40 тысяч перебежчиков -  у немцев за 3 года войны их было лишь 29. В Красной армии были даже случаи, когда  командиры уходили на сторону врага вместе со своими солдатами. Десятки летчиков перелетели на своих боевых  самолетах и их них  были даже сформирована «русская» авиачасть люфтваффе.
   Всего же за половину 1941 года Красная Армия потеряла не менее 8,5 миллионов человек. Из них: погибли на поле боя и умерли в госпиталях 567 тысяч(примерно7%), 235 тысяч погибло от неназванных «происшествий» и умерли от болезней. Раненных и заболевших было 1 миллион 314 тысяч. Итого: убитых и раненных – 2 миллиона 100 тысяч(25% всех потерь), 3 миллиона 800 тысяч – пленные(около 45% всех потерь), от 1 до 1,5 миллионов – дезертиры и уклонившиеся от фронта(вместе с пленными 56-62% всех потерь).  И, наконец, около 1 миллиона человек – раненные, брошенные при отступлении и неучтенные в донесениях с фронта.
   Причины такого ужасного поражения Красной Армии в первые месяцы войны и такой не менее ужасной цены  победы советского народа в Великой Отечественной войне весьма сложны и многообразны.  Кроме уже упомянутых официальных причин (фактор внезапности и техническое превосходство), есть еще и другие, более веские причины, которые во много кроются в самом характере советского социалистического строя.  Как известно, в 1939-1940 годах, согласно  пакту «Риббентропа-Молотова», к Советскому Союзу отошли страны Прибалтики, Западная Украина и Западная Белоруссия,  и  сразу же началась их насильная «советизация» - принудительная депортация в Сибирь  и Казахстан, организация колхозов и другие прелести  страны советов. И в 1941 году Советский Союз  заплатил за это  - в спину отступающим в июне 1941 года частям Красной Армии стреляли со всех чердаков и подворотен, немцам выдавали комиссаров и коммунистов. Потом за этот пакт заплатили еще в 1942-1944 годах, когда десятки тысяч   людей из  стран Прибалтики пошли служить в СС, 53 тысячи добровольцев, в основном с Западной Украины, явились в украинскую дивизию СС «Галичина». Кстати, село Хатынь сожгли не немцы, а 118 –й батальон украинской полиции, а расстрели в Бабьем Яру осуществляли украинские полицаи. А были еще и украинские части ОУН и отряды Бандеры. И третий раз за этот пакт СССР заплатил в 1944-1945 годах и даже еще позже, когда шла война с бандитами в Прибалтике и Западной Украине.
   Но  была и еще одна причина, которую Советская власть вместе с Коммунистической партией  признавали менее охотно. Народ страны, колхозники, одетые в военную форму(а Красная Армия была на 3/4  крестьянской) не хотели воевать за Советскую власть. Они на своем горбу хорошо узнали, что такое крепостное колхозное право и не прочь были это ярмо сбросить , а не отдавать свои жизни. На это и была главная ставка немцев в 1941 году, это обещала геббельсовская пропаганда. Но затем даже у ненавидевших советскую власть людей постепенно открылись глаза на все преступления фашистов, на их бесчеловечную расовую теорию, на их «новый порядок». Как говорил Сталин в своем докладе 7 ноября 1941 года, глупая политика Гитлера превратила народы СССР в заклятых врагов  нынешней Германии». Это  и способствовало в немалой степени восстановлению духа и боеспособности  Красной Армии и всего  советского народа и превращению войны в народную, отечественную и священную.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.