Рассеянный в израиле колено левия

                Окончание

                ОЧЕРЕДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

   Второй храм просуществовал пятьсот восемьдесят шесть лет, на двести двадцать два года дольше, чем первый ( за скрупулезную точность этих цифр, видимо, трудно поручиться ).
  Это был уже не тот храм, который построил Зоровавель. Его полностью перестроил царь Ирод.
  Ирод был идумеянином, обращенным в иудейскую веру. И как всякий обращенный, старался показать приверженность закону Моисея еще с большим усердием, чем коренной иудей. И хотел перестроить старый храм так, чтобы он выглядел столь же великолепно, как и тот, что построил Соломон.
  Насколько это удалось, могли судить лишь его современники, но очевидцы свидетельствовали, что даже если храм Ирода и уступал тому, что построил Соломон, он выглядел величественно и производил неизгладимое впечатление своей архитектурой. Ибо в Ироде в равной степени уживались две ипостаси:он был тираном и неуемным строителем, и строил много и со вкусом.
  К строительству храма Ирод привлек священников, обучив их строительным специальностям. Они сами должны были строить помещения для проведения служб, а также комнаты, в которых содержалась храмовая утварь, и те, в которых они должны были жить. Чтобы все было в соответствии с законом Моисея.
  Разумеется, соблюдение внешней святости не гарантировало соблюдения истинной святости. Между священниками шло постоянное соперничество За влияние и власть над умами прихожан боролись книжники, фарисеи, саддукеи. Первосвященник и его родственники цепко держали власть в своих руках и никому не собирались ее уступать.
  Был создан и Синедрион из семидесяти двух священников, который собирался, когда надо было решать наиважнейшие вопросы религиозной жизни, особенно, когда в обществе появлялись люди, проповедующие взгляды, идущие вразрез с их мнением. Разногласия, царящие внутри, забывались, и все дружно ополчались на таких "отщепенцев"
  В таких случаях не гнушались и убийством. "Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником",- обвинял их Иисус Христос.
  Убийство это было совершено давно. Если открыть книгу пророка Захарии, то именно он называет себя сыном Варахииным, и голос Господа был к нему во второй год правления персидского царя Дария.
  Если бы Захария просто обличал своих соплеменников за отступничество, это, может быть, не привело бы к его убийству. Но пророк рассказывает о видении, которое ему было:"И показал он мне Иисуса, великого иерея".
  А далее Господь говорит Иисусу, что если он будет ходить по Его путям и стоять на Его страже, то он будет судить Его дом и наблюдать за Его дворами. "Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие пред тобою,, мужи знаменательные:вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ".
  Книга пророка заканчивается обещанием Господа все-таки смилостивиться, что, однако, не убавило гнев его преследователей. Пророк Малахия вообще пообещал, что придет день, "пылающий, как печь", и все надменные и поступающие нечестиво будут "как солома, и попалит их грядущий день", но, похоже, участи Захария ему удалось избежать.
  Кстати, прежде, чем Господь начнет карать, Он пошлет Илию - пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного".
  С Илией отождествляли Иоанна Крестителя, или, как его еще называют, Предтечей. Он родился у престарелого храмового священника Захарии и его жены Елисаветы.
  История рождения Иоанна напоминает историю рождения Исаака. Только Сарра за неверие в то, что она сможет родить, когда давно уже нет "обычного женского", наказана не была, а Захарию Ангел Господень наказал немотой.
  Немота эта исчезла, когда сын родился, и Захария написал на дощечке, что его надо, как и велел Ангел, назвать Иоанном (Данный Богом или - Господь сжалился).
  Божье колено остается Божьим, независимо от того, как зовут Бога. Ибо Бог один, а разные имена ему дают люди, которые приватизируют его и наделяют теми чертами, и качествами, которые свойственны им самим или которые они хотят видеть у своего избранника.
  По линии отца Иоанн был наследником рода Аарона (некоторые исследователи утверждают, что и по линии матери), что вполне закономерно. Разве мог быть "новый Моисей" иного происхождения, хоть его больше сравнивали с Илией? Ведь, как и в случае с Моисеем, Иоанн пришел, чтобы говорить то, что было внове для иудеев.
  Мать Иисуса Христа была родственницей Елисаветы. Приводя его родословную, евангелист Лука упоминает Левия, тем самым давая понять, что в его происхождении соединяются две ветви - Давида и Левия.
  Он же рассказывает и о том, что Иисус, увидев мытаря по имени Левий, "сидящего у сбора пошлин", велел ему следовать за ним. И тот, все оставив, последовал.
  "И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение;и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними".
  Разумеется, Христос позвал его не ради угощения. Ему важно было присмотреться к тем, кто мог бы стать его учеником. Позже Левия назовут Фаддем, и он станет одним из семидесяти Апостолов, но о его деятельности мало что известно.
  Известным стал другой левит, который лично  с Иисусом знаком не был - Иосия, прозванный Варнавой (на иврите - Барнаба - сын утешения).
  Когда после распятия Христос стал появляться своим ученикам, это вызвало небывалый энтузиазм не только у них, но и у многих других иудеев. Особенно после того, как на двенадцать Апостолов Христа сошел Святой Дух, и они стали говорить на разных языках.
  В храме же были верующие из разных частей Римской империи, даже из самого Рима, не говоря уже о более близких - Сирии или Кипра.
  Родом из Кипра и был левит Варнава. Однако учился он в Иерусалиме, и, видимо, вообще постоянно жил здесь, потому что даже имел свой участок земли. Увлекшись проповедями Апостолов, он продал его, а деньги отдал им на их деятельность.
  Но вскоре он и сам приобщился к ней, и даже вовлек в нее своего племянника Марка, в будущем автора одного из Евангелий.
  Благодаря заступничеству Варнавы Апостолы поверили в то, что недавний их гонитель Савл действительно внутренне совершенно изменился после встречи с явленным ему по дороге в Дамаск Иисусом Христом, и теперь он самый преданный последователь Его учения.
  Заступничество Варнавы исследователи объясняют тем, что он и Савл учились вместе у одного законоучителя, знаменитого Гамалиила.
  Проверить достоверность этого факта нет никакой возможности. Скорее всего, это просто чье-то предположение, которое со временем стали считать аксиомой. Как и то, будто бы и сам Гамалиил принял христианство, что также ничем не подтверждено. А вывод такой сделан потому, что тот вступился за Апостолов Петра и Иоанна, когда тех судили в Синедрионе. "И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их:ибо, если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится. А если от Бога, то вы не можете разрушить его;берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками".
  Столь логичный и трезвый голос возымел действие, но не остановили от битья Апостолов. А, избив, отпустили, "запретивши им говорить об имени Иисуса".
  Поскольку атмосфера в Иерусалиме вокруг Апостолов все более сгущалась, они решили разойтись по разным городам и весям, чтобы проповедывать слово Христово вдали от своих гонителей.
  Варнаве велено было идти в Антиохию, в ту пору столицу Сирии. Там его деятельность была весьма успешной, и он пошел в Тарс, откуда был родом Савл - Павел, и где находился в этот момент, "привел его в Антиохию".
  "Целый год они собирались в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами".
  Так благодаря Варнаве Апостол Павел стал у основания Христианской церкви.
  Позже они предпримут вместе многие миссионерские путешествия по городам и странам Малой Азии, в частности, и тем территориям, которые ныне являются частью Турции и Ирана. Со временем же самым действенным помощником Апостола Павла станет племянник Марк, к которому, похоже, он поначалу чувствовал недоверие.
  Что касается Варнавы, то его считают основателем епископского престола в Милане.
  Потом он вернулся на Кипр, но здесь отношение к нему изменилось:ранее иудеи выслушивали его более благосклонно, но теперь все больше озлоблялись на его отступничество, и окончилось это противостояние для Варнавы печально:его побили камнями, а тело хотели сжечь. Но - по преданию - огонь его не взял, а племянник Марк похоронил убитого в пещере, положив ему на грудь, согласно завещания Варнавы, переписанное тем ... Евангелие от  Матфея (может, Варнава его редактировал?), по которому его и опознали, когда нашли тело Варнавы спустя сотни лет.
 


Рецензии