Теорема о творчестве
Далее Вернадский продолжает:
«Долгое время эти выводы считались достоверными следствиями, законом природы, не находили исключений из этого правила, приведшего к важным научным открытиям. Философская идея о конце мира вместе с тем соответствовала глубоким человеческим настроениям, идеальным антропоморфным представлениям о природе...
Проявления жизни являются эмпирическим фактом, с трудом входящим в рамки других природных явлений в аспекте принципа Карно. Уменьшение энергии, её рассеяние в виде тепла не имеет места в жизни зелёных хлорофилльных растений или автотрофных микробов, взятых в природном аспекте, т.е. неразрывно от биосферы.
Наоборот, в силу факта существования этих живых организмов количество свободной энергии, способной производить работу, очевидным образом увеличивается к концу их жизни в окружающей природе, в конце концов, с ходом геологического времени. Свободный кислород, изготовляемый зелёными растениями, каменный уголь, образующийся из их остатков, органические соединения их тел, питающие животных, движения и другие физические и химические проявления, очень различные и многочисленные, представляют выявления новой деятельности энергии, не сопровождаемой, никоим образом, деградацией лучистой исходной энергии Солнца. Эта энергия перешла в такую форму, которая создает организм, обладающий потенциальным бессмертием, не уменьшающим, а увеличивающим действен¬ную энергию солнечного исходного луча» [1].
А теперь дадим формулировку нашей теоремы: МЕХАНИСТИЧЕСКОМУ КОНЦУ МИРА, ТЕПЛОВОЙ СМЕРТИ ВСЕЛЕННОЙ, ПРИРОДА ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО БИОЛОГИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ (по Вернадскому, жизнь зелёных хлорофилльных растений или автотрофных микробов), НО И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Действительно, ТВОРЧЕСТВО, есть деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Происхождение этого слова теряется в глубинах веков и тысячелетий. Вероятно, оно связано с общеиндоевропейским VAR, означающим выбирать, отбирать, предпочитать что-либо [3]. На Севере России, в Вологодской и Архангельской областях, широко употребимы слова ВАРГА, ВАРГАНИТЬ, означающих делать что-то, привлекающее внимание окружающих. Видимо здесь и родилось, а потом, через Великий Новгород, разнеслось по Руси слово ТО-ВАР (именье, имущество, добро, достаток, пожитки, нажитое). Производными из него стали столь добрые и светлые слова как ТОВАРИЩ – сотрудник, соучастник в чем-то, и ТОВАРКА – подруга и участница, в деле [4].
В общем случае, творчество, это познавательный процесс, выступающий в двух ипостасях. С одной стороны, это последовательность действий, как затрат порций умственной и физической энергии. С другой стороны, это череда событий [5], как фактов целенаправленного преобразования информации [6]. Целью творчества является получение интеллектуального или материального продукта, ценность, полезность и потребительные достоинства которого, в общем, самоочевидны и не требуют никакой дополнительной, разъясняющей информации. За примерами ходить далеко не надо, это все, что создано человеческим гением с момента начала эпохи одомашнивания растений и животных, и изобретения колеса. Привнесем в наши рассуждения немного математики.
Строительным «кирпичиком» в процессе творчества служит элементарное действие, в котором полная его энергия есть сумма связанной и свободной энергий. Под связанной энергией понимается та часть энергии, которая аккумулируется в его материальном и интеллектуальном результате, а под свободной – та, которая рассеивается в пространстве или, как говорят физики, подвергается диссипации.
Если обозначить через W общее количество энергии действия, через x – связанную энергию и y – свободную энергию, то энергетический баланс действия выразится элементарным уравнением: W = x + y. Но для рассматриваемой темы представляет интерес преобразованное уравнение баланса, полученное путем деления всех членов уравнения на величину связанной энергии x. В этом случае в левой части уравнения имеем W / x = S, где S – показатель использования энергии, своеобразный аналог физической энтропии, а в правой x / x = 1, и y / x = – n, где n некое действительное число. В результате уравнение баланса приобретает вид: S = 1 – n. Если домножить величину (y / x = – n) на логарифмическую единицу (log а, по основанию а), то в результате получаем выражение (log а, в степени – n, по основанию а). Чтобы понять, что это такое, вернемся к сущности творческого процесса.
Творческий процесс начинается с внимания человека к некоторой проблеме. В качестве таковой возьмем, для примера, задачу определения четырехзначного pin-кода банковской карты. Логика здесь простая. Если код вообще неизвестен, то, очевидно, на каждое из четырех мест кода претендует десять клавишей клавиатуры банкомата (1, 2, 3… 9, 0). Отсюда, для решения задачи необходим перебор всех возможных комбинации этих клавишей, число которых составит десять тысяч (10 в степени 4). Соответственно, вероятность угадать код с первой же попытки будет равна один к десяти тысячам (10 в степени –4). Если забыты три из четырех цифр, то вероятность угадывания кода возрастет до одного к тысяче (10 в степени –3). Если забыты две цифры, вероятность угадывания составит один к ста (10 в степени –2). Если забыта лишь одна цифра, вероятность угадывания составит уже один к десяти. Но, если код известен, то вероятность его угадывания равна единице.
Та же логика работает и в общем случае. В начале, перед человеком, желающим решить какую-то проблему, из-за обилия вариантов решения возникает информационная неопределенность. В свою очередь, для установления определенности требуется и большое количество разъясняющей информации. Но вот выбран один из вариантов и совершилось первое действие, затрачена некоторая энергия. Если проблема не решилась сразу, то большая часть энергии оказалась потерянной. Лишь крайне малая ее толика сумеет удержаться в нашем жизненном опыте, составив небольшое приращение к нашему знанию [7]. При всей его незначительности, это приращение скажется уже при следующем выборе, так как количество вариантов после произведенного действия уменьшится на единицу. Это означает, что вероятность определения правильного варианта увеличилась, а количество потребной дополняющей информации уменьшилось. Потери энергии будут сокращаться и при дальнейших действиях. Рано или поздно, наступит момент, когда вероятность выбора правильного варианта обратится в единицу. Это значит, что решение найдено, а необходимость в какой-либо разъясняющей информации уже отпала (она стала равна нулю).
Возвращаясь к преобразованному уравнению энергетического баланса получаем, что величина (а в степени –n) есть не что иное, как вероятность события правильного решения возникшей проблемы, а величина (– n = log а, в степени – n, по основанию а) выражает количество необходимой дополняющей и разъясняющей информации этого решения на тот или иной момент по шкале времени.
Обратим особое внимание, что в момент, когда снимаются все вопросы по решаемой проблеме, ДИССИПАЦИИ ЭНЕРГИИ НЕ ПРОИСХОДИТ, ИБО ПОКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ДЕЙСТВИЯ S (напомним, это аналог физической энтропии) ПРЕВРАТИЛСЯ В ЕДИНИЦУ. Что, собственно, и требовалось доказать, так в этом случае вся энергия действия оказалась связанной в результате произведенного действия. Таким образом, естественно-природная функция человека заключается в том, чтобы своим творчеством препятствовать деградации лучистой энергии Солнца и росту вселенской энтропии, обеспечивать непрерывность и продолжительность жизни на Земле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В. И. Труды по геохимии. М., Наука, 1994. с. 344
2. Советский энциклопедический словарь – М: 1980.
3. Кочергина В.А. Учебник санскрита. М. ИОСО РАО. 2001. http://www.ojasvi.kiev.ua/text/sanskrit/udict.htm#v
4. Этимология взята из словаря В.И. Даля – 5. Понятие событие объемлет факт вещественно-энергетического превращения, фиксируя не повторяющееся далее возникновение, изменение, перемещение или прекращение чего-либо, с одновременным указанием на отрезок времени случившегося факта по шкале времени. http://www.proza.ru/2009/04/28/684
6. Под информацией подразумевается любой рассказ о событии, которое уже произошло или может произойти, представленный совокупностью сообщений между корреспондирующими сторонами, осуществляемый путём устной речи, письмом или другим способом с помощью слов, цифр, точек, тире и прочего. Такой рассказ восполняет незнание и снимает возникающую неопределённость. Неопределённость подобного типа измеряется вероятностью события, поскольку любое сообще¬ние о событии несёт тем больше информации, чем менее вероятным оно является (Р. Хартли. Передача информации, сб. ГИФМЛ. Теория информации, и ее приложения, 1957 и Котоусов А.С. Теория информации. М, 2003).
7. Знание, в отличие от информации (по Хартли и Шеннону), есть сохраненный в памяти жизненный опыт.
Свидетельство о публикации №211090100434
Олег Малашенко 23.05.2013 01:24 Заявить о нарушении
Николай Лебедев 2 24.05.2013 10:06 Заявить о нарушении