Интервью по четвергам. Игорь Царев

Друзья, пока что мы формируем вопросы нашим гостям, исходя из собственной фантазии, и, как мне кажется, наши интересы не всегда могут соответствовать интересам читателей. Предлагаю и вам подключиться к нашему новому проекту. Присылайте нам вопросы, сообщайте, с кем бы вам хотелось встретиться в этой "студии". И в этом случае результаты общения с нашими гостями будут более актуальными, более целенаправленными.

А сегодня мы пригласили поэта и журналиста Игорь Царева (http://stihi.ru/avtor/mogila).

Пегас: Игорь, за вами закрепился, на мой неискушённый взгляд,
имидж поэта, который всецело занят только своим творчеством
и практически не реагирует на события извне, которые происходят
в литературной жизни общества, или хотя бы, сайта Стихи. ру.
Возможно, я ошибаюсь, но лишь изредка мне удается уследить за
Вашей общественной активностью. Например, Вы можете быть в составе
экспертов Большого Литературного Конкурса, хотя и реагируете
на происходящие события с некоторой ленцой, вроде бы неохотно.
С чем это связано?

Царёв:   :) Не знал, что так выгляжу со стороны. Но этот имидж меня вполне устраивает. А причины такой нелюдимости - обыденные. Семья, дом, работа - это у меня на первом месте. Все остальное уже вторично. Даже собственные стихи. До литературной жизни и вовсе ни руки, ни ноги практически не доходят. Я, собственно, не очень-то и понимаю, как и зачем в ней надо участвовать. Меня, правда, изредка приглашают в судейские команды на некоторые поэтические мероприятия, но обычно я стараюсь отбрыкаться от такой "почетной" роли. Особенно если уровень конкурса не очень высок. Прочитаешь за ночь несколько сотен стихов молодых стихотворцев, и на неделю-другую обеспечена стойкая идиосинкразия к поэзии вообще. И даже попадающиеся изредка блестящие тексты от этого не спасают.

Пегас: Достаточно просмотреть пару десятков написанных Вами рецензий,
чтобы очертить круг личностей, на творения которых Вы реагируете.
Ну, скажем, Bor, Эклога, Иван Шепета, Лешек. Вам неинтересно,
что пишут другие авторы, или Вы просто пропускаете их творения
мимо своего внимания?

Царёв: На самом деле я стараюсь внимательно следить за новыми поэтическими именами, которые появляются в Сети. И на Стихире тоже. Просто не спешу отметиться под каждым прочитанным текстом, непременно поругать его или похвалить. Бессмысленно и опасно критиковать начинающих. Они еще в восторге от того, что у них вообще что-то получается, а ты им грозно так про глагольные рифмы, про тропы и метонимию... Так ведь можно и вообще желание писать отбить. А тех, кто пишет давно и все одинаково плохо - и вовсе жалко критиковать. Хвалить я не спешу по другой причине. Сколько уже на моей памяти талантливых звездочек вспыхивало на небосклоне Стихиры! Напишут пять, десять хороших текстов, и начинают вдруг писать ерунду. А то и вовсе исчезают. Потому что уже все сказали. Потому что больше им пока не о чем говорить. Ведь поэт - это не просто умение рифмовать. Это еще судьба. Так вот, авторы, которых вы назвали, это люди с судьбой. И мне интересно следить, как они переплавляют ее в строки. Но, пожалуй, и им бы я не оставлял откликов, если б они не были моими добрыми знакомыми. А так - я просто изредка подаю им сигналы, мол, и сам еще жив, и за вами присматриваю.

Пегас: У многих, чьи высказывания я читал на этом сайте,
сложилось мнение, что лучше писать стихи, чем тусоваться по подъездам.
Конечно, все это образно, но с другой стороны, как Вы думаете,
не стоит ли создать некий отстойник, куда сваливалась бы в одну
кучу "любовь-морковь-кровь", а на протертые от пыли полки
дорогих книжных шкафов складывались бы труды,
которые можно воистину назвать стихами?
Всё, что рифмуется - это поэзия, или лучше не писать,
чем писать заведомо слабое стихотворение?

Царёв: Тусоваться или нет - это дело вкуса, желания и свободного времени. Пусть себе тусуется народ. Разве это плохо? Не надо и создавать какие-то дополнительные отстойники для графомании. Время рассудит лучше и точнее нас. Та же Стихира, с ее определенными законами, баллами, анонсами - отменный сепаратор, сортирующий и разделяющий по удельному весу и стихи и авторов. И пусть система не идеальна (это собственно, не так важно), но она есть. И успешно функционирует. И пусть на самом верху рейтинга часто оказываются не лучшие, а лишь более активные (кто больше рецек пишет, тот больше и получает в ответ). Но есть ведь и "ленивые" на рецки авторы, поднятые однако системой в верхние строки рейтингов. Это уже за стихи. Я обычно смотрю на соотношение написанных и полученных рецензий. И если первых мало, а вторых много - верный признак, что автор стоит внимания.

Пегас: К Вам когда-либо обращались издатели?

Царёв: У меня за душой больше десятка научно-популярных книг. И все они, собственно, написаны именно по просьбе издателей. И на гонорарной основе. А вот издать мою книжку стихов никто из издателей не рвется. Разве что за мой же счет... И у 99,9 % нынешних поэтов, как мне видится, та же ситуация. Кстати, это не так плохо на самом деле, так как служит определенным барьером, ограничивающим бесконтрольный рост поэтической макулатуры.

Пегас: Что такое поэтическое тщеславие? Как Вы относитесь к ярко выраженной
агрессивности многих поэтов, зачастую очень известных, на отрицательную
реакцию читателей на их стихотворения?

Царёв: В разумных дозах, как мне кажется, тщеславие должно быть. Оно немного подогревает творческий процесс, подстегивает. Но его надо постоянно держать в узде. Печальная картина, когда оно переходит в болезненные формы. Спасением может быть только юмор и самоирония. Вспоминается надпись, которую, как утверждает один мой знакомый, он своими глазами видел на стенке у писсуара в мужском туалете в НАСА: "Не льсти себе, подойди ближе"...

Пегас: Что происходит с русским языком? Откуда такая небрежность
носителей великого и могучего? Приведёт ли к добру
это ассимиляция классических принципов языкознания с современным сленгом?
Ведь иногда даже авторы моего поколения, которым за сорок,
нет-нет да и ввернут в свои вирши нечто иноязычно-флудово-подростковое.

Царёв: Ничего особенного с языком не происходит. Он прекрасно себя пока чувствует. А вот с некоторыми его носителями - да, беда. Дело в том, что сегодня немодно и непрестижно быть грамотным. И это никак не оплачивается в денежном эквиваленте, не сказывается на благополучии и практически не влияет на карьеру. А потому те, для кого быть грамотным не являлось духовной потребностью, быстро скатились вниз.

Пегас: Нецензурщина в поэзии. Есть желание поговорить об этом? Лешек,
надеюсь, не обидится?

Царёв: Ненавижу нецензурщину в литературе. Но признаю, что есть отдельные люди, которые даже этот языковой пласт могут обратить в искусство, не свалившись в пошлость и похабщину. И тогда это мне интересно. Но использующих нецензурщину в стихах - тьма, а умельцев единицы.

Пегас: Как Вы думаете, есть ли смысл в создании неких организаций,
общественных, творческих, для объединения поэтов?

Царёв: Для поэта никаких таких организаций не требуется. Поэту надо лишь уединение и вдохновение. Забрось его на необитаемый остров, все равно в голове будут вертеться рифмы и складываться строчки. Так уж у пишущих людей деформирована психика и мыслительные процессы.
А вот для Поэзии всевозможные творческие организации безусловно нужны. Потому что без них остановится литературный процесс. Кто-то же должен поддерживать работу сайтов, организовывать вечера, проводить конкурсы, задающие критерии поступательного движения "что такое хорошо и что такое плохо", воспитывающие не столько даже пишущих, сколько читающих, создавая среду обитания Поэзии... Без этого написанное слово повиснет в вакууме.

Пегас: Вы готовы сами принимать деятельное участие в работе подобных организаций?

Царёв: Деятельное - нет. Я ведь уже называл свои жизненные приоритеты: дом, семья, работа. И лишь то, что остается после этого - тратится на поэтическое творчество. А остается, поверьте, совсем немного. И потому просто жалко "отщипывать" от этого еще и время на организационную деятельность. Но посильную помощь всегда стараюсь оказать, когда вижу, что это не просто суета ради суеты, а что-то действительно полезное. Так к примеру, с поэтом и журналистом Александром Поминовым в течение нескольких лет я вел по интернет-телевидению передачу "Час поэзии". Мы приглашали интересных авторов и давали им возможность за час прямого эфира рассказать о себе и своем творчестве. Передача шла поздно вечером, домой приходилось возвращаться из студии заполночь, все это было совершенно на добровольных началах... Но это было интересно и, как мне представляется, общественно полезно.
Так что, пользу поэзии приносит каждый, кто пишет, или организует, или даже просто интересуется стихами. Только дело свое надо стараться делать как можно лучше (и писать, и организовывать, и читать), потому что плохо оно и само может получиться.

С Игорем Царёвым беседовал Эмиль Мамедов


Вы можете задать свои вопросы будущим участникам. Если есть, что спросить, пишите мне на почту emil1966@rambler.ru


© Copyright: Золотой Пегас, 2011


Рецензии
Полезные(для нашего времени)интервью.
Многое злободневно,но вот "читабельно" ли?
Я специально употребил слово придуманное Гумилёвым, просматривая количество откликов и читателей.Может конечно пишут на почту.
Понравилось:"...использующих нецензурщину в стихах - тьма, а умельцев единицы."Вы ещё Прозу не охватили, там творится "тьма":)
Удачи в творчестве!

Роман Юкк   23.09.2011 17:03     Заявить о нарушении